Мода, помимо эстетической составляющей, несет в себе смысловую нагрузку, одним из скрытых посылов которой является отражение важных политических, экономических, культурных, социальных и экологических событий, происходящих в мире [4]. Во время напряженных отношений между странами, акций протеста, террористических атак, гендерных трансформаций, когда мужчины и женщины стремятся разобраться в себе и защитить свои права, существует несколько подходов к созданию внешнего облика. Одним из способов является противопоставление жестокости и насилия в обществе гармоничного внутреннего мира. Другой путь, не менее актуальный, – это открытая сила и агрессия, подчёркнутая небрежность и воинственность. Стиль «авиатор» позволяет в полной мере решить обе эти задачи. Точное «цитирование» даёт возможность придать облику мужественность, независимость, открыто заявить о своих намерениях и характере; смешивание элементов этого направления с другими стилями даёт простор для эксперимента. Образы могут получаться самыми различными: строгими, легкими, романтичными, неординарными, и т. д. Возможность модификаций и умение взаимодействовать с различными стилями позволяет направлению «авиатор» оставаться популярным с момента своего основания.
Стиль «авиатор» зародился в начале 20 века вместе с развитием популярности образа героя-летчика. Романтизм, сопутствовавший профессии авиатора, будоражил умы людей. Покоривших небо считали героями, храбрыми, рисковыми, независимыми, им хотели подражать и, если не каждый мог забраться в кабину пилота, то многие могли выглядеть как они.
Согласно автору статьи «Побудь в моей коже. История о том, как летная куртка первых военных авиаторов превратилась в униформу скинхедов и готов» А. Гузаировой, впервые мода на одежду в стиле «авиатор» появилась в 30 – 40-х годах двадцатого века. В моду начинает входить новый стиль, постепенно затрагивающий мужскую и женскую аудитории. Большую популярность среди женщин стиль «авиатор» получил благодаря первой «летчице» Амелии Эрхарт, внешний вид которой являлся сочетанием женственности и романтизма с мужской силой и небрежностью, игривостью, смелостью, авантюризмом (рисунок 1). Не все женщины после окончания Первой мировой войны стремились расстаться с только что приобретенной независимостью, военная униформа и живой пример того, что женщинам по силам любая деятельность, помогали чувствовать себя свободной и самостоятельной. Подражание образу лётчика, позволяло продемонстрировать свою уверенность, динамичность и в то же время умение и желание рисковать.
Рисунок 1 – образы Амалии Эрхарт [9]
Свою массовую популярность стиль приобретает после Второй мировой войны, что объясняется большими объемами производства военной формы и её большей доступностью на рынке, чем гражданской одежды. Героический облик солдата и летчика, как и прежде, способствует увеличению спроса на форму мирным населением.
Основным и самым узнаваемым элементом униформы была куртка-пилот или же куртка-бомбер, которая, защищала лётчика от низких температур, неблагоприятных погодных условий и открытого огня и обеспечивала свободу движения. Куртка имела прямой свободный крой, укороченную длину, высокие воротник и капюшон, ластики на рукавах и поясе. Совершенство авиационной куртки стало результатом длительной эволюции. Во время первых боевых вылетов летчики использовали в качестве защитного костюма кожаное пальто, которое изготавливалось из нескольких слоев овчины, так как это огнеустойчивый материал, обугливающийся только с внешней стороны. Кроме преимуществ материала, изделие имело существенный недостаток: длиннополое пальто сковывало движения пилота. Одним из первых модификаций амуниции стало уменьшение длины плечевого изделия. Достоверной информации о том, кто первый предложил укоротить длину, нет, однако известно, что в 1917 году американский авиационный комитет сделал заказ на проект по созданию экипировки для пилотов ВВС (рисунок 2). Пошивом формы занялась компания Scott, принадлежащая русским эмигрантам, которые занимались производством мотоциклетной экипировки, что помогло им в разработке униформы для авиации. Они предложили вариант куртки с использованием конской кожи, высокого воротника и вязаных манжетов, которую летчики в итоге прозвали жакетом. Последние значимые изменения, которые затронули куртку-бомбер, произошли в 1939: модели А2 и G1 имели два накладных кармана с клапанами, отложной воротник (обычно отороченный мехом), множество нашивок, выдаваемых за боевые заслуги, замок-молнию, а также трикотажные манжеты и пояс, выполненные ластиком (резинкой).
