Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

REGULATION OF TENSION IN THE LABOUR MARKET IN CONDITIONS OF POLITICAL INSTABILITY

Petrova R.A. 1 Shilova N.N. 1
1 Tyumen state oil and gas University Institute of management and business
The article provides an analysis of the Russian labour market dynamics of unemployment rates in comparison with other countries, average time of job search. Describes the problems and positive aspects of unemployment. Describes the condition and forward-looking indicators of labor market of the Tyumen region, preventive measures taken by the Government of the Tyumen region, ensuring the preservation of social stability. Are program activities that promote employment and address emerging labour market issues and the mechanisms for their implementation. Key words: labour market, indicators of the labour market, employment promotion programme, the unemployed, the unemployment rate, the employment of jobless mechanism for the implementation of employment programmes.
the employment of jobless mechanism for the implementation of employment programmes
the unemployment rate
the unemployed
employment promotion programme
indicators of the labour market
labour market

 

Государственные программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда выступают механизмом формирования рабочих мест, неотъемлемой частью социальной гарантии для экономически активного населения, в условиях развития многоукладной экономики [6].

Основополагающим условием устойчивого развития региона является эффективное функционирование рынка труда, представляющего собой тот главный фактор развития территорий, благодаря которому целенаправленно и последовательно трансформируются производственные и социально-трудовые процессы, осуществляется взаимосвязь отдельных хозяйственных комплексов, совершенствуется организационно-экономический механизм управления на всех уровнях пространственной агломерации [7].

Среди перечня конъюнктур образующих факторов стимулирующих или сдерживающие развитие рынка труда (государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров, воздействующие на конъюнктуру временно – стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка и пр.) особую актуальность в последнее время приобретают политические факторы. Общественно-политическая ситуация в России в последние два года продолжает находиться под сильным влиянием внешнеполитических факторов, в первую очередь, связанных с событиями в Крыму и на Украине.

Мониторинг состояния российского рынка труда основан на анализе показателей: коэффициент занятости населения, показатели удовлетворения потребности в рабочей силе, уровень безработицы, соотношение спроса и предложений на рабочую силу. В сравнении с другими странами российский рынок труда характеризуется довольно низкими показателями уровня безработицы, более благоприятное состояние отмечается лишь на рынке труда Японии и Германии (рис.1). Оценивая тенденции развития рассматриваемого показателя нельзя не обратить внимания на устойчивую тенденцию роста уровня безработицы в Италии и снижения в США.

Текущие тенденции безработицы и среднего срока поиска работы на российском рынке выглядят вполне закономерными: по мере снижение общего уровня безработицы в стране конкуренция между претендентами на одно вакантное место возрастает (рисунки 2-3).

Коэффициент напряженности на рынке труда по состоянию в первом квартале 2015 года составил 0,3 человека на 1 заявленную вакансию при 0,2 на аналогичную дату 2014 года.

Рис.1 Уровень безработицы, % к экономически активному населению [3]

Рис.2 Среднее время поиска работы

безработными, РФ, месяцев [4]

Рис.2 Уровень безработицы, РФ всего, %[4]

 

В четвертом квартале 2015 года рынок труда Тюменской области характеризовался следующими показателями:

˗     экономически активное население -- 1935,7 тыс. человек (в т.ч. занятые -- 1841,6, безработные – 94,1);

˗     уровень экономической активности населения – 71,4%;

˗     уровень занятости населения – 67,9%;

˗     уровень безработицы – 4,9%.

Об осложнении ситуации на предприятиях региона свидетельствует следующие факты:

˗     по данным мониторинга, проводимого органами службы занятости населения Тюменской области, о предстоящем высвобождении в 2015 году заявили 45 организаций области (с учетом переходящих организаций), численность работников, предполагаемых к увольнению в данных организациях составила 1416 человек, что на 2,3% больше аналогичного периода прошлого года. Численность уволенных работников также увеличилась на 38% и составила 516 человек;

˗     численность граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, за первые два месяца 2015 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 597 человек или 13,4% и составила 5055 человек;

˗     рост числа граждан, уволившихся по собственному желанию и по соглашению сторон, доля таких граждан в общем числе зарегистрированных безработных в первые два месяца 2015 года составила 49,4% (увеличение на 1,2 процентных пункта) и 19,6% (увеличение на 0,5 процентных пункта) соответственно;

˗     уровень регистрируемой безработицы увеличился по сравнению с аналогичной датой прошлого года на 0,1 процентных пункта и по состоянию на конец февраля 2015 года достиг значения 0,7%;

˗     снижение спроса на рабочую силу у работодателей региона (по состоянию на конец февраля 2015 г. численность заявленных в органы службы занятости вакансий составила 21453 свободных рабочих места, снизившись по сравнению с началом года на 20,2% и на 51,6% - по сравнению с аналогичной датой прошлого года). [5].

Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи. В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблется довольно существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде 60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40-60% [6]. В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течение года.

При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты:

1. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

2. Опасение потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметили 14% от опрошенных в Тюмени. Респонденты также отмечали что:

˗     75,2% - устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное свободное время.

˗     13% - безработица стимулирует овладение новыми специальностями» [5].

Государственные программы по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда выступают механизмом формирования рабочих мест, неотъемлемой частью социальной гарантии для экономически активного населения, в условиях развития многоукладной экономики [6].

Серьезные социально - экономические последствия безработицы определили настоятельность государственного вмешательства в сферу труда, который содействует разновидности трудовых отношений, регулирует их, лимитирует свободу рыночных сил. В целях стабилизации складывающейся ситуации на рынке труда, оперативного реагирования на возникающие проблемы и сохранения социальной стабильности Правительством Тюменской области принят ряд правовых актов превентивного характера, в том числе:

- создание антикризисного штаба и комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, согласно которому комиссия является координационным органом, созданным в целях мониторинга социально-экономической ситуации в Тюменской области, обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Тюменской области и предпринимательского сообщества при разработке предложений, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в современных условиях;

- разработка Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Тюменской области;

на предприятиях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организация консультационных пунктов с целью подбора подходящих вариантов работы для трудоустройства граждан, оказания предувольнительных профессиональных консультаций высвобождаемым работникам с целью выявления мотивации к труду, поиска работы, выбора профессиональной деятельности, прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, а также выявления потребности в опережающем профессиональном обучении работников [1,2].

Одним из немаловажных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, налаживающего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Программные мероприятия, направленные на устранение возникающих проблем на рынке труда Тюменской области и сохранения социальной стабильности предусматривают следующие основные направления:

˗     организация временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.

˗     организация опережающего профессионального обучение и стажировки работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу.

˗     организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности.

˗     содействие самозанятости безработных граждан. [8].

Реализация программных мероприятий нацелена на достижение показателей: установление нижнего уровня регистрируемой безработицы (менее 0,7% на 01.01. 2016 г.); коэффициента напряженности на рынке труда (не более 0,3 человека на 1 заявленную вакансию).