Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE LEVEL OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS OF CORRECTIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

1 1
1

Профессиональная деятельность педагога относится к сфере «человек-человек», в которой наиболее распространены эмоциональные перегрузки, напряженность, стресс и истощение. Последствиями данных факторов могут стать профессиональные кризисы, деформации и выгорание. Педагоги коррекционной школы сталкиваются со специфическими условиями работы, что может в большей мере оказывать влияние на их эмоциональное состояние и формирование эмоционального выгорания.

В психологической науке наиболее распространено следующее определение феномена: эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия [2]. Данный феномен является приобретенным стереотипом эмоционального и профессионального поведения. Эмоциональное выгорание включает в себя совокупность психических переживаний, которые оказывают влияние на уровень работоспособности, физическое и психическое самочувствие, а также интерперсональные отношения работника [6].

В психологических исследованиях в области профессиональной деятельности педагогов отмечаются более низкие показатели психологического и физического здоровья учителей коррекционных школ по сравнению с учителями общеобразовательных учреждений [5].

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что у большинства педагогов коррекционной школы уровень сформированности фаз эмоционального выгорания выше, чем у педагогов общеобразовательной школы.

Эмпирическую базу исследования составили двадцать два педагога коррекционной школы, в возрасте от 22 до 64 лет и двадцать педагогов общеобразовательной школы в возрасте от 25 до 57 лет.

Для эмпирического исследования были выбраны следующие методики:

- Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой) [3].

- Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» [2].

Сначала рассмотрим результаты опросника В. В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» первой группы респондентов, которую составили двадцать два педагога коррекционной школы (таблица 1).

Таблица 1 – Результаты респондентов первой группы по методике диагностики уровня эмоционального выгорания

Фаза

Уровень

Не сформировалась

В стадии формирования

Сформировалась

I Напряжения

12 чел.

5 чел.

5 чел.

II Резистенция

11 чел.

8 чел.

3 чел.

III Истощение

14 чел.

7 чел.

1 чел.

Фаза напряжения сформировалась у пяти исследуемых педагогов коррекционной школы.

У пяти педагогов фаза напряжения находится в стадии формирования. У двенадцати педагогов не сформировалась фаза напряжения.

Фаза резистенции сформировалась у трёх педагогов коррекционной школы.

У восьми педагогов фаза резистенции находится в стадии формирования, при этом наиболее распространенным выраженным симптомом у них является «неадекватное выборочное эмоциональное реагирование».

У одиннадцати педагогов фаза резистенции не сформировалась.

Фаза истощения сформировалась только у одного педагога коррекционной школы.

Далее рассмотрим результаты по данной методике второй группы респондентов, которую составили двадцать педагогов общеобразовательной школы (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты респондентов второй группы по методике диагностики уровня эмоционального выгорания

Фаза

Уровень

Не сформировалась

В стадии формирования

Сформировалась

I Напряжения

17 чел.

2 чел.

1 чел.

II Резистенция

19 чел.

1 чел.

III Истощение

20 чел.

Исходя из данных в таблице, во второй группе респондентов у большинства педагогов не сформированы фазы эмоционального выгорания, то есть феномен эмоционального выгорания менее распространен.

По результатам данной методики, были выделены показатели степени сформированности фаз эмоционального выгорания у двух групп педагогов. Качественный анализ показывает, что среди исследуемых педагогов коррекционной школы более выражены сформированность фаз эмоционального выгорания и фазы, находящиеся в стадии формирования, чем у исследуемых педагогов общеобразовательной школы.

Рассмотрим результаты методики «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (в адаптации Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой) первой группы респондентов, которую составили двадцать два педагога коррекционной школы (таблица3).

Таблица 3 – Результаты респондентов первой группы по методике диагностики уровня профессионального выгорания

Компонент

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

«Психоэмоциональное истощение»

4

3

13

2

«Деперсонализация»

2

8

11

1

«Редукция личных достижений»

11

6

5

-

Рассмотрим общие показатели эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы (таблица 4).

Таблица 4 – Общие показатели эмоционального выгорания респондентов первой группы

Значение

Кол-во человек

Крайне низкий уровень

Низкий уровень

4

Средний уровень

4

Высокий уровень

13

Крайне высокий уровень

1

У большинства педагогов коррекционной школы (тринадцать человек) наблюдается высокий уровень эмоционального выгорания. У одного респондента – крайне высокий уровень эмоционального выгорания.

Далее рассмотрим результаты по данной методике второй группы респондентов, которую составили двадцать педагогов общеобразовательной школы (таблица 5).

Таблица 5 – Результаты респондентов второй группы по методике диагностики уровня профессионального выгорания

Компонент

Крайне низкие

Низкие значения

Средние значения

Высокие значения

Крайне высокие

«Психоэмоциональное истощение»

3 чел.

4 чел.

4 чел.

3 чел.

3 чел.

«Деперсонализация»

1 чел.

0 чел.

6 чел.

7 чел.

6 чел.

«Редукция личных достижений»

2 чел.

6 чел.

6 чел.

5 чел.

1 чел.

Среди двадцати педагогов только у нескольких отдельных респондентов можно отметить выраженность того или иного симптома профессионального выгорания.

Рассмотрим общие показатели эмоционального выгорания педагогов общеобразовательной школы (таблица 6).

Таблица 6 – Общие показатели эмоционального выгорания респондентов второй группы

Значение

Кол-во человек

Крайне низкий уровень

Низкий уровень

6

Средний уровень

7

Высокий уровень

7

Крайне высокий уровень

У педагогов общеобразовательной школы показатели эмоционального выгорания распределились от низкого до высокого уровня.

Проведем сравнительный анализ показателей педагогов общеобразовательной школы и педагогов коррекционной школы. Сравним общие показатели эмоционального выгорания. На диаграмме рассмотрим результаты двух групп респондентов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Сравнение показателей педагогов по фазе напряжения

Итак, у среди педагогов коррекционной школы наиболее распространен высокий уровень эмоционального выгорания, а также один респондент имеет крайне высокий уровень. У педагогов общеобразовательной школы показатели примерно в равной степени распределились по между низким, средним и высоким уровнем.

Для статистического анализа воспользуемся математическим методом – коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Проверим наличие связи между показателями педагогов двух групп по шкалам методики исследования эмоционального выгорания В.В. Бойко и по общей шкале методики исследования профессионального выгорания А.В. Водопьяновой (таблица 8).

Таблица 8 – Результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Показатель

Результат

Значение

Фаза напряжения

r = 0,106

нет значимости

Фаза резистенции

r = - 0,005

нет значимости

Фаза истощения

r = 0,168

нет значимости

Общий уровень ЭВ

r = - 0,363

нет значимости

Таким образом, по результатам применения математического метода корреляция между показателями уровня эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы и педагогов общеобразовательной школы не была найдена. Следовательно, гипотеза исследования не подтверждена.