Рисунок 2 – Один из первых вариантов формы авиаторов [3]
Черты, присущие стилю «авиатор», оставались неизменными на протяжении многих времен, изменению подвергалась форма отдельных составляющих элементов костюма. Двадцатый век насыщен разнообразными стилями, идеями и решениями. Образы и идеалы красоты сменялись так же быстро, как и зарождались, но элементам стиля «авиатор» удавалось захватить внимание большинства на протяжении всего столетия. Наиболее яркими вехами для него являются 50-е, 80-е и 90-е годы. В основном применение элементов стиля в повседневной жизни связано с появлением субкультур и влиянием на общество медиа культуры. В 50-х годах стиль входит в моду благодаря появившейся в то время «культуре» байкеров, основателями которой считаются бывшие летчики. Они позаимствовали из военной экипировки куртку и очки, защищающие от сильного ветра. Куртка, впоследствии, пережила некоторые модификации, и была переименована в «косуху» благодаря молнии застегивающейся по косой. В таком виде вместе с музыкой байкеров, элементы стиля перенимают панки в 80-х. одна примерно это же время классическая куртка авиаторов «бомбер» переживает новое рождение. Благодаря выходу в прокат фильма «Top gun» стиль приобретает массовую популярность. В 90-х годах стиль переживает новую модификацию, благодаря которой практически перестает ассоциироваться с темой милитари: куртка-бомбер начинает с подачи Джорджо Армани начинает производиться из нетрадиционных материалов, а уже в двухтысячных появляются модели, спроектированные специально для женщин. Интерес к традиционному пониманию стиля «авиатор» появляется в 2011 году и не утихает до сих пор. Характерными элементами стиля стали брюки из плотных тканей (хлопок, джинс) силуэта галифе. Существуют и вариации форм поясного изделия: возможны широкие прямые брюки или зауженные книзу, допускаются прямые узкие брюки и обтягивающие джинсы или кожаные леггинсы. Комбинезоны, похожие на униформу механиков, также отражают эту стилистику. В качестве плечевой одежды, в основном, используются рубашки, майки или водолазки.
Большое значение придается аксессуарам, благодаря которым создается сильный, мужественный образ. Первым характерным дополнением стиля «авиатор» являются очки каплевидной формы в тонкой оправе, которые были впервые выпущены в 1937 году компанией Bausch&Lomb, и теперь являются одним из самых распространенных и популярных элементов стиля. Вторая отличительная черта – характерный головной убор, напоминающий шлем, претерпевший много изменений. В качестве дополнительных аксессуаров, служащих для поддержания образа, используют кожаные перчатки, ремни с простой пряжкой и сумку-почтальонку. В качестве обуви используются ботинки на широкой и прямой подошве, альтернативным современным вариантом для женской аудитории являются ботильоны или сапоги на небольшом и устойчивом каблуке.
К традиционным цветам стиля «авиатор» относятся ненасыщенные зеленые, оливковые, цвета хаки, песочные, серые (потому что военная форма преимущественно выполняется в таких оттенках) и коричневые, так как основным материалом для куртки являлись некрашеные шкуры лошадей, коров, коз, быков и т. д. В редких случаях для крашения курток использовался тёмно-синий цвет, символизирующий авиационные войска. Помимо базовых цветов в современном дизайне могут использоваться также нетипичные для данного стиля яркие сложные и чистые цвета и оттенки, например красно-оранжевый Arny’s и Diesel, оливковый у Dior, голубой у Acne, металлик в Bottega Veneta и John Lawrence Sullivan и минималистический белый Phillip Lim.
