Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FORMATION AND USE OF HUMAN CAPITAL

Konovalova S.V. 1
1 GAU "Social and Rehabilitation Center for Minors in Novouralsk"
The formation of human capital is a continuous, ongoing process by which a person achieves his highest potential and the desire to integrate and optimize the combination of current processes, such as education, job search, employment, skills development and personality development. The basis for the formation of human capital is the acquisition of new knowledge and skills. Therefore, the key element in the formation of human capital is education and professional development. The formation of human capital takes place through the creation of comfortable living conditions: income growth, good roads, well-maintained courtyards, modern medical and educational services, cultural environment. And it can be achieved by using the state policy in the field of health, education, culture and vocational training. The concept of "human capital" has evolved in its development a number of evolutionary stages (from the beginning of the 1960s to the present), which differ in the level of structural interest in differentiation to the problem under study, the interpretation of this concept, methods used to assess both the level of human capital, and the results of activities created with the use of this human capital together. Scientific researchers emphasize not only the need to study the stocks of human capital, the level of its development, but also to analyze its structure, to identify the fundamental components, among which are the educational aspirations of reaching the population. At the same time, the results of the analysis revealed: the functions of the formation of human capital, which consist in the creation of the productive capacities of the population by effects, cognition of the surrounding reality, satisfaction of the physiological and spiritual needs of the population; key stages in the formation of human capital; factors affecting the formation of human capital; conditions conducive to the effective use of human capital; parameters of inefficient use of human capital.
human capital
stages of formation of human capital
factors and conditions for the formation of human capital.

Формирование человеческого капитала — это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность до своего наивысшего по и стремления к интеграции и о сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формиро навыков и развитие ости.

Основой формирования человеческого капитала приобретение новых знаний и навыков. Поэтому ключевым элементом в формировании человеческого является образование и профессиональное развитие. Высококвалифициро специалисты образуют «комфо цикл чело», так как помогают достичь экономичной и эффективной работы, и роста производства в отраслях на всех уро управления, а обогатить национальную культуру.

Знания и , воплощенные в человека о отделить от здоровья чело, которые также определяет производительность труда. Общественная по в области здравоо является ом к эффективному формиро человеческого капитала [6]. доступность к медицинской помощи и правильное увеличивает продолжительность жизни и помогает стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность жизни увеличивается, то о выгодно использовать опыт и мастерство , которое позволяет им выполнять свою работу более о.

Формирование человеческого капитала происходит создание комфортных условий для : рост доходов, хорошие дороги, благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги, культурная среда. И может достигнуто путем использования политики государства в о здравоо, образования, и профессиональной подготовки.

Особенностью процесса формирования человеческого капитала является то, что:

- продолжительность жизни делает приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для любого уровня способностей;

- повышенные врожденные способности облегчают приобретение человеческого капитала.

Инвестиции в образование чело являются главной категорией затрат, определяющее значение в по качественной со человеческого капитала. Образование способствует по качества жизни и осуществлению ими своих прав и обязанностей. Образование жизнь человека богаче, развивая в нем по и социальные навыки и инфо людей об их гражданских и обязанностях. При этом основное при формиро человеческого капитала высшее профессиональное образование, ое на подготовку и переподготовку ов соответствующего уровня на базе о общего и среднего профессионального образования.

Исследование компонентов, составляющих человеческого капитала, с точки зрения будет более по и системно организованным, если особенности формиро человеческого капитала, а факторы, на этот процесс.

Формиро человеческого капитала о, во-первых, с созданием производительных способностей (совершенствование по человека, с которыми он в общественное производство) с помощью в здоровье, образование, повышение квалификации, переподготовку (Т. И. