Вопрос формирования самооценки это одно из важнейших направлений в отечественных и зарубежных исследованиях. Причиной этого является то, что самооценка – это основная психологическая характеристика, также как самосознание, уверенность и устойчивость личности. Множество исследований показывают, что проблема самооценки хотя и изучается довольно подробно, но, тем не менее, в настоящее время, все еще нет четкого определения данного понятия.
С. Куперсмит определяет самооценку как отношение индивида к себе. Оно складывается на протяжении жизни и приобретает обыденный характер. Такое отношение к себе проявляется у индивида как одобрение себя, своих действий или неодобрение, уровень которого в дальнейшем определяет убежденность в собственной ценности и значимости [19,51].
У. Джеймс, предположил, что самооценка личности базируется на социальном сравнении. То есть на сравнении человеком своих успехов с достижениями окружающих. Самопринятие, с его слов, это не столько оценка, сколько отношение к самому себе, некой жизненной установкой, возникающей в процессе «онтогенеза, а также путем сознательных усилий» [12; 37].
По мнению Р.С. Немова, самооценка — это свойство личности, которое позволяет сохранять психологическую устойчивость, при любых обстоятельствах быть самим собой. Важно определять уровень самооценки, для создания определенных отношений, в которые люди вовлекаются в течении всей жизни [26; 33].
В рамках нашего исследования будем подробно рассматривать старший дошкольный возраст.
В период 6-7 лет, происходит формирование механизмов поведения, что придает еще большее значение для психического развития ребенка. В это время формируется произвольность таких процессов психики как внимание, память и восприятие. Ребенок учится управлять собой, своим поведением. Происходят важные изменения в самосознании ребенка, представлениях о себе, самооценке. [18; 22].
В старшем дошкольном возрасте, по мнению Л.С. Выготского и А.В. Запорожец, ребенок начинает переходить от поведения, которое определяется ситуацией к деятельности, подчиняющейся нормам морали и этики, требованиям социума. К концу периода заканчивается формирование самооценки, которая зависит от уровня развития, как практических навыков, так и моральных качеств ребенка. Морально-этические качества в данном случае проявляются в соблюдении норм и правил, которые установлены в коллективе. Самооценка дошкольника в норме находится на достаточно высоком уровне. Это позволяет ребенку осваивать ранее незнакомые, новые виды деятельности, уменьшая страх и сомнения, что дает возможность участвовать ребенку в занятиях учебой [8; 18].
Реджио-подход является системной методикой, затрагивающей все грани полноценного развития ребенка. Эта методика дает ребенку такую свободу выбора, которую далеко не всегда можно найти в ином педагогическом подходе. Реджио-педагогика, позволяя ребенку проявить свои интересы, участвует в формировании творческого подхода в любой деятельности, развивает критическое мышление, саморегуляцию, помогает развить умение работать совместно, в команде, учит уважать чужое мнение и многое, многое другое.
Цель исследования: изучить уровень самооценки у детей в ДОУ, реализуемом Реджио-подход.
Материалы и методы исследования
В исследовании участвовали 2 группы детей 6–7 лет, 15 детей из детского сада «Кассиопея» практикующем Реджио–подход – экспериментальная группа, и 15 детей из детского сада общеразвивающего вида – контрольная группа, всего 30 детей.
В работе использовались следующие методики:
1.Методика «Лесенка» В.Г. Щур
2. Методика Р.С.Немова «Какой Я».
3. Методика для определения эмоциональной самооценки А.В. Захаров.
Результаты исследования и их обсуждение
Для отражения общих результатов по всем методикам были составлены таблица 1 – для экспериментальной группы и таблица 2 – для контрольной.
По данным сводной таблицы 1, в саду, практикующем реджио-подход, у 11 детей высокий уровень самооценки, адекватный или средний – у 3 детей, а низкий уровень самооценки у 1 ребенка.
