Категория непреодолимой силы пришла в правовые системы разных государств из исторического предшественника современного права – римского права. В государствах романо-германской правовой системы непреодолимая сила, преимущественно в деликтных и договорных обязательствах, служит основанием для освобождения субъекта от ответственности [6].
В английском праве закреплена категория «тщетности договора», в соответствии с которой кредитор не может требовать исполнения обязательств должником, если имеется факт наступления обстоятельств, делающих исполнение договорных обязательств невозможным, делают исполнение бесцельным или существенно отличным от тех целей, которые сторонами предполагались [9].
Не только национальное законодательство освобождает от исполнения договорных обязательств, но и международное частное право защищает лицо при возникновении непреодолимой силы.
Основываясь на статье 79 Конвенции ООН «О международной купле-продаже товаров» 1980 года, компания не несет ответственности за невыполнение любого из своих обязательств, если докажет, что это было вызвано препятствием вне ее контроля [1]. От ответственности освобождается лицо и в том случае, если при заключении договора лицо не могло предвидеть возникновения в будущем такого обстоятельства, способ избежать или преодолеть последствия.
П. 1 ст. 7.1.7 Принципов международный коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 1994 г. гласит: «Сторона освобождается от ответственности за неисполнение, если она докажет, что неисполнение было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий» [3].
В ст. 8:108 Принципов европейского контрактного права, называющейся «Освобождение из-за препятствия», указывается на обстоятельства вне контроля должника, но уже не названы в качестве непреодолимой силы, то есть это более широкое понимание обстоятельств, освобождающих от ответственности, включая и случай [4].
Формулировка, изложенная в Положении о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее – ТПП РФ) обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), являющемся приложением к Постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14 (далее – Положение ТПП РФ) дает следующее определение: «чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта)» [5].
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ непреодолимая сила (форс-мажор) – это чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства, делающие невозможным надлежащее исполнение обязательства [2].
К обстоятельствам непреодолимой силы и форс-мажорным обстоятельствам, с учетом выработанных в международной практике подходов относят следующие обстоятельства:
1) объявленная или необъявленная война, гражданская война, беспорядки и революции, акты пиратства, саботаж;
2) стихийные бедствия, ураганы, циклоны, землетрясения, цунами, наводнения, разрушения в результате молнии;
3) взрывы, пожары, разрушения машин, заводов и любых установок;
4) бойкоты, забастовки и локауты в любой форме, замедление работы, занятие предприятий или их помещений, остановки в работе, происходящие на предприятии стороны, которая просит об освобождении от ответственности;
5) действия властей, законные или незаконные.
24 февраля 2022 года Президентом РФ В.В. Путиным было принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной и Луганской Народной Республик [10]. Это стало началом для беспрецедентного санкционного давления на экономику России с целью ухудшения экономического и социального положения. На текущий период Россия является мировым лидером по количеству наложенных санкций [11].
Российская Федерация подвержена активному экономическому давлению с 2014 года. За это время российские суды выстроили как положительную, так и отрицательную практику в категориях споров по освобождению от ответственности за неисполнение условий контракта.
Так, Верховный Суд РФ в своих актах указал в качестве основания освобождения от ответственности за неисполнение обязательств введение экономических санкций (форс-мажор) Европейским Союзом и США.
Иногда, в силу недоказанности каких-либо обстоятельств и не принятия мер по минимизации ущерба на предпринимательские отношения, суд отказывает в признании санкций форс-мажорным обстоятельством и ссылается на естественный предпринимательский (коммерческий) риск [7].
Прослеживается неоднозначность складывающейся правоприменительной практики по рассмотрению споров об освобождении от гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательств в силу введения экономических санкций против России и наступления форс-мажора.
22.03.2022 в Государственную Думу РФ был внесен на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором предложены меры по частичному или полному освобождению от ответственности лиц в случае форс-мажора и доказанности связи между санкциями и исполнением условий договора» [8]. Поправки рассчитаны на правоотношения, возникшие с 23 февраля 2022 года.
В законопроекте предлагается:
1) закрепить правовые последствия в случае недружественных действий (ограничительные меры со стороны иностранных государств), которые объективно вызывают невозможность исполнения ранее заключенных обязательств;
2) обязательство «замораживается», а лицо не несет ответственность за его неисполнение или ненадлежащее исполнение, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось временно невозможным;
3) сторона обязательства вправе отказаться, уведомив в разумный срок, от исполнения договора в случае, если другая сторона объективно не может временно произвести свое исполнение.
На наш взгляд, вводимые после начала спецоперации масштабные и в некоторой части незаконные (замораживание и попытка национализации активов Центрального Банка РФ, физических лиц, имущества российских предпринимателей) санкции в отношении России полностью подпадают под определение форс-мажора при наличии причинно-следственной связи с невозможностью лицами надлежащего исполнения своих обязанностей.
Введение экономических санкций иностранными государства в отношении России, по нашему мнению, является форс-мажорным обстоятельством, так как имеет социально-политическую основу. Судебная практика не дает четкого ответа на этот вопрос. Рассматриваемый законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации для защиты граждан и российских юридических лиц от недружественных действий иностранных государств на момент проведения настоящего исследования находится на стадии рассмотрения в первом чтении в Государственной Думе РФ. В случае принятия и внесения изменений в гражданское законодательство, субъектам будет проще защитить себя от наступления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в связи с форс-мажором в виде экономических санкций, вводимых после 23 февраля 2022 года.