Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Лысенко К.Ю. 1 Типикина А.Е. 1
1 Курский государственный медицинский университет
В данной статье представлен анализ понятия «социального капитала», рассмотрены основные поло-жения данного понятия, методы расчета социального капитала, а также сравнительная характери-стика уровня доверия к основным экономическим отраслям. В современной экономике социальный капитал приобретает особую актуальность. Благодаря его развитию и укреплению можно добиться не только подъема экономики, но и увеличения общего уровня благосостояния общества. Социальный капитал воплощен в человеке и не может продаваться, передаваться или оставляться в наследство по завеща-нию, как деньги и материальные ценности.
социальный капитал
экономика
доверие
доверие к экономическим институтам
1. Виссарионов А. Стратегическое планирование социального капитала// Эксперт оборудо-вание. – 2007. - №112
2. Куркина М.П. Методический подход к оценке управления воспроизводством человече-ского региона / М.П. Куркина, Д.А. Зюкин // Государство и общество: вчера, сегодня, зав-тра. Серия Экономика. 2013. №8(2). С. 74-86.
3. Полищук Л. Экономическое значение социального капитала / Л. Полищук, Р. Меняшев // Вопросы экономики. 2011. № 12. С. 46-65.
4. Полищук Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулиро-вание: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. 2009. №10. С. 4-22.
5. Спицына Л. Ю. Социальный капитал как составная часть институциональной среды / Л. Ю. Спицына, А. А. Шашкова // Молодой ученый. 2014. №5. С. 318-321.
6. Стебаков А.А. Методы измерения уровня социального капитала в России и за рубежом. //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Пра-во. – 2014. - №2-2. С. 430-436.
7. Шевцова О.В. Соотношение социального капитала с экономическими установками, представлениями и моделями экономического поведения этнических групп России // Альманах современной науки и образования. 2012. №7. С. 169-176.
8. Бадалова, Д.Ю. Социальный капитал как фактор современного экономического развития [Электронный ресурс] / Бадалова, Д.Ю., Ясинская И.В., Безгласная Е.А., Бадалова, Д.Ю - http://www.rae.ru/forum2011/pdf/article107.pdf - статья в интернете.

В современной экономической литературе среди факторов благосостояния и роста все чаще стали использоваться такие понятия как доверие и сетевая деятельность, которые в свою очередь объединяются в определение "социального капитала". Проблематика социального капитала в настоящее время активно изучается в рамках различных наук, начиная с экономики, заканчивая этнопсихологией. Это понятие, по мнению Д.Ю. Бадаловой, И.В. Ясинской, Е.А. Безгласной [8], связывают с экономическим развитием стран, построением гражданского общества, поддержкой политических преобразований, формированием личного благополучия, миграцией и другими явлениями. В современной экономике социальный капитал приобретает особую актуальность. Благодаря его развитию и укреплению можно добиться не только подъема экономики, но и увеличения общего уровня благосостояния общества. Социальный капитал воплощен в человеке и не может продаваться, передаваться или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности.

На сегодняшний день категория неформальных институтов используется в социально-экономических, социологических и политических исследованиях, то есть является сквозным для нескольких областей науки. В институциональной экономической теории под неформальными институтами понимаются нормы и обычаи постоянных экономических взаимодействий между субъектами экономической системы. С другой стороны, очевидно, что социальный капитал, понимаемый как совокупность личных взаимосвязей каждого человека с другими людьми, накапливаемый в течение его жизни, и которые он может использовать для решения своих экономических проблем, не может не входить в число составляющих институциональной экономической среды [5].

Л. Полищук [3] обращает внимание, что России словосочетание «социальный капитал» выглядит противоречиво и, можно даже сказать, парадоксально, поскольку «социальное» традиционно воспринимается как дотационное, затратное, пассивное. Тем заманчивее превратить прежний пассив в актив, в инвестицию. Ведь капиталом сегодня могут быть не только финансовые средства или заводы и станки, но и качества людей, их квалификация и формы взаимоотношений. Оказывается, межчеловеческие отношения могут самым радикальным образом влиять на продуктивность экономической деятельности. И даже там, где не хватает материальных активов или техники, привнесение новых человеческих качеств может радикально менять ситуацию. Поэтому уровень воспроизводства человеческого капитала в стране определяет ее уровень развитости и качества жизни [2].

