Целью исследования является рассмотрение особенностей аграрного рынка в контексте региональных особенностей.
Теоретической и методологической основой послужили труды классиков экономической теории, отечественных и зарубежных ученых по вопросам регионального аграрного рынка,
Научно-методической основой послужил системный подход к взаимосвязанной разработке теоретических и прикладных аспектов комплексного исследования с использованием абстрактно-логического, экономико-статистического метода.
Индикаторами развития продовольственного рынка можно считать, с одной стороны, развитие сельскохозяйственного производства, перерабатывающей промышленности и розничной торговли, обслуживающей их производственной и непроизводственной инфраструктуры, с другой стороны, имеет межотраслевой аспект, замыкая на себе многие отрасли экономики и социальной сферы.
Таким образом продовольственный рынок по своей природе это интегральное формирование, которое изменяется, развивается, функционирует под влиянием множества факторов которые оказывают прямое или косвенное влияние.
В условиях рыночных преобразований регионы оказались под основным ударом всех преобразований и следовательно региональный продовольственный рынок . За федеральным центром остается выработка единой экономической политики, формирование условий и рычагов экономического регулирования, разработка целевых программ развития продовольственного комплекса. В регионах же происходит реальное развитие аграрной сферы и именно сюда нацелены интересы торговых и посреднических организаций. И предложенная Правительством доктрина по обеспечению продовольственной безопасности страны также может реализоваться только через региональную политику и практику агропромышленного производства, проводимую субъектами РФ. При организация агропромышленного производства необходимо учитывать региональную специфику, резервы развития продовольственного комплекса, что в конечном итоге формирует самостоятельную продовольственную политику субъекта.
Первостепенное значение в функционировании продовольственного рынка играет инфраструктурное обеспечение, которое до последнего времени находится в неорганизованной и слабо регулируемой стадии, нет налаженного механизма товародвижения не сформированы организованные каналы оптовой торговли, не налажена система оперативного информационного обслуживания и обеспечения всех субъектов рынка, не достаточно развиты логистические системы регулирования товарными потоками, отсутствует унификация отечественных стандартов с международными. Перечисленные факторы нарушают целостность воспроизводственного процесса в агропродовольственной сфере, обостряет противоречия между элементами рынка, способствует повышению себестоимости ,цены и тем самым снижает конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.[ 4 ]
Решение проблем развития регионального продовольственного рынка требует также корректировки факторов, которые будут способствовать формированию эффективных аграрных отношений, поддержанию развития и улучшения социально-экономических, экологических и демографических индикаторов, высокую эффективность производства, приоритетное развитие научно-технической сферы.
При рассмотрении вопросов развития рынка необходимо руководствоваться условиями происходящими в современном мире, а именно глобализации, для того чтобы превратить агропродовольственный сектор России в динамично развивающуюся эффективно управляемую отрасль экономики.
Исследования показывают, что тенденцией развития мирового продовольственного рынка становится опережающее развитие торговли по сравнению с темпами роста производства продовольствия в отдельных странах, а также возрастающее развитие торговли готовой продукцией по сравнению с сельскохозяйственным сырьем.
Как представляется, что для российского АПК жизненно важно определение его места в мировом продовольственном рынке, что имеет существенное значение в связи с вступлением России в ВТО. И еще дело в том, что, в силу более низкой природной продуктивности земли, слабой материально-технической базы, низкой эффективности сельского хозяйства, слабого развития пищевой промышленности, неудовлетворительной развитости торговой инфраструктуры и маркетинговых исследований продовольственных рынков, Россия пока не в состоянии конкурировать с импортной продукцией, в особенности сейчас, при маломощной государственной поддержке, несовершенстве взаимоотношений между промышленностью и сельским хозяйством и фактической открытости внутреннего рынка. [2]
На наш взгляд, учитывая сложившуюся тенденцию на мировом рынке продовольствия первостепенное значение приобретает разработка методологических основ формирования и развития регионального аграрного рынка как главного фактора в повышении конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и развития рыночных взаимоотношений между субъектами продовольственного рынка.
Если исходить из теоретических основ экономики, то рынок, представляющий собой сложную социально-экономическую категорию в сельскохозяйственном производстве, следует рассматривать следующим образом: в системе общественного производства – как сферу товарного обмена между товаропроизводителями и потребителями, в хозяйственной деятельности - как организационно-экономические меры, направленные на реализацию продукции от товаропроизводителя различным субъектам, с получением в последующем прибыли. [ 5 ]
Если рассматривать рынок по вертикали то можно классифицировать по следующим видам: региональный рынок, включающий в себя группу рынков определенной территории (который может быть на уровне региона, города, района); внутренний рынок товарного обмена в пределах страны; национальный рынок, объединяющий внутриторговые и внешнеторговые организации; мировой рынок, представляющий совокупность национальных рынков.
