Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

Особенности формирования и функционирования аграрного рынка региона

Бгашев В.A. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в г. Черкесске Карачаево-Черкесской Республики
Региональный рынок - это совокупность высоко локализованных социально-экономических процессов и отношений возникающих в сфере обращения, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования. С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования. Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона, представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории. Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.
Спрос
предложение
рынок
региональный продовольственный рынок
инфраструктура
воспроизводственный процесс
1. Батов Г.Х. Проблемы управления региональным АПК в условиях рынка. Международный сельскохозяйственный журнал, 2003, №5.
2. Гончаров В.Д. О регулировании продовольственного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2000. - №11. – С. 48-49.
3. Панков В.П. Стратегия и тактика формирования систем продовольственного обеспечения. Монография, Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2000, 232 с.
4. Успенко Л.Н. Теория и практика продовольственного рынка. – Ростов-на-Дону, РГЭА, 1998, 96 с.
5. Хицков И. Системное введение аграрно-промышленного производства области. // АПК. Экономика, управление, 1995, №11.
6. Шардан С.К. Интеграционные формирования в системе функционирования продовольственного рынка региона. // Москва. Прометей 2013г – 125 с
Рыночные преобразования  экономики страны выявили множество новых проблем, которые необходимо теоретически исследовать и обобщить, а  так же требуют методических обоснований, что в конечном итоге приведет к практическому решению  проблемы формирования и развития аграрного рынка региона.

Целью исследования является рассмотрение особенностей аграрного рынка в контексте региональных особенностей. 

Теоретической и методологической основой послужили труды классиков экономической теории, отечественных и зарубежных ученых по вопросам   регионального аграрного рынка,

Научно-методической основой послужил системный подход к взаимосвязанной разработке теоретических и прикладных аспектов комплексного исследования с использованием абстрактно-логического, экономико-статистического метода.

Индикаторами развития   продовольственного рынка можно считать, с одной стороны, развитие сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и розничной торговли, обслуживающей их производственной и непроизводственной инфраструктуры, с другой стороны, имеет межотраслевой аспект, замыкая на себе многие отрасли экономики и социальной сферы. 

Таким образом продовольственный рынок  по своей природе это  интегральное формирование, которое изменяется, развивается, функционирует под влиянием множества факторов которые оказывают прямое или косвенное влияние.

В условиях  рыночных преобразований  регионы оказались под основным ударом всех преобразований и следовательно региональный продовольственный рынок . За федеральным центром остается выработка единой экономической политики, формирование условий и рычагов экономического регулирования, разработка целевых программ развития продовольственного комплекса. В регионах же происходит реальное развитие аграрной сферы и именно сюда нацелены интересы торговых и посреднических организаций. И предложенная Правительством  доктрина по обеспечению продовольственной безопасности страны также может реализоваться только через региональную политику и практику агропромышленного производства, проводимую субъектами РФ. При организация агропромышленного производства необходимо учитывать  региональную специфику,  резервы развития продовольственного комплекса,  что в конечном итоге формирует самостоятельную продовольственную политику субъекта.

Первостепенное значение в функционировании продовольственного рынка играет инфраструктурное обеспечение, которое до последнего времени находится в неорганизованной и слабо регулируемой стадии, нет налаженного механизма  товародвижения не сформированы организованные каналы оптовой торговли, не налажена система оперативного информационного обслуживания и обеспечения всех субъектов рынка, не достаточно развиты  логистические системы регулирования товарными потоками, отсутствует унификация отечественных стандартов с международными. Перечисленные факторы   нарушают целостность воспроизводственного процесса в агропродовольственной сфере, обостряет противоречия между элементами рынка, способствует повышению себестоимости ,цены и  тем самым снижает конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.[ 4 ]

Решение проблем развития регионального продовольственного рынка требует также корректировки факторов, которые будут способствовать формированию эффективных аграрных отношений, поддержанию развития и улучшения социально-экономичес­ких, экологических и демографических индикаторов, высокую эффективность производства, приоритетное развитие научно-техниче­ской сферы.

 При рассмотрении вопросов развития рынка необходимо руководствоваться  условиями происходящими в современном мире, а именно глобализации, для того чтобы  превратить агропродовольственный сектор России в динамично развивающуюся эффективно управляемую отрасль экономики.

Исследования показывают, что тенденцией развития мирового продовольственного рынка становится опережающее развитие торгов­ли по сравнению с темпами роста производства продовольствия в отдельных странах, а также возрастающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.

Как представляется, что для российского АПК жизненно важно опреде­ление его места в мировом продовольственном рынке, что имеет суще­ственное значение в связи с вступлением России в ВТО.  И еще  дело в том, что, в силу более низкой природной продуктивности земли, слабой материально-технической базы, низкой эффективности сель­ского хозяйства, слабого развития пищевой промышленности, неудовлетворительной развитости торговой инфраструктуры и маркетин­говых исследований продовольственных рынков, Россия пока не в сос­тоянии конкурировать с импортной продукцией, в особенности сейчас, при маломощной государственной поддержке, несовершенстве взаимоотношений между промышленностью и сельским хозяйством и фактической открытости внутреннего рынка. [2]

На наш взгляд, учитывая сложившуюся тенденцию на мировом рынке продоволь­ствия первостепенное  значение приобретает  разработка методологи­ческих основ формирования и развития  регионального аграрного рынка как главного фактора в  повышении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и развития рыночных взаимоотношений между субъектами продовольственного рынка.

