Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1
Regional market - a collection of highly localized socio- economic processes and relationships arising in the sphere of circulation, formed under the influence of supply and demand features of each administrative-territorial formation . With the transition to market economic relations are changing the role and importance of the regional market in the reproduction process . Regional proportion of the reproduction process are formed through the action of market regulation instruments . The mechanism of formation and functioning of the consumer market in the region , it is the interaction objectively existing factors , phenomena and processes in the production , distribution, exchange and consumption of goods and services , established in the territory. Operation of the regional consumer market is defined relationships : between the needs of the region´s population and production; supply and demand in the regional market for goods and services ; income differentiation and nature of consumption ; level and structure of consumption; current consumption and accumulation ; socialized and individualized forms of consumption, etc..
Demand
supply
market
regional food market
infrastructure
wholesale food market
vosproizvodstvodstvenny process
Рыночные преобразования  экономики страны выявили множество новых проблем, которые необходимо теоретически исследовать и обобщить, а  так же требуют методических обоснований, что в конечном итоге приведет к практическому решению  проблемы формирования и развития аграрного рынка региона.

Целью исследования является рассмотрение особенностей аграрного рынка в контексте региональных особенностей. 

Теоретической и методологической основой послужили труды классиков экономической теории, отечественных и зарубежных ученых по вопросам   регионального аграрного рынка,

Научно-методической основой послужил системный подход к взаимосвязанной разработке теоретических и прикладных аспектов комплексного исследования с использованием абстрактно-логического, экономико-статистического метода.

Индикаторами развития   продовольственного рынка можно считать, с одной стороны, развитие сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и розничной торговли, обслуживающей их производственной и непроизводственной инфраструктуры, с другой стороны, имеет межотраслевой аспект, замыкая на себе многие отрасли экономики и социальной сферы. 

Таким образом продовольственный рынок  по своей природе это  интегральное формирование, которое изменяется, развивается, функционирует под влиянием множества факторов которые оказывают прямое или косвенное влияние.

В условиях  рыночных преобразований  регионы оказались под основным ударом всех преобразований и следовательно региональный продовольственный рынок . За федеральным центром остается выработка единой экономической политики, формирование условий и рычагов экономического регулирования, разработка целевых программ развития продовольственного комплекса. В регионах же происходит реальное развитие аграрной сферы и именно сюда нацелены интересы торговых и посреднических организаций. И предложенная Правительством  доктрина по обеспечению продовольственной безопасности страны также может реализоваться только через региональную политику и практику агропромышленного производства, проводимую субъектами РФ. При организация агропромышленного производства необходимо учитывать  региональную специфику,  резервы развития продовольственного комплекса,  что в конечном итоге формирует самостоятельную продовольственную политику субъекта.

Первостепенное значение в функционировании продовольственного рынка играет инфраструктурное обеспечение, которое до последнего времени находится в неорганизованной и слабо регулируемой стадии, нет налаженного механизма  товародвижения не сформированы организованные каналы оптовой торговли, не налажена система оперативного информационного обслуживания и обеспечения всех субъектов рынка, не достаточно развиты  логистические системы регулирования товарными потоками, отсутствует унификация отечественных стандартов с международными. Перечисленные факторы   нарушают целостность воспроизводственного процесса в агропродовольственной сфере, обостряет противоречия между элементами рынка, способствует повышению себестоимости ,цены и  тем самым снижает конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.[ 4 ]

Решение проблем развития регионального продовольственного рынка требует также корректировки факторов, которые будут способствовать формированию эффективных аграрных отношений, поддержанию развития и улучшения социально-экономичес­ких, экологических и демографических индикаторов, высокую эффективность производства, приоритетное развитие научно-техниче­ской сферы.

 При рассмотрении вопросов развития рынка необходимо руководствоваться  условиями происходящими в современном мире, а именно глобализации, для того чтобы  превратить агропродовольственный сектор России в динамично развивающуюся эффективно управляемую отрасль экономики.

Исследования показывают, что тенденцией развития мирового продовольственного рынка становится опережающее развитие торгов­ли по сравнению с темпами роста производства продовольствия в отдельных странах, а также возрастающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.

Как представляется, что для российского АПК жизненно важно опреде­ление его места в мировом продовольственном рынке, что имеет суще­ственное значение в связи с вступлением России в ВТО.  И еще  дело в том, что, в силу более низкой природной продуктивности земли, слабой материально-технической базы, низкой эффективности сель­ского хозяйства, слабого развития пищевой промышленности, неудовлетворительной развитости торговой инфраструктуры и маркетин­говых исследований продовольственных рынков, Россия пока не в сос­тоянии конкурировать с импортной продукцией, в особенности сейчас, при маломощной государственной поддержке, несовершенстве взаимоотношений между промышленностью и сельским хозяйством и фактической открытости внутреннего рынка. [2]

На наш взгляд, учитывая сложившуюся тенденцию на мировом рынке продоволь­ствия первостепенное  значение приобретает  разработка методологи­ческих основ формирования и развития  регионального аграрного рынка как главного фактора в  повышении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и развития рыночных взаимоотношений между субъектами продовольственного рынка.

