Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROFESSIONAL IDENTITY PSYCHOLOGISTS

Kurzanov S.S. 1 Gogitsaeva O.U. 1
1 North Ossetian State University. K.L.Hetagurova
The fluidity of psychological personnel in all areas of their business, a low level of professionalism of psychologists, especially in the field of psychological assistance. In addition to objective reasons, which include insufficient number of hours on practice-oriented subjects, this fact is connected with the absence of a stable internal coordinate system - professional identity. It is the professional identity of integral education, which includes both the professional knowledge, skills, and ideas about themselves as professionals and subject of activity - the client. Unfortunately, the current system of training pays insufficient attention to the personal development of psychology students and virtually no self-consciousness considers the student as a source of resource professional formation and development, which subsequently leads to an increase in the number of cases of incorrect application of psychological knowledge among professional psychologists.
professional identity
professional
integral education
stereotypes
psychological culture

На сегодняшний день профессиональная идентичность является предметом многочисленных исследований, что говорит о значимости данного феномена в понимании особенностей становления профессионалов, оптимизации образования и профессиональной деятельности.

Многими авторами отмечается текучесть психологических кадров во всех сферах их деятельности, низкий уровень профессионализма психологов, особенно в области оказания психологической помощи [1, 7]. Помимо объективных причин, к которым относятся недостаточное количество часов на изучение практико-ориентированных предметов, этот факт связан с отсутствием стабильной внутренней системы координат – профессиональной идентичности. Именно профессиональная идентичность является тем интегральным образованием, которое включает как профессиональные знания, умения и навыки, так и представления о себе как профессионале и субъекте своей деятельности – клиенте [7].

В частности, предметом нашего исследования является образ (концепция) Другого в структуре профессиональной идентичности (согласно позиции Г.И. Малейчука [2]), его роль в процессе межличностного общения психолога и клиента.

Концепция Другого является системой представлений личности о не-Я, Другом, и отношений к нему. На основании этих представлений строится модель профессиональной деятельности, определяются способы установления контакта с клиентом, характер взаимодействия. Другой является мерой обнаружения, фиксации, изменения собственной психической реальности. Личность не только формирует своё Я, «смотрясь» в другого, Я вообще не может быть раскрыто через отношение к самому себе [6].

Несмотря на отсутствие научных исследований, в обыденном сознании существуют представления о психологе как «раненом целителе» (К. Юнг). Эти представления базируются на идее проективного содержания желания помогать другому, основанного на собственной потребности психолога в помощи, поддержке, заботе и понимании. Однако в зависимости от «базисного дефекта» самого психолога (М. Балинт), отраженного в его идентичности, психолог, воспринимая клиента через призму собственного Я, будет тем или иным способом «достраивать» его образ. Опираясь на идеи Н.В. Чудовой, описывающей имплицитную модель межличностного оценивания как способ формирования отношения к тем или иным качествам другого человека [8], подчеркнем, что естественная неадекватность образа «Я» психолога оказывается скомпенсированной специально подобранным набором принимаемых и отвергаемых качеств клиента. Таким образом, психолог получает возможность учитывать в неявном виде свои личностные особенности при взаимодействии с клиентом и оказании ему психологической помощи.

Можно предположить, что, закрепляясь и становясь устойчивой, система представлений психолога о клиентах и о себе как профессионале, как правило, приобретает черты профессионального стереотипа, а неадекватно сформированный стереотип может стать препятствием в развитии личности профессионала. Эти образы, представляющие собой «имплицитную профессиональную модель личности» психолога и клиента, включаются в структуру профессиональной идентичности и детерминируют последующую деятельность профессионала [3].

Проведенное нами пилотажное исследование показало, что у студентов, поступающих на факультеты психологии, существует определенный образ клиента. В процессе обучения он усложняется, но, пока специалист не начинает практическую деятельность, такой образ будет строиться проективным путем и включать в себя отвергаемые качества и характеристики личности самого терапевта [7].

По мнению И.А. Мироненко, «психологизация» общества есть … следствие комплекса проблем, порожденных объективным ходом человеческой истории, суть которых прямо относится к предметному полю психологической науки, … которые имеют жизненное значение для современного человека» [5, с. 105]. Действительно жизнь в современном обществе, огромное количество стрессов, быстрое изменение окружающего мира ставит перед человеком непростую задачу выстраивания картины мира, адекватной реальности, построения образа Я. Поэтому психологическое знание сегодня является очень востребованным. Однако психологическая наука и практика не могут в полной мере справиться с такими задачами, поэтому в обществе возникают и успешно существуют фельдшеризм, шаманство, поп-психология [5, 2]. Все это дискредитирует психологическую науку, действуя как «механизм оглупления людей, отнимает у практических психологов потенциальных клиентов (очевидно, во вред им)» [5, с. 104]. Популяризация психологического знания часто ведет к появлению неадекватных представлений у отдельных людей о психологах и психологической помощи, формированию соответствующих общественных представлений-стереотипов. Здесь мы имеем в виду именно так называемую «поп-психологию», популярную психологическую литературу и телевизионные передачи сомнительного качества. Психологи, являясь носителями психологической культуры и транслируя ее в общество, обуславливают тем самым уровень таковой в обыденном сознании. Как мы уже отмечали [7], образы самих профессионалов изначально формируются на основе обыденных представлений. Таким образом, научная психология способствует повышению психологической грамотности общества, уделяя особое внимание профессиональной идентичности психологов, их личности, а также качеству психологического просвещения и образования.

Анализ работ по проблеме профессиональной идентичности будущих психологов показал, что существующая система профессиональной подготовки уделяет недостаточно внимания личностному развитию студентов-психологов и практически не рассматривает самосознание студента как ресурсный источник профессионального формирования и развития, что впоследствии приводит к увеличению числа случаев некорректного применения психологических знаний среди специалистов-психологов. Также отмечается недостаток практических навыков консультирования, страх перед клиентами.

Обращение к вышеназванным проблемам позволит модернизировать процесс обучения для оптимизации подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров. В частности, создание специальных тренингово-коррекционных программ для психологов с использованием различных инновационных технологий позволяет сформировать необходимые личностные качества, скорректировать неадекватные представления, обучить навыкам саморефлексии и др., а также интегрировать полученные теоретические знания в модель профессиональной деятельности. Использование специализаций в обучении психологов обеспечивает высокий уровень профессионализма специалиста в конкретной области (школьная психологическая служба, психологическая служба вуза и т.д.). Понимание взаимосвязи между образом клиента и стилем деятельности практического психолога, его успешностью в работе также позволит оказывать помощь уже практикующим специалистам.