Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE STRUCTURE OF INTELLECTUAL ABILITIES OF PSYCHOLOGICAL STUDENTS OF THE 2nd YEAR STUDY MARITIME STATE UNIVERSITY

1 1
1
The article raises the problem of the relevance of studying the structure of the intellectual abilities of psychology students in the context of the formation of their professional abilities as future psychologists. The results of an empirical study of the structure of the intellectual abilities of psychology students are presented. The results of our study allow us to outline certain educational activities for the preparation, professional psychological selection and support of psychology students.
structure of intellectual abilities
professional abilities
psychology
students

Определенный набор интеллектуальных способностей – это один из самых важных факторов эффективной деятельности современного профессионала практически в любой профессии. Так как каждая профессия имеет специфический набор профессионально-важных качеств, которые определяются в процессе анализа профессии и составления ее профессиограммы [1], а также в результате определенных мероприятий в процессе профессионализации студента в ВУЗе, представляется немаловажным определить набор способностей, эффективных для деятельности психолога-консультанта. В широком смысле интеллект можно понимать как способность человека приобретать знания, умения, совершенствовать свои навыки, а также уметь применять всё это в практической деятельности, выполняя определенные задачи, в том числе и профессиональные. Поэтому развитие определенных структур интеллекта – это главная задача всякого образования, в особенности высшего, так как с сформированным в ходе его получения набором интеллектуальных способностей и компетенций, человек входит во взрослую самостоятельную жизнь. Так же развитие интеллекта важно для профессионального становления студентов, прежде всего – развития профессионально-важных качеств [2, 3]. Выпускник, который получил квалификацию психолог-консультант должен быть готов осуществлять свою профессиональную деятельность, которая направлена на оказание помощи и поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью выделения и подбора подходящих систем подготовки студентов в соответствии с их интеллектуальными способностями. Такая необходимость связана с повышением требований к специалистам, к их активности и ответственности в отношении собственного профессионального и личностного развития. Выявление и учет интеллектуальных способностей студента должен способствовать росту эффективности процесса профессионального становления личности на этапе профессионального образования.

Для рассмотрения структуры интеллектуальных способностей студентов-психологов мы использовали теоретическую модель Р. Амтхауэра. На основе своей модели Р. Амтхауэр создал «Тест структуры интеллекта», который позволяет диагносцировать уровень развития четырёх базовых факторов интеллекта: вербальный, математический, пространственный и мнемический, а также общий уровень развития интеллектуальных способностей (IQ).

Эмпирическую выборку составили 18 студентов 2 курса обучения по специальности «Психология» Морского факультета гуманитарных технологий МГУ им. адм. Г. И. Невельского.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что у студентов-психологов 2 курса обучения преобладает высокий уровень вербального, мнемического фактора интеллекта и высокий уровень общего интеллекта. Для успешной профессиональной деятельности психолога-консультанта важно обладать развитыми:

1) На высоком уровне вербальный фактор интеллекта, так как психологу необходимо хорошо понимать смысловую нагрузку получаемой информации от клиента, уметь воспринимать информацию на слух и владеть нюансами интонаций устной речи.

2) Высоко развитый мнемический фактор интеллекта. Данный фактор важен для будущего психолога, так как ему необходимо запомнить множество приёмов работы с клиентом, уметь эти приёмы воспроизводить и применять на практике, и многое другое.

3) Так же высокий уровень общих интеллектуальных способностей (IQ), что говорит об общенаучной одарённости студентов и их способностях к обучению, освоению образовательной программы.

Результаты нашего исследования показали, что у большинства респондентов высоко развит зрительно-пространственный фактор интеллекта. Это говорит нам о том, что у большей части студентов-психологов 2 курса высокий уровень развития наглядно-образного мышления, построенного на оперировании пространственными образами и отношениями.

Так же 16 респондентов имеют средний уровень вербального фактора интеллекта. По этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Студенты-психологи могут хорошо интонировать в устной речи, живо воспринимать всё на слух, интуитивно писать без ошибок, формировать собственные мысли. Всё это создаёт хорошую основу для дальнейшего развития данного фактора интеллекта.

Результаты исследования также показали, что 15 респондентов имеют средний уровень развития мнемического фактора интеллекта. Это свидетельствует о том, что студенты-психологи умеют хорошо сохранять, запоминать и воспроизводить какую-либо информацию. Иначе говоря, это важнейшие составляющие памяти и одно и профессионально-важных качеств психолога. Так же это свидетельствует о развитом воображении, наличию способностей комбинировать и воплощать образы в различных формах: рисунках, скульптурах и т.д.

Математический фактор у 9 респондентов развит на высоком уровне и у 9 респондентов на среднем уровне. Это говорит о том, что в целом у студентов-психологов хорошо развиты математические и логические способности. Студенты-психологи умеют оперировать цифрами, владеют основными мыслительными операциями, способны работать с базами данных, систематизировать и структурировать получаемую информацию. Для будущего психолога математические способности являются так же немаловажными. Но тем не менее, чтобы использовать математические приёмы, психологу не обязательно иметь высокий уровень данного типа способности интеллекта, так как сегодня существует множество программ, приложений, вычислительных машин для упрощения математических процессов вычисления и обработки числовой информации.

Также результаты нашего исследования показали, что 10 респондентов имеет высокий уровень общего интеллекта, 8 человек – средний уровень общего интеллекта. Студентов-психологов с низким уровнем общего интеллекта найдено не было. Это свидетельствует о том, что студенты-психологи имеют способности к познавательной деятельности, обучению и адаптации к новым условиям, анализу и принятию решений в сложных ситуациях.

Гипотеза о том, что студенты-психологи 2 курса обучения имеют высоко развитый вербальный и мнемический фактор интеллекта и высокий показатель общего интеллекта, частично подтвердилась. Как показало исследование, у большинства студентов-психологов высоко развит зрительно-пространственный фактор интеллекта. В то время как вербальный и мнемический фактор – на среднем уровне. Полученный результаты по показатель общего интеллекта соответствуют заявленной гипотезе.

Полученные нами данные выглядят весьма актуальными в свете дальнейшей оптимизации процесса психологического сопровождения, а также обучения и развития профессиональных способностей студентов, обучающихся по специальности «Психология».