Существует много определений термина «фактура» (от лат. factura – обработка, строение). В изобразительных искусствах – это характер поверхности художественного произведения, её обработки, своеобразное качество обрабатываемого материала, его поверхности. Фактура - своеобразие, особенности художественной техники [5].
В дизайне костюма фактура является одним из главных средств художественной выразительности, наиболее явно отображающая особенности строения и отделки поверхности костюма, а также своеобразие художественной техники исполнения.
Дизайнер, работающий над формой и композицией костюма, целостностью образа, должен предусматривать и предугадывать тенденции наперёд, чтобы оставаться актуальным и современным. При создании коллекции дизайнер ставит акцент на выбор фактурных поверхностей полотна, так как фактура подчеркивает пластику формы или ее конструктивные членения, усиливает эмоциональную выразительность объекта, выявляет главное в композиции или акцентирует внимание на определенных участках поверхности изделия, усиливает естественную выразительность используемого материала, способствует разработке инновационных образцов, влияет на развитие моды.
Цель статьи: рассмотреть роль фактурной поверхности в проектировании современного костюма, проанализировать коллекции лидеров современного дизайна костюма с точки зрения применения фактуры, применить авторское решение высокохудожественных фактурных трикотажных полотен в создании молодёжного комплекта.
Используя различные фактурные поверхности в проектирование костюма, нужно учитывать эстетическую, утилитарную, экономическую функции. Эстетическая функция отвечает за образ человека и за ассоциативное восприятие костюма. Под утилитарной функцией подразумевается функциональность, практичность, удобство и комфорт в ношении изделия. Фактурная поверхность не должна быть только красивой, но и практичной при эксплуатации. Экономическая функция подразумевает поиск оптимального решения для воплощения дизайнерской идеи.
Тенденции в современных текущих сезонах влияют на дизайн костюма, заставляют дизайнеров искать новое формообразование, конструктивные линий, новые декоративные элементы и фактурные поверхности полотна. Перспективным направлением при создании современного костюма является поиск авторских фактурных полотен. Для создания полотен используются разные приёмы изготовления. Это могут быть: термический, клеевой, вязально-прошивной, воздушный, водный и тканный метод. При создании ткани может использоваться разный волокнистый состав нити, что позволяет добиться фактурного эффекта. Нить может быть: матовой, блестящей, буклированной, металлизированной, объёмной, ворсовой и т.д. Дополнительных фактурных поверхностей можно добиться, используя: вышивки, перфорации, строчки, пришивные элементы, защипы, образованные складки, растяжения, трения, тиснения, нанесения объёмных рисунков, нанесение фотограммы, выжигание и т. д. Тренд создания новый фактурных поверхностей постоянно провоцирует текстильный дизайн на инновации, и новые научные и художественные разработки стремительно проходят путь из лаборатории до подиума.
Фактурные элементы различаются по величине, одна фактура воспринимается как самостоятельный элемент в костюме, и представляется в небольших количествах, другие элементы являются маленькими по размеру и зрительно не считываются отдельно друг от друга, и количество таких элементов достаточно велико. На восприятие фактуры влияет удаленность фактурной поверхности от глаз наблюдателя. Так, например, крупные фактуры зрительно уменьшают масштаб поверхности, а мелкая фактура наоборот увеличивает, или блестящие материалы стоит уравновешивать гладкой поверхностью. Элементы крупных размеров оказывают влияние на «рельеф» поверхности ткани, расчленяя поверхность, они выступают как элементы членения. Ощущения от одного материала могут складываться по-разному из-за обработки поверхности фактуры. В блестящей ткани из-за блеска трудно рассмотреть поверхность, и цвет носит не поверхностный характер, воспринимается прежде всего блеск, а затем уже цвет. Важен тот факт, что в зависимости от фактуры ткани в костюме, восприятие массы фигуры значительно меняется. У гладких тканей структура поверхности зрительно не различается, и массивная форма воспринимается облегченно, что дает положительный результат в проектировании изделий на полную фигуру. Гладким поверхностям присущи блики, а на фактурной поверхности они исключены. В тяжелых фактурных, в ворсовых тканях фигура кажется массивнее и тяжелее, такая фактура зрительно увеличивает форму [6].
Фактура в костюме не существует сама по себе, она является важной составляющей художественного образа, позволяет дизайнеру выразить авторскую концепцию, образы и ассоциации в проектируемых костюмах. Следуя тенденциям современного общества, дизайнеры всё чаще обращают внимание на эстетическое и практическое применение фактурной поверхности.
Итальянский бренд Missoni представил трикотажную коллекцию» Осень-Зима 2018-2019» на основе геометрии ломаных и прямых линий. Яркая палитра от оранжевого до розового, анималистический принт на трикотажных платьях и пальто. Графические принты – такова направленность коллекции. Коллекция состоит из однобортных и двубортных пиджаков и пальто, выполненных из трикотажа и валяной шерсти, имеющих узор в полоску и клетку. Применена также техника «пэчворк». Натуральная кожа и мех – материалы выбранные для пальто и курток. Трикотажные водолазки и вязаные свитеры в яркую разноцветную горизонтальную полоску, пестрые и клетчатые в гусиную лапку рубашки, вязаные жилеты, сочетающие кашемир и шелк. Использование тонких, гладких трикотажных полотен контрастирует с ворсом мохера и меха. Плотные переплетения сочетаются с рыхлыми и воздушными. Контраст трикотажных фактур является стилеобразующей и узнаваемой особенностью марки (рис.1).
