Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THEORETICAL ASPECTS OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE UNIVERSITY

Lapshova A.V. 1 Tyumina N.S. 1
1 FGBOU IN NSPU them. K.Minina
The article deals with the problem of professional-pedagogical communication in the conditions of modern higher education. The structure and regularities of professional-pedagogical communication in the "teacher-student" link are analyzed. The stages of using the process of professional-pedagogical communication are presented. Specific features of professional-pedagogical communication are noted. Attention is focused on the professional management of the communicative activity of the teacher, suggesting the availability of skills of professional and pedagogical communication. The main function of the university is the formation of the personality of the specialist. And this communication should be subject to communication between teachers and students. The system of high school professional and pedagogical communication in the "teacher-student" link is qualitatively different from the school fact of their involvement in the general profession, and this, to a considerable extent, helps to remove the age barrier that interferes with fruitful joint activity. High school makes high demands on the psychological climate of the department, faculty, university in general, implemented in everyday professional and pedagogical communication. Formation of their own individual style of communication with students is associated with the development of creative individuality of professors, associate professors, teachers. An important task of a beginner high school teacher is to find the optimal individual style of communication with students for the purposes of education. Professional-pedagogical communication, in our opinion, goes beyond the space of interaction in the system of "teacher-learner", this communication necessarily includes interactions with various persons related to the professional activities of the teacher. So, in cooperation with colleagues, the teacher's professional self-assertion takes place, his intense professional and personal growth. The pedagogical impact must be systematic and continuous, moving from the educational-oriented to the scientific-search, from the officially regulated to the unofficially-trusted professional-pedagogical communication. Special requirements are imposed on the ethical and psychological basis of interaction between the scientist and the teacher and students. In this respect, the individual-typological characteristics or the style of communication play an important role.
communication
pedagogical communication
professional-pedagogical communication
structure and stages of professional-pedagogical communication.

Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия, говорящего на слушателей, имеет, как, известно, давнюю историю, насчитывающую более двадцати столетий. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно им определены основные коммуникативные задачи говорящего: «что сказать, где сказать и как сказать». Рассматривая каждую из этих задач, Цицерон выделил такое качество речевого высказывания, как уместность - ведь не всякое положение, не всякий авторитет, не всякий возраст и не всякое место, время и публика допускают держаться одного для всех случаев рода мыслей и выражений. В наше время это одно из основных правил общения - правило зависимости формы и содержания высказывания от особенностей конкретной аудитории.

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с обучающимися на учебном занятии или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися внутри студенческого коллектива [3].

Педагогическое общение, это еще и многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и студентами, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых [7].

В. А. Кан-Калик был одним из основателей исследований проблем профессионально-педагогического общения, рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности педагога. Он трактовал профессиональное – педагогическое общение, как систему приемов и навыков органичного социально - психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. Педагог выступает активатором этого процесса. Организует его и управляет им [1].

Структура профессионального – педагогического общения, включает ряд стадий:

1) ориентирование в условиях общения осознание педагогом стиля собственного педагогического общения с аудиторией, восстановление в коммуникативной памяти предыдущих особенностей общения в данном коллективе, уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях, создание предкоммуникативной атмосферы;

2) привлечение к себе внимания объекта педагогического общения, здесь особо значимы речевые характеристики коммуникативной деятельности;

3) своеобразный поисковый этап: происходит, быстрая корректировка и окончательное уточнение приемов педагогического общения;

4) вербальное педагогическое общение, изложение педагогом учебного материала. Подчеркиваются вербальные способности преподавателя: выразительная яркая речь, которую характеризует точность и умение вызывать яркие образы у слушающих;

5) обратная связь - содержательная и эмоциональная. У начинающего педагога могут возникнуть психологические барьеры: боязнь аудитории, отсутствие контакта; сужение функций общения.

Процесс профессионально-педагогического общения в вузе подчиняется ряду закономерностей, которые обычно называют «эффектами» [2].

Эффект имиджа. В восьми из десяти случаев основное впечатление на аудиторию первоначально оказывает внешний вид педагога. Именно первое зрительное впечатление способствует самоорганизации к слушанию или выражению скепсиса по поводу того, что еще не сказал педагог. Это относится не только к первому появлению нового преподавателя в новой аудитории, а и к ежедневному приходу педагога на свои занятия - хотя, конечно, в меньшей -  приемы, позволяющие продуктивно начать учебное занятие: интересный факт; неожиданные цифры; эмоциональная цитата; эпиграф - стихотворный или прозаический; короткий видеофрагмент; загадка.

Эффект релаксации. Чем напряженнее протекает профессионально-педагогическое общение, тем больше приходится его участникам прилагать усилий по самоорганизации своего внимания. Преподаватель, который является в процессе педагогического общения «дирижером», должен предусмотреть периодические возможности для разрядки, эмоционального расслабления и умственного переключения (шутка, временный перевод разговора на нейтральную тему, перерыв во времени). В противном случае студент будет «отключаться» сам, используя принцип «экономии внимания».

