Профессиональная деятельность педагога относится к сфере «человек-человек», в которой наиболее распространены эмоциональные перегрузки, напряженность, стресс и истощение. Последствиями данных факторов могут стать профессиональные кризисы, деформации и выгорание. Педагоги коррекционной школы сталкиваются со специфическими условиями работы, что может в большей мере оказывать влияние на их эмоциональное состояние и формирование эмоционального выгорания.
В психологической науке наиболее распространено следующее определение феномена: эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия [2]. Данный феномен является приобретенным стереотипом эмоционального и профессионального поведения. Эмоциональное выгорание включает в себя совокупность психических переживаний, которые оказывают влияние на уровень работоспособности, физическое и психическое самочувствие, а также интерперсональные отношения работника [6].
В психологических исследованиях в области профессиональной деятельности педагогов отмечаются более низкие показатели психологического и физического здоровья учителей коррекционных школ по сравнению с учителями общеобразовательных учреждений [5].
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что у большинства педагогов коррекционной школы уровень сформированности фаз эмоционального выгорания выше, чем у педагогов общеобразовательной школы.
Эмпирическую базу исследования составили двадцать два педагога коррекционной школы, в возрасте от 22 до 64 лет и двадцать педагогов общеобразовательной школы в возрасте от 25 до 57 лет.
Для эмпирического исследования были выбраны следующие методики:
- Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой) [3].
- Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» [2].
Сначала рассмотрим результаты опросника В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» первой группы респондентов, которую составили двадцать два педагога коррекционной школы (таблица 1).
Таблица 1 – Результаты респондентов первой группы по методике диагностики уровня эмоционального выгорания
Фаза Уровень |
Не сформировалась |
В стадии формирования |
Сформировалась |
I Напряжения |
12 чел. |
5 чел. |
5 чел. |
II Резистенция |
11 чел. |
8 чел. |
3 чел. |
III Истощение |
14 чел. |
7 чел. |
1 чел. |
Фаза напряжения сформировалась у пяти исследуемых педагогов коррекционной школы.
У пяти педагогов фаза напряжения находится в стадии формирования. У двенадцати педагогов не сформировалась фаза напряжения.
Фаза резистенции сформировалась у трёх педагогов коррекционной школы.
У восьми педагогов фаза резистенции находится в стадии формирования, при этом наиболее распространенным выраженным симптомом у них является «неадекватное выборочное эмоциональное реагирование».
У одиннадцати педагогов фаза резистенции не сформировалась.
Фаза истощения сформировалась только у одного педагога коррекционной школы.
Далее рассмотрим результаты по данной методике второй группы респондентов, которую составили двадцать педагогов общеобразовательной школы (таблица 2).
Таблица 2 – Результаты респондентов второй группы по методике диагностики уровня эмоционального выгорания
Фаза Уровень |
Не сформировалась |
В стадии формирования |
Сформировалась |
I Напряжения |
17 чел. |
2 чел. |
1 чел. |
II Резистенция |
19 чел. |
1 чел. |
– |
III Истощение |
20 чел. |
– |
– |
Исходя из данных в таблице, во второй группе респондентов у большинства педагогов не сформированы фазы эмоционального выгорания, то есть феномен эмоционального выгорания менее распространен.
По результатам данной методики, были выделены показатели степени сформированности фаз эмоционального выгорания у двух групп педагогов. Качественный анализ показывает, что среди исследуемых педагогов коррекционной школы более выражены сформированность фаз эмоционального выгорания и фазы, находящиеся в стадии формирования, чем у исследуемых педагогов общеобразовательной школы.
Рассмотрим результаты методики «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой) первой группы респондентов, которую составили двадцать два педагога коррекционной школы (таблица3).
Таблица 3 – Результаты респондентов первой группы по методике диагностики уровня профессионального выгорания
Компонент |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие значения |
Крайне высокие |
«Психоэмоциональное истощение» |
4 |
3 |
13 |
2 |
«Деперсонализация» |
2 |
8 |
11 |
1 |
«Редукция личных достижений» |
11 |
6 |
5 |
- |
Рассмотрим общие показатели эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы (таблица 4).
Таблица 4 – Общие показатели эмоционального выгорания респондентов первой группы
Значение |
Кол-во человек |
Крайне низкий уровень |
– |
Низкий уровень |
4 |
Средний уровень |
4 |
Высокий уровень |
13 |
Крайне высокий уровень |
1 |
У большинства педагогов коррекционной школы (тринадцать человек) наблюдается высокий уровень эмоционального выгорания. У одного респондента – крайне высокий уровень эмоционального выгорания.
Далее рассмотрим результаты по данной методике второй группы респондентов, которую составили двадцать педагогов общеобразовательной школы (таблица 5).
Таблица 5 – Результаты респондентов второй группы по методике диагностики уровня профессионального выгорания
Компонент |
Крайне низкие |
Низкие значения |
Средние значения |
Высокие значения |
Крайне высокие |
«Психоэмоциональное истощение» |
3 чел. |
4 чел. |
4 чел. |
3 чел. |
3 чел. |
«Деперсонализация» |
1 чел. |
0 чел. |
6 чел. |
7 чел. |
6 чел. |
«Редукция личных достижений» |
2 чел. |
6 чел. |
6 чел. |
5 чел. |
1 чел. |
Среди двадцати педагогов только у нескольких отдельных респондентов можно отметить выраженность того или иного симптома профессионального выгорания.
Рассмотрим общие показатели эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы (таблица 6).
Таблица 6 – Общие показатели эмоционального выгорания респондентов второй группы
Значение |
Кол-во человек |
Крайне низкий уровень |
– |
Низкий уровень |
6 |
Средний уровень |
7 |
Высокий уровень |
7 |
Крайне высокий уровень |
– |
У педагогов общеобразовательной школы показатели эмоционального выгорания распределились от низкого до высокого уровня.
Проведем сравнительный анализ показателей педагогов общеобразовательной школы и педагогов коррекционной школы. Сравним общие показатели эмоционального выгорания. На диаграмме рассмотрим результаты двух групп респондентов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Сравнение показателей педагогов по фазе напряжения
Итак, у среди педагогов коррекционной школы наиболее распространен высокий уровень эмоционального выгорания, а также один респондент имеет крайне высокий уровень. У педагогов общеобразовательной школы показатели примерно в равной степени распределились по между низким, средним и высоким уровнем.
Для статистического анализа воспользуемся математическим методом – коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Проверим наличие связи между показателями педагогов двух групп по шкалам методики исследования эмоционального выгорания В.В. Бойко и по общей шкале методики исследования профессионального выгорания А.В. Водопьяновой (таблица 8).
Таблица 8 – Результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Показатель |
Результат |
Значение |
Фаза напряжения |
r = 0,106 |
нет значимости |
Фаза резистенции |
r = - 0,005 |
нет значимости |
Фаза истощения |
r = 0,168 |
нет значимости |
Общий уровень ЭВ |
r = - 0,363 |
нет значимости |
Таким образом, по результатам применения математического метода корреляция между показателями уровня эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы и педагогов общеобразовательной школы не была найдена. Следовательно, гипотеза исследования не подтверждена.