Таблица 1 – Сводная таблица результатов экспериментальной группы
Экспериментальная группа |
«Лесенка» |
«Какой я?» |
Определение эмоц. самооценки |
1 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
2 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Заниженный уровень |
3 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
4 |
Заниженный уровень |
Низкий уровень |
Адекватный уровень |
5 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
6 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
7 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
8 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
9 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
10 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
11 |
Адекватный уровень |
Средний уровень |
Адекватный уровень |
12 |
Адекватный уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
13 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
14 |
Адекватный уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
15 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
По данным сводной таблицы 2, в детском саду общеразвивающего вида у 7 детей – высокий уровень самооценки, у 4 – средний уровень, и у 4 – низкий уровень самооценки.
Таблица 1 – Сводная таблица результатов контрольной группы
Контрольная группа |
«Лесенка» |
«Какой я?» |
Определение эмоц. самооценки |
1 |
Адекватный уровень |
Высокий уровень |
Адекватный уровень |
2 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
3 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
4 |
Заниженный уровень |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
5 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
6 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
7 |
Адекватный уровень |
Низкий уровень |
Адекватный уровень |
8 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
9 |
Заниженный уровень |
Низкий уровень |
Заниженный уровень |
10 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
11 |
Заниженный уровень |
Низкий уровень |
Адекватный уровень |
12 |
Заниженный уровень |
Средний уровень |
Заниженный уровень |
13 |
Завышенный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
14 |
Адекватный уровень |
Низкий уровень |
Адекватный уровень |
15 |
Адекватный уровень |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Для выявления уровня значимости различий уровня самооценки между двумя группами исследуемых детей был произведен расчет статистического критерия, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками.
Таблица 3 – Результаты расчёта уровня значимости уровня самооценки контрольной и экспериментальной группы по трём методикам по критерию Манна-Уитни (на основе статистики критерияb)
|
«Лесенка» |
«Какой Я» |
Определение эмоциональной самооценки |
Статистика U Манна-Уитни |
78 |
77,5 |
80 |
Статистика W Уилкоксона |
198 |
197,5 |
200 |
Z |
-1,619 |
-1,489 |
-1,413 |
Асимпт. знач. (двухсторонняя) |
0,105 |
0,137 |
0,158 |
Точная знач. [2*(1-сторонняя Знач.)] |
,161a |
,148a |
,187a |
a. Не скорректировано на наличие связей
b. Группирующая переменная: Группа
Уровень значимости статистически отсутствует, то есть значимых различий уровня самооценки старших дошкольников между двумя группами детей нет.
Выводы
Самооценка является центральным, основополагающим образованием личности, определяющий в значительной мере уровень социальной адаптации человека, является одним из базовых регуляторов поведения личности и различной деятельности.
Период 6-7 лет, а именно, старший дошкольный возраст, является начальным периодом формирования понимания ребенком самого себя, своих мотивов и основных потребностей в социуме, в сложном мире человеческих взаимоотношений. Именно по этой причине, этот период так важен для верного формирования устойчивой, дифференцированной объективной самооценки. В будущем, именно она даст возможность ребенку адекватно оценить себя, свои силы, реально осознавать уровень своих навыков и умений, правильно соотносить их к задачам, целям и требованиям общества и коллектива, реализовывать собственные желания и потребности.
В современном мире, подход Реджио-Эмилия по праву является одним из признанных инновационных направлений в педагогике раннего развития ребенка. Ведь желание ребенка изучать, познавать и исследовать, а также возможность в дальнейшем проявлять себя множеством способов формируется в детстве. Одна из главных задач педагогов, родителей не упустить эту возможность и создать условия для адекватного развития личности ребенка. Реджио подход основывается на исследовательской деятельности, врожденном любопытстве ребенка и реализации проектов, основанных на личных желаниях и потребностях личности.
В результате проведенного исследования можно утверждать, что у большинства детей как в саду, практикующем Реджио-подход, так и в саду общеразвивающего вида, высокий уровень самооценки, у троих детей из экспериментальной группы средний или адекватный уровень самооценки, в саду общеразвивающего вида – у четверых детей.
И низкие показатели уровня самооценки у одного ребенка экспериментальной и четверых детей контрольной групп.
Уровень значимости статистически отсутствует, то есть значимых различий уровня самооценки старших дошкольников между двумя группами детей нет. У детей в ДОУ, реализуемом Реджио-подход уровень самооценки, соответствует уровню сверстников из детского сада общеразвивающего вида.