Социальный капитал можно определить через его функции - это совокупность определенных множеств, которыми обладает индивид и которые имеют ряд общих свойств - они представляют собой некие аспекты социальных структур и способствуют действиям индивида внутри данных структур. Социальный капитал является функцией социальных отношений: связи, основывающиеся на доверии и взаимности, способствуют продуктивной деятельности, могут приносить прибыль в виде разнообразных материальных и нематериальных ценностей. Подобно другим видам капитала социальный капитал производителен - он позволяет достичь результатов, которые невозможно было бы получить в его отсутствие.

Таким образом, в основе понятия «социальный капитал» заложена идея об ожидаемой отдаче от инвестиций в социальные отношения. Индивидуумы вступают в социальные отношения и включаются в определенные сети для получения прибыли. Ее основой, по мнению Л. Полищук [4], могут стать, как минимум, четыре важнейших ресурса, которые возникают или усиливаются именно благодаря социальным связям и позволяют повысить эффективность экономической деятельности.

Во-первых, доступность информации. Для обычных рыночных отношений характерно несовершенство информации, то есть ее закрытость, недоступность и, соответственно, высокие издержки на получение полной, достоверной и объективной информации. Социальные связи в определенной среде предоставляют индивидууму полезные сведения, недоступные из других источников, о возможностях и вариантах наиболее выгодного поведения на рынке.

Во-вторых, социальные связи могут оказывать влияние на менеджеров по персоналу или руководителей фирмы. Социальные связи с теми, кто располагает ресурсами и реальной властью, способствуют решению вопросов трудоустройства и развития карьеры не меньше, чем накопленные знания и опыт.

В-третьих, социальные связи индивида могут восприниматься организацией как некие социальные гарантии, обеспечивающие доступ к определенным социальным ресурсам. Социальные связи, «стоящие за» человеком, говорят о том, что помимо индивидуального человеческого капитала (знаний и опыта) он располагает дополнительными ресурсами, на которые, или хотя бы на часть из которых, может рассчитывать фирма, нанимая этого работника.

И, наконец, в-четвертых, социальные связи усиливают и ускоряют процесс признания и адаптации нового работника на предприятии. Принадлежность к определенной социальной группе автоматически подразумевает разделение ее интересов и ценностей, что в свою очередь, обеспечивает не только эмоциональную поддержку, но и высокую степень доверия к новичку в коллективе. Таким образом, социальные связи поддерживают душевное спокойствие работника и открывают ему доступ к ресурсам.

Развитие социального капитала позволяет обеспечивать экономический рост, но как средство предотвращение провалов рынка это не является эффективным инструментом. Поэтому его можно использовать только как фактор движения вперед, т.е. движения к обществу развития. Обеспечивать базисные элементы является обязанностью государство, для чего оно использует законодательство, фискальную и монетарную политику.

Таким образом, формальные институты и социальный капитал, решая близкие задачи, взаимно заменяют друг друга, и при достаточном запасе социального капитала потребность в государственном присутствии в экономике и обществе снижается. В частности, доверие, обмен информацией по социальным сетям, предпринимательская и трудовая этика повышают эффективность инвестиций, компаний и рынков, и экономика в таком случае в меньшей степени нуждается в формальных институтах. При достаточном запасе социального капитала общество может частично замещать государство в основной сфере полномочий последнего - предоставлении общественных благ. Социальный капитал делает возможным саморегулирование отраслей экономики, позволяя сократить масштабы государственного регулирования; аналогичным образом корпоративная социальная ответственность снижает потребность в участии государства в охране окружающей среды, трудовых отношениях, контроле качества продукции.

Социальный капитал воздействует на состояние экономики и общества по двум направлениям - горизонтально и вертикально [7]. В первом случае функция социального капитала состоит в координации действий экономических агентов по предотвращению провалов рынка без участия государства; при этом, как уже отмечалось, сокращаются издержки беспорядка. Во втором случае социальный капитал способствует консолидации и политической активности граждан, а целями коллективных действий выступают надлежащая работа государства и функционирование учреждаемых им институтов; при этом экономятся издержки принуждения, возникающие вследствие злоупотребления властью или ошибочных решений государственных органов.

Значение социального капитала для страны крайне велико, в частности, положительное развитие социального капитала обеспечивает развитие командного духа в обществе, что в свою очередь помогает более эффективно совершать коллективные трудовые действия.

В связи с этим, важно выделить центры накопления социального капитала: общественные организации и объединения; партии и движения; органы государственной власти и местного самоуправления; вооруженные силы страны; конфессии; культурные формирования; научные школы и сообщества; бизнес-сообщества; олигархические кланы; родственные кланы; образовательные организации; спортивные сообщества; клубы по интересам; интернет-сообщества; криминальные сообщества, секты (как центры накопления негативного социального капитала) и др. [1].

