I. Введение
В современном мире общество ориентировано на будущее. Если в недавнем времени человеку внушался тренд на «жизнь в настоящем», то теперь скорость жизни и быстрая сменяемость событий делают переход между настоящим и будущим почти незаметным. То, что осталось в прошлом сегодня может быть переосмыслено и интерпретировано. Наше время динамично и противоречиво. Это пора социальных катаклизмов и назревающих природных катастроф. Человечество все больше анализирует настоящее, чтобы понять перспективы будущего.
На дизайн костюма влияют и глобальные проблемы и изменения, и существующие во времени быстрые трансформации. В первую очередь, это проблемы, связанные с жизнедеятельностью человека в обществе, а одним из способов реагирования на эти проблемы является мода, которая и олицетворяют как общение с помощью костюма, так и общение с самим костюмом.
Существует афоризм XX в., принадлежащий венгерскому дизайнеру Ласло Мохойу-Надю: «Цель – человек, а не вещь». Классический дизайн ориентировался на потребности человека, что расходится с целями современного коммерческого дизайна: «Что хорошо для бизнеса, хорошо и для общества». Дизайн в настоящее время доказывает, что коммерческие интересы производителей зачастую вступают в противоречие с интересами потребителей. Любая дизайнерская деятельность должна ставить задачи создания не только востребованного продукта, но и продукта, готового отвечать всем запросам потребителя. Также важны задачи создания не просто новых вещей, но и новых качеств, функций культурной среды.
Моделирование костюма до 90-х гг. XX в. было ориентировано на интуитивное нахождение образа. Дизайнерские разработки предполагали и предполагают владение сложнейшей системой выстраивания образа с помощью развития архитектонических модулей, макетного проектирования, также осмысления и разработки концепции коллекции, концентрированным выражением которой может являться название (только в том случае, когда вербальный образ эквивалентен визуальному). Сменяемость форм в дизайне нового времени обусловлена потребностью в смене картинки. В XXI в. меняется эстетическое восприятие практически всей окружающей человека среды. И это одна из причин цикличности в смене модных тенденций.
Основа дизайнерской концепции начинает базироваться на своеобразии характера конкретного человека – поиск индивидуального адресата, «героя времени». И с изменением эстетических идеалов, культурных ценностей человека в современном мире и связано формирование трендов.
II. Постановка задачи
Задачи исследования: раскрыть понятие тренд-аналитики, проанализировать новейшие коллекции дизайнеров, предложить авторского решение комплекта на основе идеи индивидуальности и самовыражения в собственном стиле и костюме.
III. Теория
Общее определение тренда – это закономерность, которая позволяет вывести общий вектор дальнейшего развития процесса. С точки зрения математики, тренд – это график, характеризующий тенденцию к изменениям показателей временного ряда на долгосрочный период. В экономике тренд – это направление, тенденция развития какого-либо процесса или явления. В маркетинге тренд – это тенденция, подмеченная экспертно и устойчивая во времени. А в моде понятие тренда означает существование определенного стиля жизни, поведения, мировоззрения, стиля в одежде, актуальность которых начинает все больше поддерживаться обществом.
Тренд – это не перспектива, а то, что существует уже сейчас. Для того, чтобы выявить тренд, необходим математический и статистический анализ и методология. Используются методы экспертной оценки, полученной через наблюдение, а также сбор информации о среде, в которой формируется или в которую внедряется тренд. На данный момент в России экспертная оценка играет существенную роль. За рубежом тренд-аналитики активно работают с сетями наблюдений, на базе которых аккумулируется нужная информация.
Когда дизайнер прогнозирует глобальные тренды в моде, он анализирует острые проблемы нового времени. Его интересуют настроения в обществе, отношения людей друг к другу и к самим себе. Сейчас все больше раскрывается тема бодипозитива и гендерного равенства. Дизайнеры все чаще ориентируются на ассортимент, который будет подходить как мужчинам, так и женщинам. Гендерные рамки начинают стираться, и пока никто не может дать точного ответа на вопрос «что будет дальше?». Например, творческая позиция дизайнера Тома Брауна заключается в отрицании стереотипов в мире моды. В 2011 году он запускает в производство солнцезащитные очки в стиле унисекс, а потом и одежду, равно обращенную и к мужчинам и к женщинам. Помимо унификации костюма, на сегодняшний день остро встает проблема экологии, и дизайнеры мирового масштаба объединены идеей замены натурального меха и кожи искусственными материалами, но не менее качественными. Эту тенденцию поддерживает и компания Lacoste, которая начала выпускать футболки в поддержку вымирающих видов животных. Бренд отказался от ухмыляющегося крокодила, чтобы освободить место для животных, которые сейчас больше нуждаются в том, чтобы на них обратили внимание.
