В Российской Федерации на сегодняшний день использование финансовых технологий можно наблюдать во многих сферах общественной жизни. Интенсивное внедрение финансовых технологий напрямую влияет на развитие цифровой экономики России. Более того, финтех можно считать авангардом цифровой трансформации экономики[1]. В этой связи, курс государства на цифровую трансформацию экономики необходимо сопровождать нововведениями в сфере правового регулирования.
Такие сложные финансовые услуги и сервисы как, например, биометрия, блокчейн, смарт-контракты, облачные технологии требуют повышенного контроля и наблюдения со стороны органов государственной власти, так как потребитель при неполноценности законодательства, регулирующего данную сферу, может оказаться в уязвимом положении. Современные финансовые технологии, безусловно, имеют ряд преимуществ, однако при отсутствии регулирования они могут формировать некоторые риски[2]. Так, в настоящий момент в Российской Федерации полномочия по контролю и надзору за финансовыми технологиями осуществляет Центральный банк.
Сравнивая правовое регулирование финтеха Российской Федерации с технологически развитыми странами, по моему мнению, Россия находятся в этом плане на этапе становления. Бурно развивающиеся финансовые технологии представляют довольно серьезный вызов для государственного регулятора. При взвешенном подходе к осуществлению контрольно-надзорных функций сектор финансовых технологий будет развиваться семимильными шагами, и, напротив, неполноценная регламентация способствует задержке развития, что может нанести ущерб не только государству, но и обществу.
В этой связи целесообразно задать вопрос «Необходимо ли создание новых государственных органов, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере финансовых технологий?». Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо проанализировать опыт стран, которые в этом отношении более развиты, чем Российская Федерация. Для рассмотрения выбраны следующие страны: Китай, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Кипр, Германия.
Китай является одним из мировых лидеров по внедрению финансовых технологий в банковскую систему. Благодаря масштабу потребительского рынка китайский финтех увеличился многократно – с 69 миллиардов юаней в 2013 году до 1,3 триллиона юаней в 2019 году. Более того, в 2019 году 832 млн. граждан воспользовалось функцией цифровых платежей. Такие показатели демонстрируют тот факт, что сфера финтехс в Китае уже далеко ушла от стадии внедрения до стадии активного использования. Учитывая колоссальное количество потребителей финансовых технологий, услуг и сервисов правительство Китайской Народной Республики практически в полной мере регулирует финтех сферу. В Китае существует целый ряд ведомств, которые регулируют финансовые технологии. Так, например, рынок P2P-кредитования, интернет-банкинга и интернет кредитования находится под контролем и надзором Комиссии по регулированию банковского дела и страхования (CBIRC). Краудфандинг акций, а также деятельность инвестиционных консультантов регулирует Комиссия по регулированию ценных бумаг (CSRC). Основным регулятор выступает Народный банк Китая - он контролирует сферу онлайн-платежей и цифровых валют.
Применяя стратегический подход, для оценки возможностей, связанных с финтех, китайский финансовый регулятор использует комплексные механизмы, основанные на оценке подверженности киберрискам, одновременно способствуя институционализации кибербезопасности среди регулируемых фирм со стратегическим контролем[3]. Таким образом, можно заметить, что в зависимости от сферы финансового бизнеса контроль и надзор за финтех в КНР осуществляют разные ведомства.
В Республике Кипр на сегодняшний день существуют все необходимые условия для процветания финтех, даже несмотря на то что отсутствуют законы, регулирующие данную область. Сфера финтех на Кипре регулируется Центральный банком Кипра – он осуществляет контроль и надзор, выдает лицензии. Помимо ЦБ Кипра существует Кипрская Комиссия по ценным бумагам и биржам (CySEC), которая является финансовым регулирующим органом в сфере инвестиционных услуг. Данный орган наделен полномочиями по контролю, мониторингу и лицензированию инвестиционных компаний, брокеров, инвестиционных консультантов. В Республике Кипр каждая сфера финтех подконтрольна и поднадзорна определенному регулятору, что свидетельствует о развитой финансовой индустрии острова.