Если исходить из теоретических основ экономики, то рынок, представляющий собой сложную социально-экономиче­скую категорию в сельскохозяйственном производстве, следует рассматривать следующим образом: в системе общественного производства – как сферу товарного обмена между товаропроизводителями и потре­бителями, в хозяйственной деятельности - как организационно-экономические меры, направленные на реализацию продукции от товаропроизводителя различным субъектам, с получением в последующем прибыли. [ 5 ]

     Если  рассматривать   рынок по вертикали то можно  классифицировать по следующим видам: региональный рынок, включающий в себя группу рынков определенной территории (который может быть на уровне региона, города, района); внутренний рынок товарного обмена в пределах страны; национальный рынок, объединяющий внутриторговые и внешне­торговые организации; мировой рынок, представляющий совокупность национальных рынков.

Рынок агропромышленной продукции  вполне обоснованно может играть регулирующую роль в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства в сельском хозяйстве и связывать  производство сельскохозяй­ственной продукции и ее потребление, в объединении  всего аграрного сектора в единое целое. В этом и заклю­чен суть товарного и денежного обращения, проис­ходящего на аграрном рынке. Здесь потребитель осуществляет контроль над производителем-земледельцем, при этом выясняется, был ли затраченный труд крестьянина общественно необходим и насколько созданный им продукт общественно полезен.

Учитывая законы экономического развития функционирование рынка  можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточно полном предложении какого-то вида товара цены на него увеличиваются и вложения капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. Но стоит только появиться в данной сфере новым проблемам то в это сфере появляются  новые предприятий производящих аналогичную продукцию, при этом увеличивая предложение на рынке и тем самым уравновешивая спрос на продукцию. При такой ситуации на рынке складывается благоприятная ценовая политика, что является предпочтительной для экономики народного хозяйства в целом.    В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают, и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.

Кроме регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности.

1 функция. Обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходи­мом для удовлетворения всех возникающих потребностей.

2. функция. Стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию.

В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь, энер­горесурсами и транспортом) данная функция обусловливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспе­ченных платежеспособным спросом населения;

3 функция. Обеспечение роста эффективности сельскохозяй­ственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами  и других внешних условий. Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение ка­чества продукции, получение прибыли производителями сельско­хозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса.

4 функция. Обеспечение развития и совершенствования меж­хозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

5 функция. Обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. [1]

По видам продукции и услуг все многообразие рынков, функционирующих в сельском хозяйстве, можно объединить следующие четыре группы:

1 группа – сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);

2 группа – рынки материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;

3 группа – рынки сферы услуг;

4 группа – рынки сферы торговли (маркетинговых услуг).

Рынок материально-технических ресурсов  обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для обеспечения сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:

- рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;

- рынок материально-производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);

- рынок кормов для животноводства, рынок минеральных удобрений;  [6]

Нетрудно заметить, что три первых сегмента являются внешними, так как  продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли.

Рынок кормов возникает внутри одной отрасли. Покупателем выступает животноводство, а  продавцом – растениеводство. Кроме того при  комплексном производстве сельскохозяйственной продукции на специализированных предприятиях  данный вид  рынка может и вовсе отсутствовать.

Рынок  услуг обеспечивает  сельскохозяйственные предприятия  необходимыми для  производственного процесса услугами в  числе которых можно выделить:

- информационные (включая услуги связи);

- консалтинг (адвокатские услуги); научно-исследовательские (включая элитное семеневодство);

- технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);

- ветеринарные;

- мелиоративные;

- изыскательские и землеустроительные и др.

 Когда сельскохозяйственные предприятия не в состоянии самостоятельно реализовать продукцию, то они вынуждены использовать услуги специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг: [3]

- услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;

- услуги предприятий оптовой и розничной торговли;

- услуги предприятий общественного питания;

- услуги предприятий переработки.

На рынках предприятия сельского хозяйства  самостоятельно реализует полученную продукцию. Не желание воспользоваться  услугами рынка сферы торговли может быть обусловлена  отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, или не достаточно эффективном их функционирования. Обычно это связано с тем, что сельскохозяйственные предприятия  хотят избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой  услуг торговой сферы, а также с потерями на реализационных ценах.

Таким образом, исследование  рынка  предполагает изучение объема, уровня, структуры и динамики рынка, его региональных особенностей. Система оценочных критериев включает: показатели спроса и предложения, пропорцио­нальности рынка, движения товарной массы, а именно: товародвижения, товарооборота, товарооборачиваемости и товарные запасы, состояния и изменения цен, состояние и развитие инфра­структуры, институциональное развитие, эффективности рынка.

       В качестве дополнительного критерия экономической оценки состояния рынка следует считать уровень потребления продукта питания собственного производства, а так же  индекс экспортно-импортных операций.


Библиографическая ссылка

Бгашев В.A. Особенности формирования и функционирования аграрного рынка региона // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11790 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674