В современной экономической литературе среди факторов благосостояния и роста все чаще стали использоваться такие понятия как доверие и сетевая деятельность, которые в свою очередь объединяются в определение "социального капитала". Проблематика социального капитала в настоящее время активно изучается в рамках различных наук, начиная с экономики, заканчивая этнопсихологией. Это понятие, по мнению Д.Ю. Бадаловой, И.В. Ясинской, Е.А. Безгласной [8], связывают с экономическим развитием стран, построением гражданского общества, поддержкой политических преобразований, формированием личного благополучия, миграцией и другими явлениями. В современной экономике социальный капитал приобретает особую актуальность. Благодаря его развитию и укреплению можно добиться не только подъема экономики, но и увеличения общего уровня благосостояния общества. Социальный капитал воплощен в человеке и не может продаваться, передаваться или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности.
На сегодняшний день категория неформальных институтов используется в социально-экономических, социологических и политических исследованиях, то есть является сквозным для нескольких областей науки. В институциональной экономической теории под неформальными институтами понимаются нормы и обычаи постоянных экономических взаимодействий между субъектами экономической системы. С другой стороны, очевидно, что социальный капитал, понимаемый как совокупность личных взаимосвязей каждого человека с другими людьми, накапливаемый в течение его жизни, и которые он может использовать для решения своих экономических проблем, не может не входить в число составляющих институциональной экономической среды [5].
Л. Полищук [3] обращает внимание, что России словосочетание «социальный капитал» выглядит противоречиво и, можно даже сказать, парадоксально, поскольку «социальное» традиционно воспринимается как дотационное, затратное, пассивное. Тем заманчивее превратить прежний пассив в актив, в инвестицию. Ведь капиталом сегодня могут быть не только финансовые средства или заводы и станки, но и качества людей, их квалификация и формы взаимоотношений. Оказывается, межчеловеческие отношения могут самым радикальным образом влиять на продуктивность экономической деятельности. И даже там, где не хватает материальных активов или техники, привнесение новых человеческих качеств может радикально менять ситуацию. Поэтому уровень воспроизводства человеческого капитала в стране определяет ее уровень развитости и качества жизни [2].
Социальный капитал можно определить через его функции - это совокупность определенных множеств, которыми обладает индивид и которые имеют ряд общих свойств - они представляют собой некие аспекты социальных структур и способствуют действиям индивида внутри данных структур. Социальный капитал является функцией социальных отношений: связи, основывающиеся на доверии и взаимности, способствуют продуктивной деятельности, могут приносить прибыль в виде разнообразных материальных и нематериальных ценностей. Подобно другим видам капитала социальный капитал производителен - он позволяет достичь результатов, которые невозможно было бы получить в его отсутствие.
Таким образом, в основе понятия «социальный капитал» заложена идея об ожидаемой отдаче от инвестиций в социальные отношения. Индивидуумы вступают в социальные отношения и включаются в определенные сети для получения прибыли. Ее основой, по мнению Л. Полищук [4], могут стать, как минимум, четыре важнейших ресурса, которые возникают или усиливаются именно благодаря социальным связям и позволяют повысить эффективность экономической деятельности.
Во-первых, доступность информации. Для обычных рыночных отношений характерно несовершенство информации, то есть ее закрытость, недоступность и, соответственно, высокие издержки на получение полной, достоверной и объективной информации. Социальные связи в определенной среде предоставляют индивидууму полезные сведения, недоступные из других источников, о возможностях и вариантах наиболее выгодного поведения на рынке.
Во-вторых, социальные связи могут оказывать влияние на менеджеров по персоналу или руководителей фирмы. Социальные связи с теми, кто располагает ресурсами и реальной властью, способствуют решению вопросов трудоустройства и развития карьеры не меньше, чем накопленные знания и опыт.
