Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

DIRECTION IN COMMUNICATION OF TEACHERS WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER

Sazontova N.V. 1 Boyko A.V. 2
1 KGOBU Vladivostok School No. 2
2 FGBOU VO "Marine State University named after Adm. G.I. Nevelsky" Vladivostok
Annotation. This study examined the orientation in communication, identified motivational orientations in interpersonal communications, identified emotional barriers in interpersonal communication among teachers working with children with ASD. The relevance of the work lies in the study of the personal characteristics of teachers and the possibility of their implementation in professional activities. The study involved 18 teachers working with children with autism spectrum. As methods of psychodiagnostic research, the method of personality orientation in communication by S.L. Bratchenko, a questionnaire of motivational orientations in interpersonal communications I.D. Ladanov, V.A. Urazaeva, the method of diagnosing emotional barriers in interpersonal communication V.V. Boyko. The study made it possible to determine the different orientations in communication among teachers, as well as to determine the average and high rates of motivational orientations in interpersonal communications, and to identify possible obstacles in establishing emotional contacts. Research on this issue will help in building high-quality communication in the teacher-student pair, since the professional communication of a teacher in working with ASD children directly depends on the personal characteristics of the teacher.
teacher
child
education
orientation
communication
motivation
orientation
emotion
barrier

Общение – сложный, многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности, который связан с выбором стратегии взаимодействия, восприятием и пониманием людьми друг друга [6].

Полноправно общением можно называть процесс, в котором одномоментно происходит: обмен информацией, взаимодействие, понимание, познание других людей, переживания эмоций, что характеризует общение как взаимную деятельность [3].

Общения включает в себя и разделяет личностное общение как «субъект – субъект», и «субъект – объект» как профессиональное взаимодействие, направленное на предметный мир.

С.Л.Братченко и С.А.Рябченко при анализе стиля педагогического общения используют четырёхкомпонентную структуру общения,в которой выделяют личностный,эмоциональный,когнитивный и зависимый от них поведенческий компоненты общения[1].

Стиль общения – как способ, при помощи которого человек выстраивает свои отношения с другими, в деятельности. Стиль является личностным образованием, он увязывает в единое целое личностные и индивидуальные свойства. Индивидуальный стиль, в процессе деятельности, помогает человеку опереться на его сильные стороны. [4]

Эффективность мышления и деятельности помогает развивать способность к распознаванию эмоций. Умение понимать последовательность перехода одной эмоции в другую, сохранять или изменять свое эмоциональное состояние и эмоции другого человека является одним из компонентов продуктивной коммуникации.

Эмоции в нашей жизни играют положительную и отрицательную роль, что служит стимулом для развития человека, в обосновании его внешних и внутренних условий. Эмоциональные барьеры в общении снижают реализацию духовно-психического потенциала индивида [2]. Положения современных концепций позволяют заключить, что функция эмоции состоит в ее оценки значимости происходящего. Эмоции направлены на закрепление и актуализацию индивидуального опыта человека. Именно эмоции представляют собой меру целостности мироощущения индивида.

Межличностное взаимодействие требует эмоционального отклика и сознательной регуляции. Эмоциональные свойства характеризуют индивидуальные особенности эмоционального реагирования типичные для конкретного человека.

В межличностном взаимодействии основное внимание уделяется эмоциональной составляющей сообщения. Способность к различению и анализу собственных состояний и состояний собеседника, помогает человеку сохранять устойчивую психологическую позицию. Управление эмоциями, дает возможность качественному восприятию информации. Способность выразительно проявлять эмоции, быть гибким к различному эмоциональному взаимодействию с другими, способствует сближению на эмоциональном уровне, расширяет возможности продуктивного взаимодействия, деятельности и развития личности.

Эмоциональные барьеры оказывают влияние на эффективность в общении, препятствуют адекватному обмену информации между партнерами, что является препятствием на пути к достижению цели. Человек способен выявлять барьеры, мешающие межличностному общению, повышая тем самым качество взаимопонимания и социального взаимодействия [2].

Барьеры возникают по объективным и субъективным причинам, имеют отношения к личностным характеристикам человека, имеют характер социального воздействия на личность, обладают функцией стабилизации психических процессов, формирует потенциал развития личности, стимулируют раскрытие ресурса. [5]. Барьеры зависят от личных свойств индивида, ситуации, в которой развивается общение ее участников.

Цель нашей работы – исследовать направленность в общении у педагогов с детьми с расстройством аутистического спектра. В исследовании приняли участие 18 педагогов работающими с детьми с аутистическим спектром. Для эмпирического исследования были выбраны следующие методы и методики: направленности личности в общении НЛО – А, С.Л. Братченко; диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко. В исследовании принимали участие 18 педагогов работающими с детьми с аутистическим спектром.

Результаты исследования и их обсуждение

Методика направленности в общении позволила определить количественный показатель выборов респондентов (таблица 1).

