Государственные программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда выступают механизмом формирования рабочих мест, неотъемлемой частью социальной гарантии для экономически активного населения, в условиях развития многоукладной экономики [6].
Основополагающим условием устойчивого развития региона является эффективное функционирование рынка труда, представляющего собой тот главный фактор развития территорий, благодаря которому целенаправленно и последовательно трансформируются производственные и социально-трудовые процессы, осуществляется взаимосвязь отдельных хозяйственных комплексов, совершенствуется организационно-экономический механизм управления на всех уровнях пространственной агломерации [7].
Среди перечня конъюнктур образующих факторов стимулирующих или сдерживающие развитие рынка труда (государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров, воздействующие на конъюнктуру временно – стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка и пр.) особую актуальность в последнее время приобретают политические факторы. Общественно-политическая ситуация в России в последние два года продолжает находиться под сильным влиянием внешнеполитических факторов, в первую очередь, связанных с событиями в Крыму и на Украине.
Мониторинг состояния российского рынка труда основан на анализе показателей: коэффициент занятости населения, показатели удовлетворения потребности в рабочей силе, уровень безработицы, соотношение спроса и предложений на рабочую силу. В сравнении с другими странами российский рынок труда характеризуется довольно низкими показателями уровня безработицы, более благоприятное состояние отмечается лишь на рынке труда Японии и Германии (рис.1). Оценивая тенденции развития рассматриваемого показателя нельзя не обратить внимания на устойчивую тенденцию роста уровня безработицы в Италии и снижения в США.
Текущие тенденции безработицы и среднего срока поиска работы на российском рынке выглядят вполне закономерными: по мере снижение общего уровня безработицы в стране конкуренция между претендентами на одно вакантное место возрастает (рисунки 2-3).
Коэффициент напряженности на рынке труда по состоянию в первом квартале 2015 года составил 0,3 человека на 1 заявленную вакансию при 0,2 на аналогичную дату 2014 года.
Рис.1 Уровень безработицы, % к экономически активному населению [3]
|
|
Рис.2 Среднее время поиска работы безработными, РФ, месяцев [4] |
Рис.2 Уровень безработицы, РФ всего, %[4]
|
В четвертом квартале 2015 года рынок труда Тюменской области характеризовался следующими показателями:
˗ экономически активное население -- 1935,7 тыс. человек (в т.ч. занятые -- 1841,6, безработные – 94,1);
˗ уровень экономической активности населения – 71,4%;
˗ уровень занятости населения – 67,9%;
˗ уровень безработицы – 4,9%.
Об осложнении ситуации на предприятиях региона свидетельствует следующие факты:
˗ по данным мониторинга, проводимого органами службы занятости населения Тюменской области, о предстоящем высвобождении в 2015 году заявили 45 организаций области (с учетом переходящих организаций), численность работников, предполагаемых к увольнению в данных организациях составила 1416 человек, что на 2,3% больше аналогичного периода прошлого года. Численность уволенных работников также увеличилась на 38% и составила 516 человек;
˗ численность граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, за первые два месяца 2015 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 597 человек или 13,4% и составила 5055 человек;
˗ рост числа граждан, уволившихся по собственному желанию и по соглашению сторон, доля таких граждан в общем числе зарегистрированных безработных в первые два месяца 2015 года составила 49,4% (увеличение на 1,2 процентных пункта) и 19,6% (увеличение на 0,5 процентных пункта) соответственно;
˗ уровень регистрируемой безработицы увеличился по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 0,1 процентных пункта и по состоянию на конец февраля 2015 года достиг значения 0,7%;
˗ снижение спроса на рабочую силу у работодателей региона (по состоянию на конец февраля 2015 г. численность заявленных в органы службы занятости вакансий составила 21453 свободных рабочих места, снизившись по сравнению с началом года на 20,2% и на 51,6% - по сравнению с аналогичной датой прошлого года). [5].
Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи. В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблется довольно существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде 60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40-60% [6]. В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течение года.
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты:
1. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
2. Опасение потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметили 14% от опрошенных в Тюмени. Респонденты также отмечали что:
˗ 75,2% - устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное свободное время.
˗ 13% - безработица стимулирует овладение новыми специальностями» [5].
Государственные программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда выступают механизмом формирования рабочих мест, неотъемлемой частью социальной гарантии для экономически активного населения, в условиях развития многоукладной экономики [6].
Серьезные социально - экономические последствия безработицы определили настоятельность государственного вмешательства в сферу труда, который содействует разновидности трудовых отношений, регулирует их, лимитирует свободу рыночных сил. В целях стабилизации складывающейся ситуации на рынке труда, оперативного реагирования на возникающие проблемы и сохранения социальной стабильности Правительством Тюменской области принят ряд правовых актов превентивного характера, в том числе:
- создание антикризисного штаба и комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, согласно которому комиссия является координационным органом, созданным в целях мониторинга социально-экономической ситуации в Тюменской области, обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области и предпринимательского сообщества при разработке предложений, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в современных условиях;
- разработка Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тюменской области;
на предприятиях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организация консультационных пунктов с целью подбора подходящих вариантов работы для трудоустройства граждан, оказания предувольнительных профессиональных консультаций высвобождаемым работникам с целью выявления мотивации к труду, поиска работы, выбора профессиональной деятельности, прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, а также выявления потребности в опережающем профессиональном обучении работников [1,2].
Одним из немаловажных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, налаживающего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Программные мероприятия, направленные на устранение возникающих проблем на рынке труда Тюменской области и сохранения социальной стабильности предусматривают следующие основные направления:
˗ организация временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.
˗ организация опережающего профессионального обучение и стажировки работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.
˗ организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности.
˗ содействие самозанятости безработных граждан. [8].
Реализация программных мероприятий нацелена на достижение показателей: установление нижнего уровня регистрируемой безработицы (менее 0,7% на 01.01. 2016 г.); коэффициента напряженности на рынке труда (не более 0,3 человека на 1 заявленную вакансию).
Библиографическая ссылка
Петрова Р.А., Шилова Н.Н. РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14314 (дата обращения: 23.11.2024).