В современной научной литературе сложились определенные трактовки термина «государственные закупки» [2], также выделяются различные подходы к определению понятия «государственные закупки». После анализа подходов к определению понятия «государственные закупки», можно сделать обобщенный вывод о том, что государственные закупки представляют собой систему правоотношений, возникающих между двумя сторонами, которыми являются заказчик и поставщик различных услуг, товаров и работ, обеспечивающих нужды государственных и муниципальных органов и организаций с целью эффективного использования бюджетных средств. Соответственно, основные характеристики государственных закупок: государственные закупки производятся за счет бюджетных средств разных уровней (федерального, уровня субъекта РФ и муниципального уровня) [5].
Несколько слов о понятии «финансовые технологии». Финансовые технологии (финтех) – сфера на стыке финансов и IT. Финтех – это предоставление финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий. Таких как «большие данные» (Big Data), искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия и других. Сейчас финансовые технологии становятся неотъемлемой частью всех видов финансовых услуг: кредитование, платежи ипереводы, сбережения, инвестирование, страхование ииные, трансформируя бизнес-модели иповышая ихклиентоориентированность. Различные финтех-решения внедряются каккрупными финансовыми организациями, например, банками, такиузкоспециализированными финтех-компаниями, предоставляющими ограниченный перечень услуг.
В настоящее время в России регулирование закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется основным нормативно-правовым актом, регламентирующим процедуры государственных закупок
в Российской Федерации, Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –
44-ФЗ). В 2021 году были приняты изменения в ФЗ-44. Был принят Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По этому закону изменения вступили в силу с 1 января 2022 года (за исключением отдельных положений, вступающих в силу позднее). Сократилось число способов закупки до трех наиболее используемых видов, таких как конкурс, аукцион и запрос котировок. Были исключены такие виды государственных закупок, как двухэтапные конкурсы, конкурсы
с ограниченным участием и запросы предложений.
В данной статье следует обозначить сущность явления цифровизации в закупочной деятельности. В настоящее время, трудно представить какие потребности у государства будут через год, 5 – 10 лет в нанотехнологиях, искусственном интеллекте, робототехнике и т.д. Именно поэтому система государственных закупок должна быстро подстраиваться под парадигмы новой реальности. Итак, основные направления цифровизации закупок:
1. Упрощение процессов закупочной деятельности;
2. Экономия времени назакупки;
3. Повышение прозрачности торгов;
4. Контролируемость бизнес-процессов;
5. Экономия трудовых ифинансовых ресурсов.
Исходя изприведенных параметров, можно сказать, что цифровизация всфере закупок – это организация закупочных процессов спомощью
IT-технологий, повышающая производительность компании иуровень взаимодействия сконтрагентами.
Трансформация закупочной системы– это комплекс автоматизированных процессов: начиная отформирования потребности доотгрузки товара (предоставления услуги) заказчику. Вближайшем будущем цифровизация вгосударственных закупках продвинется нанесколько шагов вперед, так в 2022 году уже вступили в силу нововведения:
- Электронный документооборот будет вводиться навсех этапах проведения закупочных процедур (в 2021 году электронный документооборот уже использовался наотдельных этапах проведения закупки, нонеявлялся обязательным);
- В 2022 году оплата подоговорам уже производилась наосновании электронных актов, размещенных вЕдиной информационной системе всфере закупок (ЕИС), подписанных сдвух сторон;
- Каждый иззаказчиков обязан использовать электронное актирование— обмен документами посделке вэлектронном формате.
Большое количество нововведений способствует развитию отдельного направления вцифровой трансформации закупок– разработке сервисов, заменяющих ручную работу. Сегодня уже есть ряд платформ, которые помогают решить некоторые вопросы в части закупок:
1. PIX RPA– роботизированная платформа для автоматизации процессов. Сеепомощью можно внедрить вработу цифровых сотрудников всжатые сроки. Сервис обрабатывает первичную документацию иплатежи, подготавливает счета, оформляет справку
2-НДФЛ;
2. Атомбот.Закупки– программный робот, имитирующий работу человека всоставлении отчетов, сверке файлов, анализе данных(вотличие отчеловека, действия выполняются быстрее). Сервис формирует ипроверяет техническое задание, проект договора насоответствие нормативам, составляет запрос коммерческого предложения, анализирует цены, формирует предельные ставки, итоговый протокол, документацию кзакупочной процедуре;
3. 1С: Документооборот 8– организация хранения исовместной работы сдокументами ифайлами, автоматизация бизнес-процессов ипроектной деятельности. Вфункционал сервиса входит сканирование, распознавание документов, ихсоздание пошаблонам сподстановкой данных, систематизация повидам, папкам икатегориям.