Правопорядок Великобритании в секторе финтех можно считать одним из самых развитых и образцовых. Осуществляет контроль и надзор за деятельностью финтех следующие органы. Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA) – ключевой надзорный орган регулирования финансовых услуг, деятельность которого определяется Законом о финансовых услугах и рынках . FCA регулирует около 60000 фирм, оказывающих финансовые услуги. FCA ответственно за регулирование бизнеса в отношении оптовых и розничных финансовых рынков. Более того, данный орган ответственен за регулирование предпринимательской деятельности всех зарегистрированных компаний в государстве. Принятие вкладов, выпуск электронных денег, заключение или выполнение контрактов по страхованию, управление вкладами, консультирование по вкладам – все это регулируется FCA. Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании имеет широкий спектр полномочий при расследовании неправомерный действий участников рынка финтех. Так, например, регулятор имеет право возбуждать уголовные дела, исполнительные процедуры, а именно принуждать физических и юридических лиц к проведению беседы для выяснения обстоятельств и предоставлять документации.
Управление пруденциального регулирования (PRA), являясь структурным подразделением Банка Англии, заведует контролем над всеми британскими банками, строительными обществами, страховыми компаниями. PRA уполномочен разрабатывать правила, руководства в отношении регулируемой и нерегулируемой предпринимательской деятельности.
Анализируя правовые акты и систему государственного управления инновациями Великобритании, особо стоит выделить, что деятельность всех субъектов, которые занимаются развитием финансовых технологий, координируется единым субъектом, что обеспечивает наиболее эффективное их внедрение в финансовую сферу[4].
В Соединенных Штатах Америки сфера финтех развивается стремительными темпами. Объем привлеченных инвестиций в финансовые технологии превышает десятки миллиардов долларов и растет с каждым годом. По состоянию на 2018 год на США приходится 57% рынка финтех[5].
Финтех деятельность в США не регулируется единым законодательным актом – предпринимателям осуществлять лицензирование необходимо в каждом отдельном штате, в котором они планируют осуществлять свою деятельность. Тем не менее, крупнейшие игроки на рынке смогут получать единую лицензию для всех штатов – такое заявление о намерении выразили государственные власти Соединенных Штатов Америки.
Особый интерес представляют государственные органы, осуществляющих функции контроля и надзора в сфере финансовых технологий. Основными регуляторы в США являются:
1. Комиссия по ценным бумагам и биржам (The United States Securities and Exchange Commission) контролирует работу компаний, которые обеспечивают инфраструктуру для рынков ценных бумаг: депозитарии, биржи, инвестиционные консультанты и т.д.
2. Управление финансового контроля (Office of Comptroller of the Currency) регулирует деятельность федеральных сберегательных банков, региональных банков, а также лицензированных отделений иностранных банков.
3. Совет управляющих Федеральной резервной системы (Federal Reserve Board) устанавливает регулирование над банковскими холдинговыми компаниями и их небанковскими дочерними учреждениями, Чикагской товарной биржей, Депозитарной трастовой компанией, а также Федеральной резервной системой.
4. Бюро финансовой защиты потребителей (Consumer Financial Protection Bureau) осуществляет защиту потребителей в сфере финансовых услуг. Является независимым агентством правительства США ответственным за защиту потребителей в финансовом секторе.
5. Федеральная корпорация по страхованию вкладов (Federal Deposit Insurance Corporation). Ведомство управляет федеральным фондом страхования вкладов, а также является главным регулятором для зарегистрированных в штатах банков, которые не являются членами Федеральной резервной системы.
6. Комиссия по торговле товарными фьючерсами (Commodity Futures Trading Commission) контролирует деятельность брокеров, дилеров по свопам, розничных валютных дилеров, операторов товарных пулов, посредников на рынке деривативов.
