Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТРУДНОДОСТИЖИМЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ СТРАН БОГАТЫХ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

Соломахин А.Д. 1 Агафонова М.С. 1
1 ФГБОУ ВПО Филиал "Воронежского ГАСУ" в г. Борисоглебск
Была проведена краткая информация по станам, которые богаты природными ресурсами. Рассказали про "проклятие природных ресурсов" и способы его избегания. Рассмотрели экономические "бумы" в разных странах, в которых много полезных ископаемых. Были приведены некоторые экономические показатели этих стран. Проанализировали темпы роста "проклятых" стран. В Монголии экономический рост в 2012 году составил 12,3 процента, в Гане-7,1 процента, в Буркина-Фасо-6,4 процента. А без учёта сектора природных ресурсов в Гане этот показатель равен 4,2 процента, в Монголии почти нулёвой, а в Буркина-Фасо вовсе -1,9 процента. Привели в пример некоторые другие аналогичные страны. Рассмотрено понятие "голландский синдром". Приведены некоторые способы решения, богатых ресурсами, стран. Предоставлены страны, которым удалось поднять темпы экономического роста.
страны богатые природными ресурсами
"проклятие природных ресурсов"
внутренние инвестиции
природные ресурсы
1. Агафонова М.С.Экономические отношения фирмы с различными субъектами Журнал экономической теории -2007- №4. С. 161-163
2. Агафонова М.С., Лисенко А.А.Инновационное развитие экономики России // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-1. С. 131.
3. Васильева О.А. Накопление человеческого капитала и изобилие природных ресурсов. — // Вопросы экономики, 2012, №12. С.66-77
4. Пальцева Е.Г. Положительно или отрицательно природные ресурсы. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 187-225.
5. Полтерович В.Л., Попов В.А., Тонис А.П. Экономическая политика, качество институтов и механизмы "ресурсного проклятия". — М. ГУВШЭ, 2007. — С. 8-21.
6. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.webeconomy.ru (дата обращения 28.04.2014)
Введение

            За последние 10 лет мировые цены на полезные ресурсы возросли. Во многих развивающихся государствах были обнаружены крупные месторождения полезных ископаемых: нефти у побережья Ганы, золота в Буркина-Фасо и угля, меди и золота в Монголии. В этих странах ожидается экономический подъём, в случае если ресурсы инвестировать в образование, инфраструктуру и здравоохранение.

                Теория привлекательна, но есть одно "но"... "Парадокс изобилия", при котором государства с большими запасами ресурсов имеют низкие экономические показатели. Почему так происходит? Ответ на вопрос кроется в экономической ситуации за пределами сектора полезных ископаемых. Дело в том, что базовые темпы, без учёта природных ресурсов, являются очень низкими.

            Но не следует ставить крест на этих странах. Некоторые трудности, связанные с богатством природных ресурсов, обусловлены малыми силами, которые не подконтрольны "богатой" страной. Но с не эффективными государственными инвестициями будут сохраняться низкие экономические показатели. И так даже в не богатой, полезными ископаемыми, стране. Для поднятия экономики страны, государственным органам, необходимо пересмотреть порядок принятия многих соответствующих решений.

            Проклятие не уходит. Ходит мнение что "проклятие природных ресурсов" прошло. Ведь в странах, которые богатые природными ресурсами, экономика растёт. Так например: в Монголии экономический рост в 2012 году составил 12,3 процента, в Гане-7,1 процента, в Буркина-Фасо-6,4 процента.

            Но если рассмотреть экономику этих стран без учёта сектора полезных ископаемых, то мы увидим очень низкие или отрицательные темпы роста. Так например в Гане этот показатель равен 4,2 процента, в Монголии почти нулёвой, а в Буркина-Фасо вовсе -1,9 процента.

А если мы рассмотрим "бумы" в секторе полезных ископаемых других стран? Тогда мы обнаружим в основном отрицательные темпы роста. Хоть доходы от полезных ископаемых и государственные инвестиции в других секторах высоки, а рост экономики очень низкий. Этот феномен ставит под сомнение общепринятые экономические модели.

            Может, прошло мало времени? К сожалению нет. Сведения по другим странам, которые пережили подъём в секторе природных ресурсов много лет назад, разочаровывают нас. В Габоне, Кувейте, Алжире, Ливии и Саудовской Аравии не произошёл рост в секторах, не связанными с природными ресурсами после получения высоких доходов от продаж нефти и газа в 70-х годах 20 века.

Наблюдаются две основные причины низкого экономического роста в странах, богатыми ресурсами: низкое качество институтов и "голландский синдром". Слабые институты - это плохо сформулированные законы или слабая экономическая политика. Советы по улучшению экономической политики носят слишком общий характер.

            Голландский синдром - широко используют для объяснения медленного экономического роста в странах, интенсивно добывающих полезные ископаемые. Повышая цены, при растущем спросе, подрывают рост фирм, которые используют природные ресурсы для своего экспорта. Некоторым странам удаётся наращивать экспорт вне сектора природных ресурсов. Избежать голландского синдрома полностью не возможно.
            Для смягчения  "проклятия природных ресурсов" используют следующие меры: инвестиции в офшорные активы или вложения в государственные капитальные товары во внутренней экономике.

            Выбор зависит от реального дохода внутренних инвестиций. Чем выше доход от государственного капитала, который измеряется внутренним экономическим ростом, тем он больше привлекателен. Выдвигается предположение, что отдача от внутренних инвестиций должна быть высока, якобы развивающиеся страны испытывают в них больше потребности. Однако порой это не так.

Не всегда государственные инвестиции, для увеличения темпа экономического роста, венчались успехом. В Мексике с 1971-1980 годы, с помощью государственных инвестиций, ВВП повысился с 4,9 процента до 10 процентов, а на Филиппинах с 1972-1982 годы с 1,6 процента до 7,2 процента. Но в 1980-х годах последовал экономический спад. Корея и провинция Китая Тайвань с помощью государственных инвестиций ускорили своё развитие. Но в обоих случаях государственные инвестиции следовали за процессом экономического роста.
            Достижения успеха. Трудно найти доказательства, того что государственные инвестиции дают положительные результаты. Много стран, испытавшие бум полезных ископаемых и проводившие программы по государственному инвестированию, показали низкий показатель экономического роста. Это значит правительство не может определить эффективные инвестиции.        Чтобы получить больше отдачи от государственных инвестиций во внутренней экономике, необходимо: рационально анализировать альтернативы, тщательно измерять результаты и при необходимости менять политику. Тогда можно будет сосредоточиться на совершенствовании институтов в богатых, полезными ископаемыми, странах.

            Заключение

            Если будут определены возможности ускорения экономического роста посредством внутренних государственных инвестиций, правительства богатых природными ресурсами стран смогут лучше принимать решения в других областях политики, включая инвестиции в суверенные фонды, повышающие благосостояние социальные инвестиции и создание обеспечение дивиденда от природных ресурсов для населения.


Библиографическая ссылка

Соломахин А.Д., Агафонова М.С. ТРУДНОДОСТИЖИМЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЁМ СТРАН БОГАТЫХ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11825 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674