В-третьих, социальные связи индивида могут восприниматься организацией как некие социальные гарантии, обеспечивающие доступ к определенным социальным ресурсам. Социальные связи, «стоящие за» человеком, говорят о том, что помимо индивидуального человеческого капитала (знаний и опыта) он располагает дополнительными ресурсами, на которые, или хотя бы на часть из которых, может рассчитывать фирма, нанимая этого работника.
И, наконец, в-четвертых, социальные связи усиливают и ускоряют процесс признания и адаптации нового работника на предприятии. Принадлежность к определенной социальной группе автоматически подразумевает разделение ее интересов и ценностей, что в свою очередь, обеспечивает не только эмоциональную поддержку, но и высокую степень доверия к новичку в коллективе. Таким образом, социальные связи поддерживают душевное спокойствие работника и открывают ему доступ к ресурсам.
Развитие социального капитала позволяет обеспечивать экономический рост, но как средство предотвращение провалов рынка это не является эффективным инструментом. Поэтому его можно использовать только как фактор движения вперед, т.е. движения к обществу развития. Обеспечивать базисные элементы является обязанностью государство, для чего оно использует законодательство, фискальную и монетарную политику.
Таким образом, формальные институты и социальный капитал, решая близкие задачи, взаимно заменяют друг друга, и при достаточном запасе социального капитала потребность в государственном присутствии в экономике и обществе снижается. В частности, доверие, обмен информацией по социальным сетям, предпринимательская и трудовая этика повышают эффективность инвестиций, компаний и рынков, и экономика в таком случае в меньшей степени нуждается в формальных институтах. При достаточном запасе социального капитала общество может частично замещать государство в основной сфере полномочий последнего - предоставлении общественных благ. Социальный капитал делает возможным саморегулирование отраслей экономики, позволяя сократить масштабы государственного регулирования; аналогичным образом корпоративная социальная ответственность снижает потребность в участии государства в охране окружающей среды, трудовых отношениях, контроле качества продукции.
Социальный капитал воздействует на состояние экономики и общества по двум направлениям - горизонтально и вертикально [7]. В первом случае функция социального капитала состоит в координации действий экономических агентов по предотвращению провалов рынка без участия государства; при этом, как уже отмечалось, сокращаются издержки беспорядка. Во втором случае социальный капитал способствует консолидации и политической активности граждан, а целями коллективных действий выступают надлежащая работа государства и функционирование учреждаемых им институтов; при этом экономятся издержки принуждения, возникающие вследствие злоупотребления властью или ошибочных решений государственных органов.
Значение социального капитала для страны крайне велико, в частности, положительное развитие социального капитала обеспечивает развитие командного духа в обществе, что в свою очередь помогает более эффективно совершать коллективные трудовые действия.
В связи с этим, важно выделить центры накопления социального капитала: общественные организации и объединения; партии и движения; органы государственной власти и местного самоуправления; вооруженные силы страны; конфессии; культурные формирования; научные школы и сообщества; бизнес-сообщества; олигархические кланы; родственные кланы; образовательные организации; спортивные сообщества; клубы по интересам; интернет-сообщества; криминальные сообщества, секты (как центры накопления негативного социального капитала) и др. [1].
Параметры, которые учитываются при оценке социального капитала: радиусы доверия и недоверия; количество групп и стратов; меры внутренних связей; количество НПО; система рейтингов. В промышленности для анализа социального капитала эффективно использование систем рейтингов.
Социальный показатель, как и любой другой экономический показатель, имеет свои методы расчета. Наиболее известными являются: метод Фукуямы, индексно-рейтинговый метод, метод Мирового банка. В частности, для расчета социального капитала по этому методу применяется формула:
,
где, rpn, rpn – радиусы доверия и недоверия n-ных показателей, а K – коэффициент информированности населения о гражданских страктурах.
Оптимальным будет являться покрытия радиуса недоверия 50%. Недостатком данного метода является устаревание и недостоверность данных, а также необходимость проводить периодичные масштабные исследования.
