В семье Горащенко было семеро детей, трое из них сыновья: Александр, Фёдор и Иван, и четыре дочки: Евгения, Мария, Наталия и Полина. Семья Горащенко проживала в селе Новая Таволжанка Курской губернии (настоящая Белгородская область) на улице Октябрьская.
Рис. 1. Горащенко Александр Александрович (фото 1939 г.)
Горащенко Александр Александрович, старший сын, родился 7 января 1918 г.
В 1932 г. окончил Новотаволжанскую школу. После окончания «семилетки» выучился на шофёра и пошёл работать на сахарный завод имени Боткина. Проработал водителем до призыва в ряды РККА в 1939 году. Он был зачислен в автороту А446, 42 стрелковой дивизии. В 1940 году дивизия участвовала в боевых действиях на Финском фронте, в частности, в прорыве линии Маннергейма на Карельском перешейке. В этой операции советские войска проявили стойкость и героизм, немцы создали очень серьёзные фортификационные укрепления, состоящие из ДОТ (долговременных огневых точек), фортов, пулемётных гнезд [1].
Роль автомобильных рот сводилась к своевременному подвозу боеприпасов подкреплений, а также вывозу раненых бойцов. Здесь прадедушка получил свой первый боевой опыт. Он не очень охотно делился воспоминаниями об этой боевой операции, но из рассказов бабушки я узнал, насколько сложным был его военный путь. Приходилось в непростых условиях выполнять поставленные командиром задачи, но его автомобиль был всегда исправен, заправлен, готов к выполнению приказов. В 1940 г., после окончания Советско-финской войны, боевая часть прадедушки была переведена в г. Брест, в частности в Брестскую крепость, героический оплот советских воинов, одним из первых, принявших на себя всю мощь фашисткой военной машины.
До фактического начала войны, подготовка к обороне велась не на должном уровне. Всех, кто говорил, что нужно серьёзно готовиться к войне называли паникёрами.
Накануне войны в лагеря на учения из Брестской крепости были выведены больше половины подразделений этих двух дивизий - 10 из 18 стрелковых батальонов, 3 из 4 артполков, по одному из двух дивизионов ПТО и ПВО, разведбатов и некоторые другие подразделения. Утром 22 июня 1941-го в крепости находились 84-й стрелковый полк, 125-й стрелковый полк без батальона и саперной роты, 333-й стрелковый полк без батальона и саперной роты, 44-й стрелковый полк без двух батальонов 455-й стрелковый полк без батальона и саперной роты , 31-й автобат, 158-й автобат в котором служил мой прадед.
Подготовка к штурму началась в 4 часа утра 1941 года. Немецкая армия начала артиллерийскую подготовку атаки, нанося главный свой удар по казармам, а также по той части гарнизона, где располагался офицерский состав. Защитники были застигнуты врасплох, немецкая артиллерия вела огонь по подступам к самой крепости и ее воротам. В 4 часа 45 минут начался штурм [1].
В первые часы штурма в крепости царила неразбериха, паника, но затем, те командиры, которые остались живы, смогли организовать оборону крепости, начать эвакуацию за её пределы женщин, детей и раненых. Так как прадедушка был водителем со стажем, его отделению была поставлена боевая задача любыми путями вывезти секретные документы, женщин и детей в безопасное место. С этим заданием он справился, за что и получил свою первую награду.
Рис. 2. Боевой автомобиль моего прадедушки
Развертывание автомобильных войск в начале Великой Отечественной войны осуществлялось в тяжелых условиях, когда отмобилизование войск и тыла, особенно в западных районах страны, осложнялось неблагоприятным для Советской Армии ходом. Наши войска отступали, отступал и прадедушка. С тяжёлыми боями войска отходили до Волги, но после разгрома немецко-фашистской группировки под Сталинградом в 1943г., наши войска перешли в наступление и начали освобождать нашу страну от захватчиков.
1 марта 1943 года, на базе 298-й стрелковой дивизии, в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны СССР была сформирована 80 гвардейская стрелковая дивизия. В рядах которой мой прадедушка прошёл боевой путь до самого окончания Великой Отечественной Войны.
Прадедушка проявлял героизм и смелость, при выполнении поставленных командованием задач. Это было отмечено боевыми наградами [3].
Рис. 3,4. Приказ о награждении медалью «За Отвагу»
Цитата из наградного листа: «Товарищ Горащенко служит в отдельной автороте А446 в должности командира отделения, за время боевых действий дивизии, товарищ Горащенко проявил себя самым выдержанным, выносливым и храбрым командиром, не зная усталости, в дни жарких боёв по 3е суток не слазил с машины, доставлял боеприпасы на передовую и продовольствие в дивизию. При рейсе на колонну автомашин напала вражеская авиация и подвергла её бомбёжке и обстрелу. Горащенко не растерялся, своим личным примером смелости и отваги воодушевил водителей, тем самым машины на предельной скорости были выведены из района бомбёжки. Приказание было выполнено своевременно, продовольствие было доставлено в срок. При подвозе боеприпасов товарищ Горащенко попал под обстрел со стороны врага, последний, умело маневрирую, машину вывел из опасности и боеприпасы доставил в срок. Товарищ Горащенко является лучшим агитатором в роте, дисциплинированный, исполнительный, младший командир пользуется большим авторитетом и доверием среди бойцов и командиров. Достоен награждения медалью «За Отвагу» [2].
Рис. 5. Наградной лист Горащенко А.А.
В одном из сражений прадедушка получил ранение в голову, его контузило, он пролежал в Госпитале города Барнаул 3 месяца. После излечения вернулся в родную дивизию и продолжил бить фашистов [4].
Однажды прадедушка увидел колонну беженцев, которая двигалась ему навстречу, в ней он встретил свою маму с 4-мя маленькими сестрёнками, пришлось колонне притормозить. Те бойцы, у кого был хлеб и сахар, поделились с маленькими девочками. Это вдохновило прадедушку на совершение новых подвигов. Он принимал участие в битве за Будапешт. Войну встретил в Городе Вена, домой вернулся в 1946 году и сразу приступил к работе на заводе, восстанавливал из руин: принимал участие в восстановлении разрушенного сахарного завода в родном селе.
Работал водителем в автоколонне, которая была на сахарном заводе. Был опытным водителем, поэтому его нередко посылали в командировки. Довольно часто перевыполнял производственные планы и был награждён денежными премиями и почётными грамотами. Трудился до выхода на заслуженный отдых в 1978 году.
В 1949 г. женился на Позикун Марии Васильевне. Воспитал двух дочерей Любовь и Татьяну (мою бабушку). Воспитал 2 дочери, 4 внука. Умер 2 января 1992 г. [1].
К сожалению, я не застал своего прадедушку при жизни, но я очень горжусь им!