Известно, что аккредитация, осуществляемая на основе утвержденных принципов, должна проводиться в целях обеспечения доверия к результатам оценки соответствия и создания условий для взаимного признания государствами – торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия. В результате прохождения процедуры аккредитации Органы по сертификации (ОС) получают право осуществлять деятельность по подтверждению соответствия. В свою очередь, соблюдение принципов при проведении процедуры аккредитации позволяет провести независимую, объективную, прозрачную и беспристрастную оценку деятельности ОС.
К деятельности ОС предъявляются определенные требования, которые формируют критерии на различных уровнях (рисунок 1).
Рисунок 1 - Иерархия нормативно-законодательной документации РФ, устанавливающей критерии деятельности Органа по сертификации продукции (систематизировано автором статьи)
Известно, что ФЗ «О техническом регулировании» [1] был принят в нашей стране с целью совершенствования правовых основ обязательных требований к продукции и процессам (методам) ее производства, эксплуатации и утилизации, а также для реформирования с учетом требований Всемирной торговой организации сфере стандартизации, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора. В целях совершенствования законодательной основы технического регулирования в указанный закон вносились изменения, в том числе в связи с принятием Закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [2]. Уточнено понятие «орган по сертификации» с указанием на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подлежат аккредитации в соответствии сзаконодательствомРФ об аккредитации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.
В развитие ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [2] с 1-го января 2021 г. вступили в силу сразу несколько нормативно-правовых актов, которыми были внесены значительные изменения в сфере подтверждения соответствия продукции. Важные изменения, касающиеся оценки рисков в деятельности аккредитованных лиц, внес Приказ Минэкономразвития России № 707 [3].
Помимо положений, утвержденных приказом Минэкономразвития № 707 [3], важная роль отводится стандартам, которые, по сути, являются неотъемлемой частью этих критериев. Особая роль принадлежит национальному стандарту ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 [4], регламентирующему требования к ОС при оценке соответствия.
Согласно Приказа Минэкономразвития России № 707 [3] «одним из документов, подтверждающих соответствие органа по сертификации критериям аккредитации, являются документы системы менеджмента качества, содержащие требования к системе менеджмента качества органа по сертификации в соответствии с положениями таких критериев аккредитации». При формировании документов системы менеджмента качества действие ОС должно быть направлено на реализацию требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 (п. 4.2.3) [4], регламентирующему учет и управление рисками, связанными с беспристрастностью.
Беспристрастность в получении результатов сертификации обусловлена степенью независимости заинтересованных сторон. Беспристрастность в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 [5] трактуется как «наличие объективности, под которой понимается отсутствие или разрешение конфликтов интересов во избежание их отрицательного влияния на деятельность органа по сертификации». В ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 поясняется, что «к другим терминам, передающим суть беспристрастности, относятся самостоятельность, отсутствие конфликта интересов, непредвзятость, нейтральность, справедливость, непредубежденность, равное отношение, независимость и сбалансированность». В целях выполнения требований стандартов и критериев, установленных национальной системой аккредитации, ОС продукции должен описать в своих процедурах, каким образом обеспечивается выполнение беспристрастности по указанным признакам.
Учитывая установленные требования к деятельности ОС продукции, беспристрастность – это риск, которым необходимо управлять. Определение возможных рисков нарушения соблюдения беспристрастности и их классификацию по степени допустимости для соблюдения беспристрастности работ осуществляет руководитель ОС при анализе заявки на выполнение работ по подтверждению соответствия (с учетом области аккредитации) и выборе для назначения ответственного исполнителя заявленных работ, а также при анализе деятельности ОС. Первичной информацией для анализа и классификации рисков беспристрастности служат сведения о полномочиях ОС, квалификации, компетентности, опыте работы и полномочиях его сотрудников, сведения от заказчика работ о предприятии, известная информация о жалобах, ранее выявленных рисках нарушения беспристрастности и т.д.
Следует отметить, что к недопустимым рискам нарушения соблюдения беспристрастности относится наличие финансового, коммерческого, административного или иного давления на ОС в отношении поданной заявки на выполнение работ по подтверждению соответствия связанного с конфликтом интересов. В случае идентификации риска нарушения соблюдения беспристрастности как недопустимого, ОС осуществляется отказ от проведения работ по подтверждению соответствия на начальной стадии или прекращение работ и передача материалов руководителю ОС. Нами выделены основные риски нарушения соблюдения беспристрастности, связанные с конфликтом интересов и предложены меры по их разрешению (таблица 1).
Таблица 1 – Причины возникновения и меры по разрешению (снижению) рисков конфликта интересов (систематизировано автором статьи)
Риски нарушения соблюдения беспристрастности |
Причины возникновения риска |
Меры по разрешению (снижению) риска |
1 Финансовая зависимость |
Заказчик как источник дохода, оплачивающий работы ОС, проводящему работы по подтверждению соответствия, выполняемые в соответствии с областью его аккредитации |
Приостановление выполнения работ до выполнения заказчиком условий договора по оплате |
2. Наличие личного интереса |
Собственная выгода, когда сотрудник ОС действует в личных целях
|
Выявление заинтересованных сторон и исключение их из процесса выполнения работ по подтверждению соответствия, а если это невозможно, то прекращение работ и передача материалов руководителю ОС |
3. Наличие запугивания |
Открытое или скрытое давление на сотрудника ОС, включающее риск увольнения или жалобы в надзирающую инстанцию |
Привлечение высшего руководства для разрешения спорных вопросов
|
4. Отношения с новыми заказчиками |
Риски, исходящие из прав собственности, властных полномочий, управления, персонала, совместно используемых ресурсов, финансов, договоров (контрактов), оплатой или другими мотивами по отношению к новым заказчикам и т.п. |
Отстранение сотрудника ОС от выполнения работ, привлечение высшего руководства для разрешения спорных вопросов |
5. Взаимодействие с соисполнителем |
Привлекаемая для выполнения работ по оценке соответствия организация аккредитована только на техническую компетентность |
Обеспечение участия представителя ОС в проведении работ по оценке соответствия, в предусмотренных случаях |
Работы по оценке соответствия проводятся в не аккредитованной в установленном порядке организации |
Отказ от работы с данной организацией |
Определения источников рисков, связанных с деятельностью и его видов, проводится на основе внутренних и внешних источников информации: данных о процессах подтверждения соответствия; данных бухгалтерского учета и отчетности; данных маркетинговых исследований; статистических данных; сведениях о конкурентах, партнерах, потребителях ОС. ОС должны учитывать не только риски, связанные с беспристрастностью, но и другие риски, возникающие в процессе осуществления деятельности. По сути, ОС осуществляя свою деятельность, оказывает услуги по подтверждению соответствия. Потребителями такой услуги являются заявители, производители или поставщики продукции, или организации, оказывающие услуги населению.
Качество оказания услуг по сертификации достигается путем внедрения системы менеджмента качества (СМК). При формировании документов СМК ОС возможно применение ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [6], который в п. 6.1.1 определяет, что при планировании в системе менеджмента качества организация должна учесть факторы и требования и определить риски и возможности. Он вводит в текст стандарта понятие «риск-ориентированное мышление». ОС должны разработать и внедрить систему управления рисками и возможностями путем её интеграции в СМК аккредитованного лица и осуществлять свою деятельность на основе риск-менеджмента с учетом специфики сферы подтверждения соответствия.
Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации – академика РАЕ, д-ра техн. наук, доцента
Третьяк Л.Н.