Параметры, которые учитываются при оценке социального капитала: радиусы доверия и недоверия; количество групп и стратов; меры внутренних связей; количество НПО; система рейтингов. В промышленности для анализа социального капитала эффективно использование систем рейтингов.

Социальный показатель, как и любой другой экономический показатель, имеет свои методы расчета. Наиболее известными являются: метод Фукуямы, индексно-рейтинговый метод, метод Мирового банка. В частности, для расчета социального капитала по этому методу применяется формула:

,

где, rpn, rpn – радиусы доверия и недоверия n-ных показателей, а K – коэффициент информированности населения о гражданских страктурах.

Оптимальным будет являться покрытия радиуса недоверия 50%. Недостатком данного метода является устаревание и недостоверность данных, а также необходимость проводить периодичные масштабные исследования.

Наиболее эффективным является индексно-рейтинговый метод, так как он обращается напрямую к данным. Индекс процветания стран мира Института Legatum – это комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их процветания и благополучия [5].

Индекс учитывает 79 показателей, объединенных в 8 категорий: экономика, предпринимательство, управление, образование, здравоохранение, безопасность, личные свободы, социальный капитал.

GfK Verein в 2011 году провели исследования уровня доверия, основного показателя социального капитала, к различным экономическим отраслям. По результатам опросов было выяснено, что в России наибольшим доверием пользуются производители техники и электротехники – 65%, чуть меньше доверяют производителям компьютеров и программного обеспечения – 56%. Особым доверием у россиян не пользуются производители продуктов питания – 46%, поставщики энергии и водоснабжения – 44%, производители лекарств – 43%. В исследовании принимали участие 25 стран, в том числе: Великобритания, Франция, Италия, США, Бразилия, Япония, ЮАР, Египет и Россия. Помимо 5 экономических отраслей были охарактеризованы 5 институтов, а также уровень доверия к окружающим. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты опроса GfK Verein по степени доверия (в %)

Страна

Армия

СМИ

Церковь

Интернет

Полиция

Великобритания

84

26

56

43

78

Франция

81

33

45

46

72

Италия

62

26

48

38

64

США

88

42

78

44

83

Бразилия

74

45

65

43

40

Япония

69

32

18

33

55

ЮАР

68

68

82

61

49

Египет

89

36

73

34

48

Россия

58

41

60

41

35

Как мы видим, в России наибольшим доверием пользуется церковь, затем идут: армия, СМИ и полиция. В Великобритании напротив, больше всего доверяют именно армии и полиции. Так же как и во Франции, в Италии, Японии и в США. Бразилия больше всего доверяет армии и церкви, ЮАР – церкви, армии и СМИ, а Египет – армии и церкви.

Рисунок 1 – Показатели доверия к окружающим (в %)

Доверие к окружающим тоже немаловажный показатель в данном исследовании. Доверие - это основа социального капитала, которая выполняет функцию воспроизводства социальной структуры. Кроме того, нравственная основа доверия позволяет также сделать заключение, что доверие есть награда со стороны общества за этическое поведение и соблюдение социальных норм отдельными его членами, а недоверие — наказание за их нарушение. Таким образом, доверие и недоверие выполняют функцию поддержания моральных основ и социальных норм. Чем выше доверие к людям, тем выше эффективность их совместной деятельности. И наоборот, низкий уровень доверия к коллегам может привести к спаду производительности труда.

Экономическое значение социального капитала заключается в его составляющих. Это понятие неотделимо от самого человека, а потому является важной частью экономической системы. Социальный капитал - общественный ресурс, благоприятствующий инвестициям и торговле и способствующий решению различных общественных проблем. Социальный капитал распространяет информацию, укрепляет доверие между партнерами по бизнесу, делает индивидуальную репутацию общественным достоянием, мобилизует ресурсы для общественных проектов, поддерживает благотворительность и иные формы альтруистического поведения и т. д. Все перечисленное позволяет рассматривать социальный капитал как ценный ресурс развития наряду с традиционно учитываемыми факторами - производственным и человеческим капиталом.

Социальный капитал воздействует на состояние экономики и общества по двум направлениям - горизонтально и вертикально. В первом случае функция социального капитала состоит в координации действий экономических агентов по предотвращению провалов рынка без участия государства; при этом, как уже отмечалось, сокращаются издержки беспорядка. Во втором случае социальный капитал способствует консолидации и политической активности граждан, а целями коллективных действий выступают надлежащая работа государства и функционирование учреждаемых им институтов.


Библиографическая ссылка

Лысенко К.Ю., Типикина А.Е. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14331 (дата обращения: 19.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074