Если исходить из теоретических основ экономики, то рынок, представляющий собой сложную социально-экономиче­скую категорию в сельскохозяйственном производстве, следует рассматривать следующим образом: в системе общественного производства – как сферу товарного обмена между товаропроизводителями и потре­бителями, в хозяйственной деятельности - как организационно-экономические меры, направленные на реализацию продукции от товаропроизводителя различным субъектам, с получением в последующем прибыли. [ 5 ]

     Если  рассматривать   рынок по вертикали то можно  классифицировать по следующим видам: региональный рынок, включающий в себя группу рынков определенной территории (который может быть на уровне региона, города, района); внутренний рынок товарного обмена в пределах страны; национальный рынок, объединяющий внутриторговые и внешне­торговые организации; мировой рынок, представляющий совокупность национальных рынков.

Рынок агропромышленной продукции  вполне обоснованно может играть регулирующую роль в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства в сельском хозяйстве и связывать  производство сельскохозяй­ственной продукции и ее потребление, в объединении  всего аграрного сектора в единое целое. В этом и заклю­чен суть товарного и денежного обращения, проис­ходящего на аграрном рынке. Здесь потребитель осуществляет контроль над производителем-земледельцем, при этом выясняется, был ли затраченный труд крестьянина общественно необходим и насколько созданный им продукт общественно полезен.

Учитывая законы экономического развития функционирование рынка  можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточно полном предложении какого-то вида товара цены на него увеличиваются и вложения капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. Но стоит только появиться в данной сфере новым проблемам то в это сфере появляются  новые предприятий производящих аналогичную продукцию, при этом увеличивая предложение на рынке и тем самым уравновешивая спрос на продукцию. При такой ситуации на рынке складывается благоприятная ценовая политика, что является предпочтительной для экономики народного хозяйства в целом.    В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают, и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.

Кроме регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности.

1 функция. Обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходи­мом для удовлетворения всех возникающих потребностей.

2. функция. Стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию.

В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь, энер­горесурсами и транспортом) данная функция обусловливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспе­ченных платежеспособным спросом населения;

3 функция. Обеспечение роста эффективности сельскохозяй­ственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами  и других внешних условий. Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение ка­чества продукции, получение прибыли производителями сельско­хозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса.

4 функция. Обеспечение развития и совершенствования меж­хозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.

5 функция. Обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. [1]

По видам продукции и услуг все многообразие рынков, функционирующих в сельском хозяйстве, можно объединить следующие четыре группы:

1 группа – сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);

2 группа – рынки материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;

3 группа – рынки сферы услуг;

4 группа – рынки сферы торговли (маркетинговых услуг).

Рынок материально-технических ресурсов  обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для обеспечения сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:

- рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;

- рынок материально-производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);

- рынок кормов для животноводства, рынок минеральных удобрений;  [6]

Нетрудно заметить, что три первых сегмента являются внешними, так как  продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли.

Рынок кормов возникает внутри одной отрасли. Покупателем выступает животноводство, а  продавцом – растениеводство. Кроме того при  комплексном производстве сельскохозяйственной продукции на специализированных предприятиях  данный вид  рынка может и вовсе отсутствовать.

Рынок  услуг обеспечивает  сельскохозяйственные предприятия  необходимыми для  производственного процесса услугами в  числе которых можно выделить:

- информационные (включая услуги связи);

- консалтинг (адвокатские услуги); научно-исследовательские (включая элитное семеневодство);

- технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);

- ветеринарные;

- мелиоративные;

- изыскательские и землеустроительные и др.

 Когда сельскохозяйственные предприятия не в состоянии самостоятельно реализовать продукцию, то они вынуждены использовать услуги специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг: [3]

- услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;

- услуги предприятий оптовой и розничной торговли;

- услуги предприятий общественного питания;

- услуги предприятий переработки.

На рынках предприятия сельского хозяйства  самостоятельно реализует полученную продукцию. Не желание воспользоваться  услугами рынка сферы торговли может быть обусловлена  отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, или не достаточно эффективном их функционирования. Обычно это связано с тем, что сельскохозяйственные предприятия  хотят избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой  услуг торговой сферы, а также с потерями на реализационных ценах.

Таким образом, исследование  рынка  предполагает изучение объема, уровня, структуры и динамики рынка, его региональных особенностей. Система оценочных критериев включает: показатели спроса и предложения, пропорцио­нальности рынка, движения товарной массы, а именно: товародвижения, товарооборота, товарооборачиваемости и товарные запасы, состояния и изменения цен, состояние и развитие инфра­структуры, институциональное развитие, эффективности рынка.

       В качестве дополнительного критерия экономической оценки состояния рынка следует считать уровень потребления продукта питания собственного производства, а так же  индекс экспортно-импортных операций.