Здоровый сон физиологически необходим любому человеку, являясь важным условием здоровья. Качество и количество сна значительно влияет на активность днём. Особенно серьезные проблемы при нарушениях биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна могут возникнуть у детей и подростков, так как их организм и нервная система находятся в состоянии формирования. Недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы, которая является основным видом деятельности данной возрастной группы.
Объектом исследования является продолжительность сна у школьников. Предметом исследования является взаимосвязь продолжительности сна школьников и качества усвоения ими учебного материала.
Цель исследования: изучить взаимосвязь продолжительности сна и качества усвоения материала учащимися 5-9 классов общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи продолжительности сна на качество усвоения учебного материала учащимися средней школы.
2. Провести изучение взаимосвязи продолжительности сна и усвоения учебного материала учащихся 5-9 классов средней школы НЧУ ОО СОШ «Карьера».
3. Разработать рекомендации для улучшения качества и количества сна, влияющих на качество усвоения учебного материала учащимися 5-9 классов
Поставленные цель и задачи были достигнуты.
По первой задаче нами был проведен анализ проблемы продолжительности сна у школьников и качества усвоения учебного материала. Физиологическая роль сна до сих пор не до конца исследована, но очевидно, что обе фазы сна являются важными для успешной активности нашего мозга. Во-первых, сон способствует удалению накопившейся за день ненужной информации и эмоциональной перестройке, проявляющейся в снижении возбудимости очагов мотивационного возбуждения. Во-вторых, сон делает возможным более глубокую и качественную обработку полученной за день информации и быстрый перевод информации из кратковременной памяти в долговременную.
При недостатке сна у подростка возникают серьезные проблемы с памятью, запоминанием и обработкой полученной информации, способностью концентрироваться и выполнять поставленные задачи.
Память и внимание – это взаимосвязанные функции мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно запомнить необходимый материал. Обобщённо, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его хорошей памяти.
Усвоение информации является сложным психологическим процессом, зависящим от множества факторов. Но, несмотря на сложность данного процесса, существует множество способов систематизации его уровней, а также критерии и шкалы, которые помогают его оценить.
В рамках решения второй задачи нами была разработана анкета. Иследование было организовано на базе НЧУ ОО СОШ «Карьера» среди учеников 5-9 классов. Выборка составила 48 учащихся, возрастом от 10 до 16 лет (средний возраст 13). Респонденты прошли анкетирование из 23 вопросов о возрасте респондентов, времени отхода ко сну и его продолжительности, о наличии ночных кошмаров, качестве сна, знаниях содержания понятия «гигиена сна», а также о субъективной оценке функционального состояния своего организма при недосыпании во время учебы. Анкетирование проходило онлайн, с помощью сервиса Google Forms.
По результатам анализа результатов анкетирования, треть респондентов (33,3%) ложатся спать в промежуток с 22:30 до 23:30 часов, при этом 75% респондентов отходят ко сну до полуночи. Продолжительность сна у 19% учащихся составляет менее 5 часов, 48% учащихся спит в среднем 5,5-7 часов и 33% учащихся спит 8 и более часов. Высыпаются при этом только 22,9% респондентов, 52,1% не высыпаются и 25% сомневаются в ощущениях или в разные дни чувствуют себя по-разному. С беспокойным сном и ночными кошмарами сталкивается 22,9% учеников. С понятием «гигиена сна» не знакомы 68,8% учеников. При недосыпании 45,8% опрошенных отмечают снижение внимания, 56,3% замечают снижение активности на уроках, снижение концентрации у 37,5% детей, плохое настроение у 62,5%, 14,6% обучающихся испытывают ухудшение памяти, и только 12,5% респондентов не испытывают трудностей в обучении при недосыпании.
Корреляционный анализ был выполнен для следующих показателей: возраст респондентов; время отхода ко сну; наличие ночных кошмаров; наличие ощущения недосыпания; наличие проблем на уроках в общем; наличие проблем со вниманием; наличие проблем с активностью на уроке; наличие проблем с настроением; знание понятия «гигиена сна»; применение правил гигиены сна; средний балл по английскому языку. Среди значимых результатов в корреляционном анализе было выявлено, что с увеличением возраста увеличивается и время отхода ко сну (rэмп.=0,49 > rкрит.=0, 46 при р=0,001). Взаимосвязь между использованием правил гигиены сна rэмп.=0,38 > rкрит.=0,37 (р=0,01) со временем отхода ко сну демонстрирует то, что респонденты, знающие основы гигиены сна, понимаю важность необходимой длительности сна и ложатся раньше.
При недосыпании достоверно возникают проблемы с настроением rэмп.=0,30 > rкрит.=0,29 (р = 0,05). Респонденты, страдающие из-за недосыпа, чаще всего имеют пллохое настроение и сниженное внимание на уроке rэмп.=0,29 = rкрит.=0,29 (р = 0,05), также взаимосвязаны настроение и активность на уроке rэмп.=0,44 > rкрит.=0, 37 (р = 0,01). Успеваемость на уроках английского языка хуже у респондентов, поздно ложащихся спать (страдающих от недосыпа) – rэмп.=0,34 > rкрит.=0, 29 (р = 0,05). Также были выделены пары параметров, где rэмп. находится в диапазоне 0,20-0,28, что ниже rкрит =0,29 (p=0,05), но они представляют интерес с точки зрения будущих исследований.
В рамках решения третьей задачи нами были составлены рекомендации для улучшения качества и количества сна, влияющих на качество усвоения учебного материала учащимися 5-9 классов. Педагогам рекомендуется обращать внимание на настроение учеников, их активность на уроке, устойчивость внимания – ухудшения могут быть признаками недосыпания, описываемая взаимосвязь была раскрыта в ходе исследования. Также была обнаружена взаимосвязь между знанием респондентами правил гигиены сна и их отходом ко сну в рекомендуемое правилами время, что позволяет избегать недосыпания. В связи с этим, рекомендуется проводить классные часы на тему «Гигиена сна» для всех учащихся 5-9 классов.
Таким образом, мы можем сказать, что взаимосвязь продолжительности сна и качества усвоения материала учащимися 5-9 классов общеобразовательной школы изучена и доказана. Данное исследование будет полезным для будущих школьных медсестер.