Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1
Today, social protection of the population should not only play the role of social compensation for the poor, but also serve as a certain counterweight to the rapidly growing property inequality. An important problem is the protection of the entire population from progressive impoverishment. At the moment, the main problem of state social support of the population in the Russian Federation is the absence of a single Federal law with which it would be possible to regulate state support for Russian families.
social protection system
state support measures
current problems
socio-economic sphere

На данный момент, главной проблемой государственной социальной поддержки населения в Российской Федерации служит отсутствие единого Федерального закона, при помощи которого можно было бы регулировать государственную поддержку семей России. На данный момент времени, существует пока, что только проект данного Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», он определяет правовые основы государственной поддержки семьи, основные цели, а так же принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

В 2021 году меры социальной поддержки от государства получают 80 млн человек, из них 45 млн - пенсионеры и 35 млн - другие категории граждан. Но несмотря на это, на данный момент уровень бедности в Российской Федерации составляет 13,2%. Согласно национальной цели по снижению уровнябедности в два раза предполагается, что сегодняшняя доля бедного населения к 2024 году должна сократиться до 6,6%.

Эта задача выполнима, но требует переосмысления целого ряда направлений социальной политики. Если в 2000 году официальная статистика сообщала о том, что доход ниже прожиточного минимума получали 42,3 млн россиян, то к 2007 году эта цифра снизилась более чем вдвое — до 18,8 млн.; такой успех стал возможным благодаря удвоению реального ВВП. Однако, с 2007 г. показатель бедности практически не изменяется, оставаясь близким к 19 млн человек. За последние годы средний темп экономического роста в РФ составляет 1,5% в год, что намного ниже роста первого десятилетия ХХI века. Продолжение роста с таким темпом и сохранение механизмов вовлечения малообеспеченных в экономический рост позволит снизить уровень бедности с 13,2% до 10,7% к 2024 году. Даже если России удастся ликвидировать отставание от мировых темпов роста и обеспечить рост экономики на 3,2% в год, то доля населения, находящегося за чертой бедности, сократится только до 8,1%.

Несмотря на то, что в настоящее время Россия предприняла ряд мер, осуществление которых смогло бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, а так же безработных и инвалидов, в сфере социального обеспечения все еще расположены ряд острых наболевших проблем.

Одной из актуальных проблемой обнаруживается оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в тяжелых жизненных условиях. К данной категории людей относят бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. С целью решения названной проблемы существует необходимость при помощи совместных усилий территориальных органов социальной защиты с другими заинтересованными службами способствовать решению вопросов организации домов ночного пребывания, а еще социальных приютов и гостиниц.

В настоящее время остро стоит проблема минимизации случаев отказа в помощи людям, тех, которые попали в экстренную ситуацию. В Российской Федерации присутствует проблема, которая определяет систему мер социальной поддержки населению по категориальному признаку.

Безусловно, ориентируясь на уже имеющийся статус гражданина, он определен как федеральным, так и региональным законодательством. Следовательно, при данном методе меры социальной поддержки предоставляются как ветеранам труда, так и труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а еще отдельным категориям сельских специалистов и другим.

Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье. Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки.

Важной проблемой социальной поддержки населения можно назвать присутствие иждивенческого настроя у населения, и еще отсутствие у некоторых категорий граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния.

Региональная социальная защита, особенно малообеспеченных слоев населения, нуждается в серьезном переосмыслении и совершенствовании. Исходя из этого, главной из задач является - максимальное увеличение самостоятельности территорий при принятии решений:

– какие конкретно выплаты нужны на данной территории,

– в каких размерах, и в какую форму они должны быть облачены.

Известно, что задачей федеральной власти, в данном случае, является - уменьшение социальной дифференциации и борьба с бедностью при использовании методов выравнивания бюджета, повышения эффективности системы защиты населения.

Таким образом, решение данной проблемы (экономической и этической) возможно лишь во взаимосвязи с другими проблемами:

- доходов и расходов населения, а так же, в сфере доходов от трудовой деятельности;

- реформирования пенсионной системы;

- упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

- соблюдения государством как конституционных, так и других нормативно-правовых гарантий социальных обязательств;

- образование рынка социальных товаров и услуг, а так же защита населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;

- воспитание культуры населения в сфере рыночных взаимоотношений социальной сферы.