Рисунок 1 – Missoni Осень - Зима 2018 - 2019года.
https://www.vogue.ru/collection/autumn_winter2018/ready-to-wear/nyu-york/m-missoni/
В коллекции Алессандро Микеле для Gucci «Осень-зима 2018-2019» важной составляющей стали аксессуары. По мнению дизайнера, коллекция - это воплощение творческой лаборатории. Дизайнер представил себя в роли хирурга, который, используя самые разные материалы, создает новую личность. Модели появлялись с дракончиками и «запасными» головами в руках, с забинтованными, словно после операций лицами в бархате, шелке и блеске страз. Коллекция невероятно богата фактурами: обилием вышивок, длинной и короткой бахромой, драпировками, складками, лаковой кожей, кружевом, блестящими материалами, матовыми и твидовыми поверхностями, разнофактурными трикотажными полотнами, рюшами, оборками, мехом, аппликациями (рис.2).
Рисунок 2–Qucci Осень - Зима 2018 - 2019года.
https://www.fashion-woman.com/stil-i-moda/vysokaya-moda/kollekciya-gucci-osen-zima-2018-2019/
Карл Лагерфельд в коллекции Chanel «Осень-зима 2018-2019» в очередной раз продемонстрировал богатство узорно-рельефных фактур в сочетании с гладкими: традиционный твид, буклированные пальто и жакеты были дополнены золотыми сапогами, колготками из люрекса, объемными шарфами. Растительные принты переплелись в роскошные завораживающие узоры. (рис.3).
Рисунок 3 –Chanel Осень - Зима 2018 - 2019года.
https://www.vogue.ru/collection/autumn_winter2018/ready-to-wear/paris/Chanel/
Таким образом, можно сделать вывод, что для реализации авторской концепции актуальной коллекции дизайнер проектирует инновационные фактурные решения. На основе проведенного анализа можно разработать авторский вариант комплекта с фактурными поверхностями. В проектирование авторской модели основной акцент сделан на разработку вариантов фактурных поверхностей для ассортиментов верхней, поясной и плечевой одежды. Авторские вязальные переплетения, разнофактурная пряжа, интарсия искусственного меха в трикотаж, вязаное кружево, позволили реализовать концепцию модели, сделать её молодёжной, эмоциональной и ироничной.
В комплект вошли: куртка с мехом, джемпер, короткие шорты, шапка и туфли. Для достижения разной фактуры в одном комплекте применялись разные виды нити, так например, шапка была вывязана из пряжи «травка», в куртке применены пряжи «травка», мохер, металлизированная нить, а джемпер и шорты выполнены из мохера гладкой пряжи.
Для создания полотна были вывязаны волнообразные рельефные рисунки в виде объёмных валиков. В процессе вязания пряжа разной плотности и фактуры в шахматном порядке на некоторых участках соединялась, создавая авторский эффект «глазок». Такое переплетение особенным способом воздействует на глаз человека и по-разному воспринимается по мере отдаление зрителя от объекта. При близком прочтении изделия глазу будет виден орнамент, при отдалённости фактура объединится в сложное цветовое пятно. В создании используется искусственный мех, который во взаимодействии с трикотажным полотном создаёт эффект «3D».
Вторым изделием является водолазка связанная полосами разной пряжей по плотности и фактуре. В одних полосах использовалась полушерсть цвета марсала, в других ручной мохер розово-бежевого оттенка. Из-за использования в полосах разного количества нитей, полушерсть выступает на первый план, что даёт чёткие горизонтальные пластичные линии.
Фактурные кружевные шорты вывязаны и собраны вручную, при помощи крючка. Используется мохеровая пряжа персикового цвета. Шорты состоят из вывязанных кружевных цветочных мотивов разного масштаба. Удлинение петель создаёт дополнительную воздушность и эффект разрушения. Головной убор является завершением образа, туфли декорированы искусственным мехом в цвет трикотажной куртки. Разработано авторское расположение меха на туфлях-лодочках. Разная фактура достигается посредствам стрижки на мехе (рис.4).
Рис.4 – Авторское решение
Проанализировав роль рассмотреть роль фактурной поверхности в проектировании современного костюма и коллекции лидеров современного дизайна костюма с точки зрения применения фактуры, можно сделать определённые выводы, что фактура определяется основной идеей проектируемой модели или коллекций, активно влияет на восприятие художественного образа созданного комплекта. Фактура материала является одновременно средством и элементом композиции костюма. Сочетаясь в одной модели, разные фактурные поверхности материалов помогают раскрыть художественный замысел дизайнера, добиться разнообразия решений, стимулируют инновационость в подходе созданию поверхностей и обработок изделия, повышают эстетический статус модели.