Наиболее эффективным является индексно-рейтинговый метод, так как он обращается напрямую к данным. Индекс процветания стран мира Института Legatum – это комбинированный показатель, который измеряет достижения стран мира с точки зрения их процветания и благополучия [5].
Индекс учитывает 79 показателей, объединенных в 8 категорий: экономика, предпринимательство, управление, образование, здравоохранение, безопасность, личные свободы, социальный капитал.
GfK Verein в 2011 году провели исследования уровня доверия, основного показателя социального капитала, к различным экономическим отраслям. По результатам опросов было выяснено, что в России наибольшим доверием пользуются производители техники и электротехники – 65%, чуть меньше доверяют производителям компьютеров и программного обеспечения – 56%. Особым доверием у россиян не пользуются производители продуктов питания – 46%, поставщики энергии и водоснабжения – 44%, производители лекарств – 43%. В исследовании принимали участие 25 стран, в том числе: Великобритания, Франция, Италия, США, Бразилия, Япония, ЮАР, Египет и Россия. Помимо 5 экономических отраслей были охарактеризованы 5 институтов, а также уровень доверия к окружающим. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты опроса GfK Verein по степени доверия (в %)
Страна |
Армия |
СМИ |
Церковь |
Интернет |
Полиция |
Великобритания |
84 |
26 |
56 |
43 |
78 |
Франция |
81 |
33 |
45 |
46 |
72 |
Италия |
62 |
26 |
48 |
38 |
64 |
США |
88 |
42 |
78 |
44 |
83 |
Бразилия |
74 |
45 |
65 |
43 |
40 |
Япония |
69 |
32 |
18 |
33 |
55 |
ЮАР |
68 |
68 |
82 |
61 |
49 |
Египет |
89 |
36 |
73 |
34 |
48 |
Россия |
58 |
41 |
60 |
41 |
35 |
Как мы видим, в России наибольшим доверием пользуется церковь, затем идут: армия, СМИ и полиция. В Великобритании напротив, больше всего доверяют именно армии и полиции. Так же как и во Франции, в Италии, Японии и в США. Бразилия больше всего доверяет армии и церкви, ЮАР – церкви, армии и СМИ, а Египет – армии и церкви.
Рисунок 1 – Показатели доверия к окружающим (в %)
Доверие к окружающим тоже немаловажный показатель в данном исследовании. Доверие - это основа социального капитала, которая выполняет функцию воспроизводства социальной структуры. Кроме того, нравственная основа доверия позволяет также сделать заключение, что доверие есть награда со стороны общества за этическое поведение и соблюдение социальных норм отдельными его членами, а недоверие — наказание за их нарушение. Таким образом, доверие и недоверие выполняют функцию поддержания моральных основ и социальных норм. Чем выше доверие к людям, тем выше эффективность их совместной деятельности. И наоборот, низкий уровень доверия к коллегам может привести к спаду производительности труда.
Экономическое значение социального капитала заключается в его составляющих. Это понятие неотделимо от самого человека, а потому является важной частью экономической системы. Социальный капитал - общественный ресурс, благоприятствующий инвестициям и торговле и способствующий решению различных общественных проблем. Социальный капитал распространяет информацию, укрепляет доверие между партнерами по бизнесу, делает индивидуальную репутацию общественным достоянием, мобилизует ресурсы для общественных проектов, поддерживает благотворительность и иные формы альтруистического поведения и т. д. Все перечисленное позволяет рассматривать социальный капитал как ценный ресурс развития наряду с традиционно учитываемыми факторами - производственным и человеческим капиталом.
Социальный капитал воздействует на состояние экономики и общества по двум направлениям - горизонтально и вертикально. В первом случае функция социального капитала состоит в координации действий экономических агентов по предотвращению провалов рынка без участия государства; при этом, как уже отмечалось, сокращаются издержки беспорядка. Во втором случае социальный капитал способствует консолидации и политической активности граждан, а целями коллективных действий выступают надлежащая работа государства и функционирование учреждаемых им институтов.