7. Управление по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control) осуществляет борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Помимо перечисленных органов, в каждом штате существуют региональные ведомства, которые также регулируют деятельность финтех.
Таким образом, спектр органов, осуществляющих деятельность за контролем и надзором в США довольно широк. Существенным барьером для улучшения качества надзора за финтех организациями является «соперничество» между федеральными регуляторами и региональными.
В государственном аппарате Германии существует специализированный орган надзора за деятельностью финтех организаций – Федеральное управление финансового надзора Германии (BaFin). В рамках выполнения своих функциональных обязанностей, Федеральное управление финансового надзора Германии осуществляет сотрудничество с Федеральным банком Германии. Стоит отметить, что BaFin учреждена 1 мая 2022 года. До создания данного органа контроль за качеством предоставляемых услуг в финансовой сфере осуществляли три органа, что вызывало неудобства в плане распределения полномочий между ведомствами. BaFin концентрирует в себе следующие функции: выдача лицензий на ведение деятельности в финансовой сфере; проверка отчетности компаний; ведет надзор за всей банковской системой страны; проводит исследования с целью выявить существующие риски в финансовой системе, предотвращает использование незаконных финансовых методов в финансовом бизнесе; предотвращение финансирования терроризма и отмывания денег; осуществляет контроль за соблюдением организационных требований.
Полномочия Федерального управления финансового надзора Германии (BaFin) в части непосредственного осуществления контроля широки. Методы, применяемые данным ведомством жестки. Довольно часто проводятся неплановые проверки как крупных, так и мелких организаций. Санкции, налагаемые за нарушение законодательства, предполагают крупные денежные штрафы и доходят вплоть до ликвидации организации. Этим и обусловлена эффективность данного регулятора в секторе финансовых технологий.
Консолидация усилий и эффективное взаимодействие BaFin с Федеральным банком Германии обеспечивает плодотворную работу в сфере надзора за финансовыми технологиями. Однако в последнее время наблюдается тенденция по передаче определенных функций регулирования от Федеральное управление финансового надзора Германии к Федеральному банку Германии.
Проанализировав иностранные органы государственного аппарата, осуществляющих деятельность по контролю и надзору в сфере финансовых технологий, можно сказать, что единой мировой тенденции по внедрению каких-либо новых государственных органов не наблюдается. Государства находятся на разных этапах своего развития в части формирования законодательной базы и регуляторов сферы финансовых технологий. Рассуждая на тему создания в Российской Федерации нового органа контроля и надзора через призму опыта зарубежных стран стоит акцентировать внимание на национальные особенности правопорядков. Тем не менее, анализ позволил сделать вывод, что сосредоточение функций контроля и надзора в руках одного органа, подотчетного центральному банку или министерству, как, например, в Германии, способствует эффективному осуществлению функций по регулированию финтех. В России Центральный Банк в сфере финтеха является мегарегулятором, который осуществляет все мероприятия по контролю и надзору в стране. Так, Центральный Банк России осуществляет данные мероприятия с 2013 года. В соответствии с п. 55 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 г.[6] Банк России выступает в качестве одного из субъектов, согласованные действия которых обеспечивают реализацию обозначенной Стратегии. Так, Центральный Банк России регулирует деятельность по организации привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также осуществляет контроль и надзор в этой сфере[7]. Более того, предметом регулирования ЦБ является сфера некредитных финансовых организаций. Федеральным законом от 31.07.2020 No 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»[8] Центральный банк может утверждать программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. В целом, можно охарактеризовать сложившийся в России государственный подход по контролю и надзору в сфере финансовых технологий положительным образом. Усилия Центрального Банка России по регулированию финтех области не могут не остаться незамеченными. В этой связи, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, на этапе становление Центральный Банк справляется с возложенными на него обязанностями. Однако развивающийся в геометрической прогрессии сфера финтех определенно создаст новые вызовы для государства. В таком случае целесообразно рассмотреть создание специализированного государственного органа, который переймет функции ЦБ в сфере контроля и надзора финтех.