Правительством Российской Федерации планируется введение ряда мер направленных на повышение эффективности социальной помощи населению:

- модернизация рынка труда. В России относительно низкий уровень безработицы. Требуются эффективные меры по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Для достижения данной цели необходимо снижение затрат на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны.

- создать новые возможности с целью развития отраслей человеческого капитала, а конкретно образования и здравоохранения.

- оказать семьям с детьми интенсивную поддержку. К примеру, материнский капитал, который занял важное место в социальной политике. Правительство расширяет сферы применения, а так же продлевает сроки реализации данной программы.

- продолжить выплаты ежемесячных пособий многодетным семьям, а именно дотации на жилищно-коммунальные услуги.

- выработать комплексную программу помощи пожилым людям. Данная программа будет устремлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимым видится обновление системы поддержки людей пожилого возраста, в целом, она будет соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей.

- модернизация системы здравоохранения, так как качество жизни любого гражданина определяется данным показателем.

В современном обществе социально-экономическая сфера приобрела крайне важное значение. Изменения в социальной структуре общества, а так же базовых социальных институтов, некоторые экономические сложности приумножили за последние годы количество граждан, которые нуждаются в социальной защите, поддержке, получении минимальных гарантий от государства, которые связаны с безработицей, а так же несчастными случаями, и иными социальными рисками.

Актуально, что современная социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах России, многие из которых бедные, малообеспеченные и маргинализированые слои населения, имеют неблагополучные показатели здоровья актуализируют роль и статус социальной защиты как науки, а так же вида социальной деятельности.

Важными направлениями становления социальной защиты населения на региональном уровне является обслуживание пожилых людей, а так же инвалидов, детей, которые остались без попечения родителей, находятся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями.

Имеющаяся система социальных льгот России не идеальна. Слабость данной системы, можно проанализировать при помощи динамики уровня жизни населения, изменения которого происходят не в сторону сглаживания различий в доходах, а в увеличения значения социальной дифференциации. При этом, отмена ряда льгот, видится как необходимая мера. При этом, вопрос снижения количества льгот и выплат необходимо рассматривать в синтезе с установкой уровня заработной платы, размер которой смог бы покрыть все жизненно необходимые потребности человека, однако сокращение льгот расстроит баланс и произойдет падение уровня жизни большого количества жителей. Население субъектов имеет необходимость стабильного финансового обеспечения социальных расходов, следовательно, достаточное увеличение, которое приведет к поэтапному развитию субъектов и всего государства. При этом, для каждого региона, необходимо индивидуальное решение данной проблемы, опираясь на национальные и географически особенности данного субъекта. Многие проблемы в регионах связаны с бедностью в них и неразвитой инфраструктурой, как экономической, так и социальной.

Таким образом, важность процесса регионализации, необходимость его усиления связано с адресным подходом в работе по оказанию социальной поддержки. Так как, существует множество национальных отличий, необходимо разработать несколько базовых моделей адресной социальной поддержки нуждающегося населения, которые могли быть использованы в разных субъектах Российской Федерации, на основе которых будут сформированы специфические региональные модели.

В условиях текущего кризиса, с целью увеличения финансирования расходов на социальные нужды на каждого гражданина необходимым видится разработка и законодательное закрепление системы государственных социальных стандартов, которые представляют собой синтез минимальных норм обеспеченности гражданин услугами, а так же выплатами, едиными правовыми и методическими основами их определения, применения и финансирования.

Низкий уровень информативности и отсутствие пристального внимания к данной проблеме, низкая репрезентативность данной информации, неиспользование эффективных методов обработки источников статистических данных служат проблемой социальных услуг в субъектах, не возникает стимулов к уменьшению административных издержек работы системы социальной защиты. Слабая проработка практики мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве субъектов Российской Федерации.

Следовательно, можно говорить о том, что социальная защита населения на уровне субъекта далека от идеала и существует много проблем в данной сфере, так к примеру, - высокий уровень патернализма государства и незначительная роль общественных институтов в данной сфере, развитие которых является одной из главных задач. Актуальным видится изменение самого подхода к социальной защите народа, вектор развития должен быть устремлен на профилактику кризисных обстоятельств и на перспективу защиты каждого человека.