В настоящее время информационные технологии опережают нормативное регулирование и их осмысление на законодательном уровне. В связи с этим представляется оправданным в целях обеспечения баланса интересов государства и общества и недопущения противоправного поведения в сфере государственных закупок скорейшее внедрение
в практическую деятельность цифровых закупок, основанных
на использовании данных в электронной форме, а также устранение правовых барьеров, имеющихся в законодательстве в этой сфере.
Что касается контроля в сфере государственных закупок, существует несколько видов контроля. Проверка не ограничивается участием государственных и ведомственных структур типа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (далее – ФАС) или Казначейства. Закупки также контролируются на внутреннем уровне (заказчиками и участниками) и на общественном. Статья 99 44-ФЗ устанавливает, кто и над кем осуществляет различные виды контроля
в сфере государственных закупок. Для каждого проверяющего органа выделена своя зона ответственности и необходимые полномочия в данной сфере.
Отрасль государственных закупок является сферой, где коррупционные схемы достаточно распространены. Государственный орган, в полномочия которого входит отслеживание и выявления фактов коррупции в государственных закупках – ФАС. ФАС также имеет право выдавать представления для возбуждения уголовных дел.
Незаконные коррупционные схемыиспользуются наиболее часто
в отраслях (были и остаются):
1. Работы по строительству — 34%;
2. Услуги по ремонту дорожных покрытий — 27%;
3. Услуги различного рода — 18%;
4. Сфера оказания услуг в области медицины — 12%;
5. Другие отрасли — 9%.
Таким образом, самые прибыльные виды закупок и тендеров, по результатам которых заключаются многомиллионные контракты, являются одновременно наиболее подверженными коррупции.
Чтобы исключить в закупочной деятельности госкомпании коррупционный фактор был разработан № 273-ФЗ от 25.12.2008 г.
«О противодействии коррупции», в котором предусмотрено наказание
от тяжести правонарушения:
1. Принудительные работы;
2. Штрафные санкции;
3. Мораторий на работу в определенных должностях;
4. Уголовное наказание.
На сегодняшний день требования к участникам закупок и предоставляемых ими документах являются максимально четкими.
При вскрытии в учреждении фактов коррупции в государственных закупках рекомендуется:
1. Придать факту максимально широкую огласку;
2. Применить дисциплинарные меры, разъяснить виды уголовных и административных взысканий;
3. Для профилактики нарушений организовывать специальные лекции с подробными разъяснениями о мерах ответственности.
И в заключении, такие проблемы как: сложность при определении оптимального ассортимента, объема товара к поставке, выбор поставщика, обработка большого объема информации и данных, можно решить единственным способом, минимизировав ошибки – это использовать информационные финансовые технологии. В контексте перечисленных проблем для решения могут быть использованы технологии искусственного интеллекта. Все выявленные выше проблемы являются следствием слабой организованности процессов закупочной деятельности, большого объема информации, которую необходимо анализировать, и неэффективностью используемых технологий, которые подразумевают постоянный контроль со стороны человека.
Искусственный интеллект призван улучшить существующую и уже привычную всем нам автоматизацию. С помощью технологий искусственного интеллекта можно гораздо эффективней искать, извлекать и анализировать информацию в разных бизнес-процессах закупочной деятельности, что ведет к минимизации воздействия человеческого фактора, с которым связана большая часть проблем закупочной деятельности.
Современное отечественное нормативное пространство нуждается во внедрении правовых аспектов в области цифровизации закупочной деятельности на основе ведущих мировых практик.