Рынок агропромышленной продукции вполне обоснованно может играть регулирующую роль в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства в сельском хозяйстве и связывать производство сельскохозяйственной продукции и ее потребление, в объединении всего аграрного сектора в единое целое. В этом и заключен суть товарного и денежного обращения, происходящего на аграрном рынке. Здесь потребитель осуществляет контроль над производителем-земледельцем, при этом выясняется, был ли затраченный труд крестьянина общественно необходим и насколько созданный им продукт общественно полезен.
Учитывая законы экономического развития функционирование рынка можно свести к простейшей схеме взаимодействия спроса и предложения. При недостаточно полном предложении какого-то вида товара цены на него увеличиваются и вложения капитала в эту отрасль становится наиболее рентабельным. Но стоит только появиться в данной сфере новым проблемам то в это сфере появляются новые предприятий производящих аналогичную продукцию, при этом увеличивая предложение на рынке и тем самым уравновешивая спрос на продукцию. При такой ситуации на рынке складывается благоприятная ценовая политика, что является предпочтительной для экономики народного хозяйства в целом. В случае дальнейшего наращивания объемов производства спрос на этот товар отстает от предложения, цены на него падают, и начинается процесс оттока капитала из данного сектора.
Кроме регулирующей функции рынок выполняет еще ряд функций, стимулирующих эффективное развитие народного хозяйства в целом и сельского хозяйства в частности.
1 функция. Обеспечение покупателей сельскохозяйственной продукцией соответствующего качества в количестве, необходимом для удовлетворения всех возникающих потребностей.
2. функция. Стабилизация цен на сельскохозяйственную продукцию.
В условиях нормально функционирующей системы материально-технического обеспечения (в первую очередь, энергоресурсами и транспортом) данная функция обусловливает формирование справедливых цен на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих рентабельность продукции и обеспеченных платежеспособным спросом населения;
3 функция. Обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства. Эта функция является прямым следствием закона экономии ресурсов и действует независимо от состояния законодательной базы, степени обеспеченности ресурсами и других внешних условий. Частными случаями действия этой функции являются: снижение издержек производства, повышение качества продукции, получение прибыли производителями сельскохозяйственной продукции, развитие научно-технического прогресса.
4 функция. Обеспечение развития и совершенствования межхозяйственных связей. Действие данной функции также направлено на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
5 функция. Обеспечение развития социальной инфраструктуры села и решение социальных проблем. [1]
По видам продукции и услуг все многообразие рынков, функционирующих в сельском хозяйстве, можно объединить следующие четыре группы:
1 группа – сельскохозяйственные рынки (рынки собственно сельскохозяйственной продукции);
2 группа – рынки материально-технических ресурсов для сельского хозяйства;
3 группа – рынки сферы услуг;
4 группа – рынки сферы торговли (маркетинговых услуг).
Рынок материально-технических ресурсов обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами для обеспечения сельскохозяйственного производства. В данном рынке можно выделить четыре основных сегмента:
- рынок сельскохозяйственных машин и механизмов;
- рынок материально-производственных запасов (топливо, энергия, промышленное сырье и материалы);
- рынок кормов для животноводства, рынок минеральных удобрений; [6]
Нетрудно заметить, что три первых сегмента являются внешними, так как продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами сельскохозяйственной отрасли.
Рынок кормов возникает внутри одной отрасли. Покупателем выступает животноводство, а продавцом – растениеводство. Кроме того при комплексном производстве сельскохозяйственной продукции на специализированных предприятиях данный вид рынка может и вовсе отсутствовать.
Рынок услуг обеспечивает сельскохозяйственные предприятия необходимыми для производственного процесса услугами в числе которых можно выделить:
- информационные (включая услуги связи);
- консалтинг (адвокатские услуги); научно-исследовательские (включая элитное семеневодство);
- технические (в том случае, когда сельскохозяйственное предприятие использует технические мощности специализированных предприятий);
- ветеринарные;
- мелиоративные;
- изыскательские и землеустроительные и др.
Когда сельскохозяйственные предприятия не в состоянии самостоятельно реализовать продукцию, то они вынуждены использовать услуги специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться следующие виды услуг: [3]
- услуги дилерских и дистрибьюторских организаций;
- услуги предприятий оптовой и розничной торговли;
- услуги предприятий общественного питания;
- услуги предприятий переработки.
На рынках предприятия сельского хозяйства самостоятельно реализует полученную продукцию. Не желание воспользоваться услугами рынка сферы торговли может быть обусловлена отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, или не достаточно эффективном их функционирования. Обычно это связано с тем, что сельскохозяйственные предприятия хотят избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой услуг торговой сферы, а также с потерями на реализационных ценах.
Таким образом, исследование рынка предполагает изучение объема, уровня, структуры и динамики рынка, его региональных особенностей. Система оценочных критериев включает: показатели спроса и предложения, пропорциональности рынка, движения товарной массы, а именно: товародвижения, товарооборота, товарооборачиваемости и товарные запасы, состояния и изменения цен, состояние и развитие инфраструктуры, институциональное развитие, эффективности рынка.
В качестве дополнительного критерия экономической оценки состояния рынка следует считать уровень потребления продукта питания собственного производства, а так же индекс экспортно-импортных операций.