Мы живем в мире, в котором границы между реальным и виртуальным уже практически не существует. Значение цифровых технологий на современном этапе развития серьезно возрастает [3], сейчас мы сталкиваемся с ними во всех сферах деятельности человека. Безусловно, такое влияние процесса цифровизации не может остаться без внимания общества, поэтому он обсуждается повсеместно. Однако, многие говорят о цифровизации как об общеизвестном факте, не давая определения этого термина, и, в связи с чем могут возникнуть некоторые недопонимания сущности и глубины упомянутого выше процесса. В целях данной статьи автор считает необходимым рассмотрение значения термина «цифровизация».
В настоящее время существует множество различных подходов к определению сущности цифровизации. Согласно одному из них, цифровизация рассматривается в трех измерениях: 1) в сфере бизнеса она относится к операциям, связанным с формированием, оптимизацией и преобразованием бизнес-процессов, функций, моделей, видов деятельности с использованием цифровых технологий, в более широком контексте – превращение цифровых данных в полезные знания. Цифровизация рассматривается как шаг к развитию цифрового бизнеса и цифровым инновациям, а также к созданию новых цифровых потоков дохода и предложения; 2) использование в конкретной среде, например в создании «цифрового рабочего места», которое включает в себя квалифицированную рабочую силу и цифровые инструменты (такие как мобильные устройства, унифицированные коммуникационные платформы); 3) внедрение цифровых технологий по всем направлениям социальной и гуманитарной деятельности [2].
Данный подход также подтверждает тот факт, что цифровизация является поистине глобальным и всеобъемлющим процессом. Естественно, её влияние не могло не затронуть одну из важнейших отраслей экономики – отрасль общественного питания. Как и другим предприятиям малого и среднего бизнеса, ресторанам и кафе значительно проще адаптироваться к инновациям, чем крупным корпорациям. Следовательно, для заведений общественного питания главной проблемой становится конкуренция, которая в условиях цифровизации показывает, что ресторанам и кафе особенно важно использовать все современные технологии, иначе они рискуют потерять значительную часть прибыли.
В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 влияние степени использования цифровых технологий предприятиями общественного питания на успешность их работы стало особенно заметным. По данным Российской газеты, ВОЗ признала, что распространение нового коронавируса COVID-19 обрело характер пандемии 11 марта 2020 года [4]. В так называемой гастрономической столице полуострова Крым, городе Севастополе, уже с 28 марта 2020 года рестораны, кафе, бары и другие предприятия сферы услуг прекратили обслуживание в залах и по возможности полностью перешли на формат доставки еды в соответствии с указом губернатора города Севастополя от 26 марта 2020 года № 17-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 № 14-УГ "О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности" [1]. Буквально за пару дней для предприятий общественного питания города Севастополя цифровизация стала, можно сказать, способом выживания на период самоизоляции населения, вызванной пандемией.
Многие заведения стали использовать социальный сети для контакта с клиентами, разрабатывать собственные сайты и мобильные приложения, которые также служат инструментом повышения лояльности клиентов. Те, у кого была возможность, полностью создали свою доставку из ресторана без каких-либо посредников, в качестве которых обычно выступают сервисы-агрегаторы доставки. Особенно повезло тем, у кого этот процесс был налажен ещё до пандемии.
Однако, сотрудничество с сервисами доставки еды стало самым популярным способом перехода предприятий общественного питания в онлайн формат. Наиболее популярными в городе Севастополе можно назвать сервисы доставки «Крым.Еда», а также «Food Up». По данным «Севинформбюро» на 23 мая прибыль сервиса «Крым.Еда» выросла почти в три раза [5].
Даже после частичного снятия ограничений в приложениях и на сайтах указанных сервисов можно заказать еду практически из любого заведения города. Концепция проста: в едином мобильном приложении и на сайте клиент видит меню всех заведений, выбирает нужное, далее с ним связывается оператор, уточняет оформленный клиентом заказ и направляет его в нужное заведение. После этого блюда готовятся и бесконтактно доставляются курьером заказчику.
Стоит отметить, что не у всех заведений была возможность сразу перейти на режим доставки, даже при помощи агрегаторов доставки. Первое время после введения режима самоизоляции они работали в режиме «на вынос», однако заказы можно было оформить заранее по телефону или в социальных сетях, а в некоторых случаях – и в приложении. Даже после создания или организации доставки, формат онлайн предзаказа еды в заведениях никуда не исчез, так как стал очень удобен как для клиентов, так и для заведений.
Чтобы продолжать работу в режиме самоизоляции, ресторанам и кафе Севастополя пришлось не только внедрить множество дистанционных механизмов и цифровых решений, но и, используя эти технологии, заинтересовать клиентов. Так, организаторы известного уже несколько лет гастрономического фестиваля «Крым на тарелке» Денис и Матильда Штукатуровы в апреле адаптировали фестиваль под условия самоизоляции, назвав его «Рестораны на диване». Участие в нём приняли 17 ресторанов и кафе, у которых была возможность предоставить доставку. Вся информация о фестивале размещалась на сайте и в социальных сетях, таких как Instagram, Вконтакте и Facebook. Уже в мае фестиваль сменил тематику и стал называться «Пикник на диване» [5]. Безусловно, такая интересная идея нашла отклик у клиентов и стала частичным спасением для кафе и ресторанов Севастополя.
Сейчас невозможно сделать какие-либо точные оценки, касающиеся цифровизации предприятий общественного питания Севастополя за время пандемии коронавируса COVID-19, так как она ещё не закончилась, а рестораны и кафе не возобновили свою работу полностью. Однако, можно с уверенностью сказать, что многие из цифровых решений будут применятся и после возвращения к нормальной жизни, так как они показали свои удобства и эффективность даже в условиях кризиса, вызванного пандемией. Кроме того, на примере предприятий общественного питания Севастополя было продемонстрировано положительное влияние режима самоизоляции, ставшего следствием пандемии, так как именно он в той или иной степени привел к ускорению цифровизации ресторанов и кафе города, а также показал, кто к этому процессу еще не готов.