Стиль «авиатор» по-прежнему остается в моде, в основном дизайнерами используются базовые элементы в соединении с элементами других стилями (рисунок 3). «Авиатор» периодически возникает как самостоятельное направление еще с 40-х годов, но впоследствии остается как ассоциативный элемент, отсылающий к данной стилистике. Из-за ассортиментной ограниченности (куртка-бомбер, комбинезоны, головной убор и очки) главный ресурс развития стиля находится в сфере современных текстильных технологий и новых материалов. Например, проектирование верхних изделий в стилистике «авиатор» из трикотажных материалов и полотен, позволит изделию стать еще более комфортным, позволит по-прежнему чувствовать себя защищённым, но менее брутальным и более утонченным. Для создания современного образа модно использовать 3-d проектирование, которое придаст образу жесткости или наоборот сделает форму более пластичной и футуристичной. Несмотря на жестко фиксированный ассортиментный ряд, согласно современным тенденция взаимопроникновение между стилями проходит легко, что позволяет стилю «авиатор» оставаться актуальным. Отсутствие четкой гендерной принадлежности может способствовать спросу у потребителей, так как стиль «авиатор» позволяет почувствовать себя защищенным, сильным и свободным, не определяя при этом свой пол. Многие голливудские актеры используют черты этого стиля в своих образах для повседневной жизни (Кейт Хадсон, Анджелина Джоли, Дженнифер Энистон, и др.), несмотря на очевидную мужественность стилистики, их образы остаются женственными и сексуальными.
/
Рисунок 3 – Стиль авиатор сегодня [8]
Дизайнеры и стилисты обращаются к данному направлению, используя в качестве вдохновения элементы или прямые цитаты данной стилистики. Например, Alexandre Mattiussi of Ami в своих образах стремится к сочетанию эффектности со сдержанностью. Куртки, бомберы и жилеты создают в сочетании с классическими брюками, благодаря неярким умеренным натуральным цветам элегантный сдержанный образ. Стилистам русского отделения журнала Vogue с помощью стиля «авиатор» удалось создать чувственные, и в то же время мужественные образы, придавая налет романтичности авиа-почтальонам (рисунок 4) .
Рисунок 4 – фотосесесия для Vogue Russia [1]
На основе данного анализа можно предложить авторский вариант разностилевого комплекта с доминирующими элементами стиля «авиатор», который ориентирован на девушек и молодых женщин от 18 до 30 лет. Тема полета, крыла, парения и свободы пронизывает весь образ. Творческим источником послужил образ Амелии Эрхарт: её независимость, утончённость, умение постоять за себя и оставаться при этом женщиной ранимой, элегантной и сексуальной. Комплект состоит из брюк, топа, пальто, головного убора, и рукава как аксессуара. Отсутствие кричащих и насыщенно темных цветов создает образ женственный и нежный, в то же время форма пальто и головного убора отсылает к униформе военных, создавая ощущение доминирующей силы. Контрастность подчеркивается с помощью трикотажного топа, который имеет рыхлую структуру и деформированную мягкую форму за счёт роспуска и сдвигов петель. Естественный макияж с акцентом на глаза завершает образ сильной, но одновременно нежной и хрупкой девушки. Целью создания комплекта являлась демонстрация внутреннего состояния современной молодой женщины, разнообразия её характера: силы и хрупкости, ранимости, яркости и переменчивости, умения себя защитить. Элементы авиаторской экипировки в данном комплекте выражены деликатно (ассоциативная форма и схожесть материалов), что позволяет создать образ сильной, но нежёсткой и неагрессивной девушки (рисунок 5).
Изучив современные тенденции, можно сказать, что стиль «авиатор», в основном, представляется в виде характерных дополняющих элементов в сочетании с другими стилями (классика, романтизм, спорт и субкультурные направления). Диффузная открытьость стиля «авиатор» делает его актуальным и востребованным в дизайнерской и потребительской среде. При различных стилевых комбинациях могут получаться совершенно разные образы (романтические, сексуальные, строгие, лаконичные, насыщенные и т. д.). Стиль «авиатор» позволяет четко обозначить намерения и позиции, продемонстрировать характер, доказывая свою актуальность в современном мире.
Рисунок 5 – Авторское решение