Формирование конкурентного рынка транспортно-экспедиторских услуг является одним из основных направлений развития транспортной системы Российской Федерации. Интенсивный рост объемов и быстрая смена технологий перевозок вынуждают участников рынка международных перевозок искать более эффективные пути доставки грузов. Возникают новые виды транспортно-экспедиционной деятельности, например, так называемая экспресс-доставка, которая включает и перевозку, и транспортную экспедицию, и услуги почтовой связи.
В 2014 году замедление темпов роста российской экономики отрицательно сказалось на абсолютных показателях рынка транспортных услуг. По мнению аналитиков, в полной мере последствия взаимных санкций ЕС и РФ проявятся только в 2015 году. Замедление экономического роста может оказаться еще более сильным, чем ожидается, потому что именно в 2015 году скажется «отложенный эффект экономических санкций». По прогнозам на 2015–2016 годы, темп роста российской экономики может достичь 1,5–2,2%. Для сравнения: темп роста экономики в развивающихся странах может составить 5,4–5,5%, темп роста мировой экономики в целом – 3,4% [1].
Вслед за падением рубля по отношению к мировым денежным валютам многие аналитики прогнозируют изменение динамики объемов грузовых экспортно-импортных потоков в РФ. Замедление темпов роста российской экономики, введение взаимных санкций и внешнеторговых ограничений в связи с украинским конфликтом будут отрицательно влиять на динамику внешней торговли и спроса на международные грузоперевозки [2].
Стагнация рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) началась уже в 2013 году. После пикового 2010 года с темпом роста 20,2% рынок двигался по нисходящей, а оценка 2014 года оптимизма не добавляет. До провала экспортно-импортного грузопотока 2009 года далеко, но отрицательная тенденция налицо (рисунок) [1].
Факторы, влияющие на развитие рынка транспортных услуг
Факторы |
Вероятные последствия для РФ |
Вероятность реализации и оценка влияния на грузопотоки |
Замедление экономического развития РФ |
Отток капитала, снижение инвестиционной активности, темпов роста реальных доходов населения и розничной торговли |
Высокая. Замедление роста (или снижение) объемов международных и внутренних перевозок. Сокращение возможностей для финансовой поддержки инфраструктурных проектов из госбюджета |
Снижение курса рубля относительно ведущих мировых валют |
Замедление темпов роста импорта, замещение импорта внутренним производством. Повышение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Рост цен на импортные промышленные и потребительские товары, включая продовольствие |
Высокая. Снижение объемов перевалки контейнеров в портах, а также автомобильных и железнодорожных перевозок импортных грузов. Рост перевозки/перевалки экспортных грузов (прежде всего топливно-сырьевой группы) |
Ухудшение конъюнктуры на мировых рынках основных российских экспортных товаров |
Снижение объема экспорта сырья и полуфабрикатов, сокращение валютных поступлений от внешней торговли |
Низкая. Снижение объемов перевозки/перевалки ряда экспортных грузов (металлов, удобрений и др.). Диверсификация экспортных поставок |
Присоединение Крыма |
Введение экономических санкций, отток капитала, сокращение торговли с Украиной, США и, возможно, с ЕС. Расширение торгово-экономических связей с Китаем, ЮВА и другими развивающимися странами. Реализация крупных инвестиционных проектов |
Неизбежно. Переориентация грузопотоков с портов Украины на российские порты Азово-Черноморского бассейна, загрузка вводимых мощностей, рост грузопотока в Крым (потребительские и инвестиционные товары) |
Основные факторы роста рынка ТЛУ на 2015–2017 гг. сгруппированы в таблице [3].
Сокращение внешнеторговых грузопотоков, изменение географии поставок, неустойчивость финансово-экономической ситуации, равно как падение объема инвестиций, в том числе в инфраструктуру, – это условия, в которых рынку транспортно-логистических услуг предстоит работать в 2015 году и далее. И к этому надо быть готовыми.