Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

RESEARCH OF INTEGRAL CHARACTERISTICS OF THE 6TH GRADE OF THE LYCEUM MARITIME STATE UNIVERSITY

1 1
1
Undoubtedly, interest in the research of small groups has arisen in society for a very long time, along with the emergence of the problems of the relationship between society and man, personality. After all, without understanding how people can interact with each other and express themselves to a group, it is impossible to build a prosperous society.Therefore, even now, in the 21st century, it is very important to study small groups as a socio-psychological phenomenon, as well as to study their characteristics. After all, from birth, every person is already part of certain small groups, even more – only from some of them he is able to learn the first knowledge about the world around him. The concept of "individuality" is studied in inseparable connection with such categories as "individual" and "personality", while the phrase "individuality of a small group" is perceived as eclectic. Nevertheless, the practice of working with small groups suggests that there is a different level of manifestation of individuality, when its subject is not a person, but a group. The relevance of the study of the integral characteristics of the 6th grade of the Lyceum of Moscow State University is that this group will continue for a long time, and it is important that its formation does not lead to an asocial path of group development. Timely formation and adjustment of the group's value orientations can help to maintain a friendly attitude in the team.
small group
integral characteristics
schoolchildren
dynamics
testing

В первую очередь, важно обратиться к тому, что же такое малая группа. Малая группа - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями или задачами; в малой группе, как правило, имеется авторитетный лидер, вокруг которого объединены остальные члены группы. Если малая группа занята социально значимой для всех ее членов совместной деятельностью, то она может представлять собой группу высокого уровня развития — коллектив.

Такие группы могут выступать как официальные, то есть имеют юридически фиксированные права и обязанности, структуру, закрепленную нормативами, а также назначенное или же избранное руководство. Такие группы обычно связаны социально заданной деятельность. Еще один вариант – неофициальные, либо же неформальные. Они не имеют юридически фиксированного статуса, но строится благодаря межличностным отношениям, таким как дружба, симпатия и т.д. Такой вариант малой группы может выступать как изолированная общность, а может сформироваться внутри официальных групп.

Очень важным условием для выделений групп является их уровень группового развития. Он выделяется из сформированности межличностных отношений, результата процесса формирования группы. Можно выделить пять крайних позиций наиболее выраженных проявлений уровня группового развития:

1. Группа высокого уровня развития;

2. Просоциальная ассоциация;

3. Корпорация;

4. Асоциальная ассоциация;

5. Диффузная группа.

Межличностные отношения прежде всего совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Они складываются из восприятия и понимания людьми друг друга, межличностных привлекательности и симпатии, а также из взаимодействий, поведения внутригрупповой идентификации.

Цель нашего исследования заключается в выявлении интегральных характеристик учащихся 6 класса лицея МГУ имени Г.И. Невельского. В нашем исследовании было важно рассмотреть отобранную группу в рамках поставленного вопроса, провести наблюдение и диагностику интегральных характеристик, чтобы сделать определенные выводы о состоянии группы. Нами были выбраны следующие методы психодиагностического исследования интегральных характеристик 6 класса лицея МГУ: психодиагностическое тестирование.

В первую очередь было проведено психодиагностическое исследование вектора интерактивной, личностной и групповой направленности 6 класса лицея МГУ. Результаты методики «Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щурков (модификация Н. П. Фетискина))» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты методики «Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щурков (модификация Н. П. Фетискина))»

R

Ориентация на личные (эгоистические) интересы

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

Маргинальная ориентация

1

10

7

14

2

12

7

12

3

10

9

12

4

7

9

15

5

7

13

12

6

15

6

10

7

6

11

14

8

7

13

11

9

10

6

15

10

11

8

12

11

9

13

9

12

15

2

14

13

9

13

9

14

9

6

16

15

8

11

12

16

9

12

10

На основании результатов по методике «Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щурков (модификация Н. П. Фетискина))» видно, что у 6 испытуемых выявлен средний уровень маргинальной ориентации. Это говорит о том, что они склонны подчиняться обстоятельствам и импульсивному поведению. Им свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемых поступков, подражания, склонности к конформизму и приспособленчеству. При этом у одного из них выражен средний уровень ориентации на личные (эгоистические) интересы. У 2 испытуемых выявлен средний уровень ориентации на личные (эгоистические) интересы. Это говорит о том, что они склонны к преобладанию мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми им важно удовлетворение личных потребностей. Интересы и ценности группы чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом смысле, из чего образуется конфликтность и затруднения в межличностном взаимодействии в группе. У остальных испытуемых все ориентации выявляются на низком уровне, что может говорить о недостаточной сформированности личных и групповых направленностей.

Далее была проведена методика «Диагностика уровня развития группы». Результаты по данной методике представлены на рисунке 1.

На основании результатов по методике «Диагностика уровня развития малой группы» можно увидеть, что 2 испытуемых считают, их группа находится на уровне развития «коллектив» («Горящий факел»). Они представляют свою группу единой, дружественной, где каждый готов помочь другому, а группа ориентирована на высокие цели. 5 испытуемых считают, что их группа находится на уровне развития «автономия» («Алый парус»). Это говорит нам об их представлении группы как слаженной, где все участники ориентированы на личное взаимодействие. 6 испытуемых оценивают развитие группы на уровне «кооперация» («Мерцающий маяк»). Испытуемые видят свою группу как объединенную общей деловой целью, в которой присутствуют межличностные отношения. 3 испытуемых определили развитие своей группы как «ассоциация» («Мягкая глина»).

Такая группа хотя и имеет общие цели и интересы, в трудных ситуациях становится разобщенной.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. У большинства испытуемых на момент психодиагностического исследования еще не до конца сформировались групповые ценностные ориентации, но группа имеет тенденцию к развитию у большинства маргинальной ориентации, что может считаться асоциальным путем группового развития.

2. Группа на момент психодиагностического тестирования проходит через этап укрепления и формирования их общности – от кооперации к автономии. Испытуемые уже отмечают желание коллектива держаться вместе и действовать сообща, но пока не все члены группы чувствуют в этом уверенность, сохраняя товарищеский настрой, при этом сохраняя дистанцию в некоторых ситуациях.

3. На момент психодиагностического исследования группа производит на взрослых-учителей негативное впечатление, со стороны в группе не наблюдается организованности и сплоченности.

Таким образом, можно сформировать рекомендации для дальнейшей работы с группой и направлению её в сторону социального развития группы. Необходимо создавать благоприятный климат для развития более тесных взаимоотношений, проводить различные мероприятия, направленные на сплочение коллектива, а также наблюдать за развитием ценностных ориентаций, направляя в сторону ориентации на сотрудничество и взаимопонимание.