Эффект рассеяния. Многие студенты изложенную педагогом информацию воспринимают не совсем четко, противоречиво, а некоторые остаются при своем мнении. Если за 100 % обозначить замысел какого-либо выступления педагога, то 90 % замысла обрели словесное обозначение, 80% информации словесно обозначенной были озвучены, 70 % озвученной информации было услышано аудиторией, 60 % информации услышанной было понято, 45 % информации было принято к размышлению, 25 % информации через некоторое время осталось в памяти. [5]

Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского профессионально-педагогического общения в звене «преподаватель – студент» качественно отличается от школьного самого факта их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

В системе вузовского профессионально-педагогического общения сочетаются два фактора [4]:

  • взаимоотношения ведомый - ведущий;
  • взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Основные требования к отношениям «преподаватель – студент», «студент – студент» можно сформулировать следующим образом:

  • взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
  • формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
  • ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
  • использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Использование следующих требований может привести к качественному воспитанию будущих специалистов.

Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:

  • увлеченности наукой, предметом;
  • стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.

Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом в повседневном профессионально-педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:

  • Включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;
  • Создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;
  • Совместная научно-исследовательская работа
  • Совместные не регламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;
  • Участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»).

Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному профессионально-педагогическому общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения.

В стиле находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей педагога;
  • достигнутый уровень взаимоотношений;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности студенческого коллектива.

Нельзя не отметить специфические особенности профессионально-педагогического общения в образовательно-воспитательной среде вуза. Этот процесс включает в себя следующие этапы:

  1. Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
  • педагогическим целям и задачам;
  • общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
  • творческой индивидуальности самого педагога;
  • индивидуальным особенностям студентов;
  • предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Данный этап является важным в процессе обучения, т.к. здесь педагог планирует пошагово свою деятельность на занятии.

  1. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:
    • конкретизация спланированной модели общения;
    • уточнение условий и структуры предстоящего общения;
    • осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Непосредственное взаимодействие с обучающимися во многом определяется умением педагога организовать общение с группой в начальный период. Условно его называют «коммуникативной атакой», когда завоевывается инициатива в общении. Управление познавательной деятельностью обучающихся на занятиях и управлением воспитанием осуществляется через управление общением [6].

  1. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней:
  • становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами;
  • разработка психологически обоснованной партитуры лекции;
  • создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
  • управление познавательной деятельностью студентов;
  • единство делового и личностного аспектов;
  • целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов.

На этапе управления общением важно точно ориентировать общение на аудиторию или на конкретного обучающегося, отражать в сообщаемом материале личное отношение к тому, о чем идет речь, выбирать формы передачи и информации, речевые средства и создавать ситуации общения, диктуемые педагогическими задачами, предвидеть реакцию аудитории и отдельных студентов, конкретизировать учебно-воспитательную информацию по ходу общения, приспосабливая ее к меняющимся ситуациям педагогического процесса, учитывать индивидуальные особенности личности обучающегося.

  1. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.

На этапе анализа осуществленного общения педагог должен выявить слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с группой, представить ощущения обучающихся от прошедшей встречи и спланировать предстоящее общение с ними, внеся необходимые коррективы [4].

Важна роль общения в профессионально-педагогической деятельности, она требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью, что предполагает наличие у него ряда коммуникативных умений. Условно умения профессионально-педагогического общения можно разделить на три группы:

  • умения межличностной коммуникации – передавать рациональную и эмоциональную информацию; пользоваться вербальными и невербальными средствами передави информации; организовывать и поддерживать диалог; активное слушание.
  • умения межличностного взаимодействия – организовывать совместную деятельность студентов; управлять групповой динамикой; занимать адекватную ролевую позицию; оказывать психологическую поддержку обучающимся; занимать позицию конструктивной конфронтации; конструктивно разрешать педагогические конфликты.
  • умения восприятия и понимания других людей – ориентироваться в коммуникативной ситуации; понимать эмоциональное состояние партнеров по общению; распознавать скрытые мотивы и психологические защиты; социальная рефлексия.

Зарубежные исследования, посвященные анализу структуры профессионально-педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися, показывают, что приблизительно 2/3 общего вербального взаимодействия на занятии приходится на речь преподавателя [6]. Таким образом, преподаватель говорит на занятии в два раза больше, чем его обучающиеся.

Эта тенденция подтверждается также и данными отечественных исследований. Отношение продолжительности речи преподавателя к продолжительности речи обучающихся варьирует от 2,3 до 6,3, а среднее значение этого отношения больше 4. Можно предполагать, что подобная диспропорция объясняется сложившимися в большинстве культур взглядами на деятельность преподавателя. По сложившейся традиции, вербальная активность общения преподавателя должна занимать большую часть времени занятия. В противном случае поведение преподавателя рассматривается как уклонение от своих обязанностей.

Конечно, такие воззрения вряд ли справедливы с педагогической точки зрения: известно, что эффективность обучения связана именно с уровнем собственной активности обучающихся на занятии и, в более широком смысле, эффективности развития личности обучающегося. Поэтому в случае, когда ориентация на информационно-перцептивное обучение является доминирующей, когда ставка делается лишь на активность педагога, необходимо изменение самой концепции преподавания.

Профессионально-педагогическое общение, на наш взгляд, выходит за пределы пространства взаимодействия в системе «педагог - обучающийся», такое общение обязательно включает в себя взаимодействия с различными лицами, имеющими отношение к профессиональной деятельности педагога. Так, во взаимодействии с коллегами происходит профессиональное самоутверждение педагога, его интенсивный профессионально-личностный рост.