В моде есть две школы тренд-аналитики:
- французская, которая подразумевает ручной анализ социокультурных трендов, поиск так называемых «тонких сигналов» в медиасреде и искусстве.
- англосаксонская, которая в большом объеме анализирует модные показы, выявляя общие черты между ними.
Англосаксонская школа более формалистичная, а французская в большей степени антропоцентричная. Но существует и другое тренд-бюро Trendsquire, использующее смешанную методику. Для тренд-прогнозирования они проводят анализ социальных векторов. Например, тренд «здоровый образ жизни» разделяют на конкретные тренды. И такая информация позволяет выстроить прогноз на два или четыре года и больше.
Также, в этом году Trendsquire провели исследование для нового бренда, выпускающего одежду для детей. Они рассматривали молодых матерей в соцсетях. Выяснилось, что почти у всех мам, покупающих одежду этого ценового сегмента, были упоминания природы: дача, сбор грибов, шашлык, костёр. Выводы, которые компания смогла сделать, стали основой при выборе релевантных трендов и построении коллекции.
Из сказанного выше выделяется вопрос: можно ли распространить один тренд на всю страну? Есть мнение, что региональное восприятие трендов отличается от столичного. Это действительно так и связано не с тем, что регионы менее восприимчивы к тенденциям. Скорее жизнь разная, и скрытые потребности разные. Если в мегаполисах можно отметить вектор свободы и самореализации, то в менее крупных городах люди справляются с бытовыми трудностями: снег на дорогах, недостаточное публичное освещение, необжитые лестничные площадки. И тогда мотиватором при выборе одежды будет комфорт. В современном прочтении этого понятия, конечно. Различие мотиваторов, безусловно, скажется на дизайне.
Trend Union (Париж) – это наиболее известное и влиятельно агентство тренд-аналитики. Большую популярность компания приобрела благодаря своей активной лекторской деятельности, дважды в год команда Trend Union организовывает выездные лекции, представляют свои прогнозы в сфере моды и дизайна среды. В основе прогнозирования этой компании самые разнообразные показатели: политические и этнологические, учитываются тенденции в искусстве, литературе, изучается потребительская активность. Каждый полгода агентство выпускает несколько трендбуков, содержащих основные прогнозы на ближайшие два года. Клиентами Trend Union в индустрии моды являются Swarovsky crystals, Lacoste fashion, Estee Lauder cosmetics, Camper footwear, DIM underwear.
Promostyl (Париж) – компания, которая специализируется на разработке цветовых гамм для текстильных и прядильных фабрик. Каждый сезон эта крупнейшая компания разрабатывает 15 трендбуков, содержащих полную информация о модных тенденциях на три сезона вперед. Также Promostyl предлагает различные мультимедийные приложения, в которых можно найти уже готовые эскизы, технические рисунки и принты. Клиентами Promostyl стали такие компании как United Colors of Benetton, Cherruti, Bata, Chanel, D&G, Zara, Ray Ban, FILA, Adidas, Levi’s, Puma, Lacoste.
Одним из дизайнеров, поддерживающих тренд на индивидуальность, является дизайнер John Galliano, который практически всегда удивляет зрителя необычными коллекциями, в которых безумные формы и яркие контрастные цвета сочетаются с многообразными фактурами [1]. В своих коллекциях он призывает обращаться к внутреннему восприятию эстетики, делиться этой эстетикой и выражать собственное «я» в костюме.
Рис. 1 – Коллекция John Galliano
Основа представленной авторской работы – тренд на самовыражение в костюме. Концепция комплекта заключается не только в выражении индивидуальности, но и во взаимодействии фактур, различных материалов, пряжи разной плотности. Образ состоит из фантазийного и насыщенного цветом пальто и платья простого кроя нейтрального телесного цвета [2]. Несмотря на то, что такой комплект не похож на повседневную одежду обычного человека, в настоящее время он воспринимается не так критично, как несколько лет назад. Это говорит о том, что именно сейчас происходит переломный момент в сознании человека, меняется его мировосприятие, понятие эстетики.
Рис. 2 – Авторское решение
IV Выводы и заключение
В зависимости от того, какую задачу ставит дизайнер, он изучает разные тренды. Чем глобальнее его работа – тем больше он ориентируется на массовые тренды. Дизайнерская деятельность направлена на материальное воплощение духовных устремлений общества. Проанализировав большинство коллекций дизайнеров, можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует огромное многообразие модных направлений. Дизайнер должен уметь видеть не только макротренды, цикл существования которых составляет несколько десятков лет, но и индустриальные и быстроменяющиеся тренды и тренды, существующие внутри конкретных социальных групп. Это позволяет точно определить своего «героя времени» и сделать работу более адресной, а значит и более востребованной.