Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Зорева М.И. 1 Никонова Я.И. 1
1 Сибирский государственный университет путей сообщения
1. В условиях санкций [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.transportrussia.ru/transportnaya-politika/rossii-prirastat-dorogami-2.html.
2. Влияние экономики на объем экспортно-импортных потоков [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fcr-co.ru/news/vliyanie-ekonomiki-na-obem-eksportno-importnyx-potokov.html.
3. Симонова Л. Рынок транспортно-логистических услуг: тенденции и перспективы // Логистика в России: кооперация и технологии развития. ТПП, г. Москва, 17 апреля 2014 г.

Формирование конкурентного рынка транспортно-экспедиторских услуг является одним из основных направлений развития транспортной системы Российской Федерации. Интенсивный рост объемов и быстрая смена технологий перевозок вынуждают участников рынка международных перевозок искать более эффективные пути доставки грузов. Возникают новые виды транспортно-экспедиционной деятельности, например, так называемая экспресс-доставка, которая включает и перевозку, и транспортную экспедицию, и услуги почтовой связи.

В 2014 году замедление темпов роста российской экономики отрицательно сказалось на абсолютных показателях рынка транспортных услуг. По мнению аналитиков, в полной мере последствия взаимных санкций ЕС и РФ проявятся только в 2015 году. Замедление экономического роста может оказаться еще более сильным, чем ожидается, потому что именно в 2015 году скажется «отложенный эффект экономических санкций». По прогнозам на 2015–2016 годы, темп роста российской экономики может достичь 1,5–2,2%. Для сравнения: темп роста экономики в развивающихся странах может составить 5,4–5,5%, темп роста мировой экономики в целом – 3,4% [1].

Вслед за падением рубля по отношению к мировым денежным валютам многие аналитики прогнозируют изменение динамики объемов грузовых экспортно-импортных потоков в РФ. Замедление темпов роста российской экономики, введение взаимных санкций и внешнеторговых ограничений в связи с украинским конфликтом будут отрицательно влиять на динамику внешней торговли и спроса на международные грузоперевозки [2].

Стагнация рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) началась уже в 2013 году. После пикового 2010 года с темпом роста 20,2% рынок двигался по нисходящей, а оценка 2014 года оптимизма не добавляет. До провала экспортно-импортного грузопотока 2009 года далеко, но отрицательная тенденция налицо (рисунок) [1].

zor1.tif

Факторы, влияющие на развитие рынка транспортных услуг

Факторы

Вероятные последствия для РФ

Вероятность реализации и оценка

влияния на грузопотоки

Замедление экономического развития РФ

Отток капитала, снижение инвестиционной активности, темпов роста реальных доходов населения и розничной торговли

Высокая. Замедление роста (или снижение) объемов международных и внутренних перевозок. Сокращение возможностей для финансовой поддержки инфраструктурных проектов из госбюджета

Снижение курса рубля относительно ведущих мировых валют

Замедление темпов роста импорта, замещение импорта внутренним производством. Повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Рост цен на импортные промышленные и потребительские товары, включая продовольствие

Высокая. Снижение объемов перевалки контейнеров в портах, а также автомобильных и железнодорожных перевозок импортных грузов. Рост перевозки/перевалки экспортных грузов (прежде всего топливно-сырьевой группы)

Ухудшение конъюнктуры на мировых рынках основных российских экспортных товаров

Снижение объема экспорта сырья и полуфабрикатов, сокращение валютных поступлений от внешней торговли

Низкая. Снижение объемов перевозки/перевалки ряда экспортных грузов (металлов, удобрений и др.). Диверсификация экспортных поставок

Присоединение Крыма

Введение экономических санкций, отток капитала, сокращение торговли с Украиной, США и, возможно, с ЕС. Расширение торгово-экономических связей с Китаем, ЮВА и другими развивающимися странами. Реализация крупных инвестиционных проектов

Неизбежно. Переориентация грузопотоков с портов Украины на российские порты Азово-Черноморского бассейна, загрузка вводимых мощностей, рост грузопотока в Крым (потребительские и инвестиционные товары)

 

Основные факторы роста рынка ТЛУ на 2015–2017 гг. сгруппированы в таблице [3].

Сокращение внешнеторговых грузопотоков, изменение географии поставок, неустойчивость финансово-экономической ситуации, равно как падение объема инвестиций, в том числе в инфраструктуру, – это условия, в которых рынку транспортно-логистических услуг предстоит работать в 2015 году и далее. И к этому надо быть готовыми.


Библиографическая ссылка

Зорева М.И., Никонова Я.И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13180 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674