В настоящее время остро стоит задача по обеспечению населения Российской Федерации продуктами питания, гарантирующими увеличение жизненного уровня и здоровьесбережение человека. Прийти к решению проблемы возможно при эффективном функционировании продовольственного рынка страны и активном развитии агропромышленного (АПК) и рыбохозяйственного комплекса (РХК).
Обзор ключевых характеристик рыбного рынка России за последние пять лет показал, что наблюдается ежегодное увеличение объема улова рыбы и добычи других водных ресурсов в России в среднем на 5% (2021 год) [1].
Из всех форм сельского хозяйства аквакультура является одной из наиболее перспективных. За последние 10 лет в два раза выросли объемы производства продукции аквакультуры, которые практически сравнялись с объемами вылова водных биоресурсов.
На данный момент производство рыбной продукции регламентируется более чем 100 официальных документов государственного и межгосударственного характера [2]. Актуальными в силу территориального расположения для Воронежской области являются: Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 2798-р; Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20; Государственная программа РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (с изменениями до 2024 г.), утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 32. Эти документы нашли отражение в Федеральных программах государства и получили положительные отзывы в виде реализации подпрограмм на региональном уровне [3].
Основным действующим законодательным актом в области ОЕИ является ФЗ №102, однако в 2019–2020 гг. были приняты существенные нововведения в порядок реализации форм государственного регулирования в области ОЕИ, предусмотренных данным законодательным актом, которые касаются субъектов хозяйственной деятельности, технологии и управления качеством пищевых продуктов относящейся к сферам распространения данного федерального закона, в том числе и для предприятий, производящих пищевую продукцию.
В рамках конкурентной борьбы на мировом и российском рынке, серьезной проблемой для отрасли является существенная разница в сроках годности одинакового ассортимента продукции российского и зарубежного производства (табл. 1), документально закрепленных в стандартах, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ЕАЭС 040/2016 [4]. При этом обращение к техническим регламентам, международным и национальным стандартам не всегда способствует разъяснению противоречивых ситуаций (в этих документах имеются различные толкования одних и тех же терминов) и требует дополнительного использования справочников и словарей [5].
Таблица 1 - Сроки годности мороженой пресноводной рыбной продукции в документах ЕАЭС и Евросоюза
Документы |
Рекомендуемый срок годности мороженой пресноводной рыбы |
ГОСТ 32366–2013 «Рыба мороженая. Технические условия» |
до 10 мес |
Стандарты Евросоюза |
до 2-х лет |
Прогрессивные инновационные технологии производства продукции рыбной промышленности требуют создания новой практики классификации рыбных товаров. Гармонизация документации на вырабатываемую продукцию — одна из приоритетных задач разработчиков отраслевых стандартов.