Таблица 1 – Результаты диагностики направленности в общении у педагогов

Выраженная направленность в общении

кол-во респондентов

альтероцентрическая

1

авторитарная

0

индифферентная

7

конформная

7

манипулятивная

3

7 выборов индифферентной направленности, 7 выборов конформной направленности в общении, 3 выбора манипулятивной направленности, 1 выбор альтероцентрической направленности и 0 выборов авторитарной направленности личности у педагогов. Наибольшее число выборов указало индифферентную и конформную направленность.

Результаты диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях определило присутствие всех трех видов мотивационных ориентаций в межличностном взаимодействии у каждого респондента (таблица 2).

Таблица 2 – Результат диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях у педагогов

Шкалы:

Значения

шкал

Количество

респондентов

1 – ориентация на принятие партнера

высокое

14

среднее

4

низкое

0

2 – ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера

высокое

15

среднее

3

низкое

0

3 – ориентация на достижение компромисса

высокое

8

среднее

10

низкое

0

4 – абсолютная гармоничность коммуникативных ориентаций

высокое

12

среднее

6

низкое

0

Результаты имеют средний и высокий показатель мотивации, как по отдельным шкалам, так и по общему показателю характеризующего абсолютную гармоничность коммуникативных ориентаций, при этом отсутствуют выборы низкого уровня коммуникативных ориентаций.

Результаты по диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении представлены в Таблице 3.

Таблица 3 – Результат диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении у педагогов

Наименование шкал

Количество

респондентов

Неискренность в ответах

0

Эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами

2

Есть некоторые эмоциональные проблемы в общении

8

Эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие

6

Эмоция мешают устанавливать контакты с людьми

2

Исходя из данных таблицы, мы можем видеть, что респонденты искренне в ответах и способны оценить себя со стороны. У 2 из 18 человек эмоции не являются препятствием в общении. 8 респондентов имеют некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 6 из 18 испытуемых ежедневно используют эмоции, способные осложнять общение с партнером. 2 человека возможно подвержены дезорганизующим реакциям или состояниям.

Выводы

1. Результаты исследования по методике направленности личности в общении у педагогов показывают выборы индифферентной направленности в общении у 7 респондентов. Такая форма взаимодействия исключает само общение с его целями и задачами, вытесняет потребности личности. Коммуникация направленна на внекоомуникативные проблемы, общение становится формальным. У 7 испытуемых выражен результат конформной направленности, где ориентация личности направленно на реализацию интересов партнера. Конформность определяет стремление к компромиссу, помогает в достижении совместных целей, является инструментом социализации индивида. 3 выбора манипулятивной направленности выражают игнорирование эмоционального состояния партнера, при этом присутствует способность к убеждению и побуждению другого к действию. Индивидуум может отличаться самостоятельностью и развитой ценностью собственных интересов. В конфликте используется стратегия сотрудничества. Альтероцентрическая форма коммуникации представлена в одном выборе, где раскрывает желание личности понять другого с целью полного удовлетворения его интересов. Эмоции партнера воспринимаются как собственные. Альтероцентрическая направленность неустойчива, проявляется в момент сопереживания партнеру.

2. По результатам методике диагностики мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях все выборы имеют средний и высокий показатели. Ориентация на принятие партнера – является основой принятия другого как равного себе. Ориентация на адекватное восприятие и понимание партнера – развивает эффективное взаимодействие, используя эмоциональную компетентность респондента. Средние и высокие показатели стремления к достижению компромисса формируют бесконфликтное развитие отношений.

3. Результат диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении указывает на искренность респондентов и способность оценить себя со стороны. Для двух испытуемых эмоции является инструментом в выстраивании коммуникации. У восьми человек эмоции влияют на общение, но не затрудняют его. Показатели шести респондентов определяют, что эмоциональные процессы способны усложнять коммуникацию и привести к неудовлетворенности во взаимодействии. Два показателя определяют подверженность дезорганизующим реакциям, что мешает устанавливать отношения, и может быть причиной психосоматических проявлений.

Таким образом, мы можем заключить, что респонденты нашей группы мотивированы на адекватность восприятия, принятия, понимания партнера. Для испытуемых важен поиск в достижении компромисса, стремление к налаживанию гармоничной коммуникации. В арсенале испытуемых присутствуют эмоции способные влиять, либо осложнять взаимодействие с партнером. По результатам анализа направленности в межличностном общении, мы можем видеть сформированность индивидуальных стилей коммуникации определяющих деятельность респондента, а именно индифферентную, конформную, манипулятивную и альтероцентрическую. Важно отметить, что при разнообразии стилей и присутствии эмоций способных влиять на качество взаимодействия, в группе преобладает средний и высокий показатель мотивационных коммуникативных ориентаций, что реализует направленность личности в общении.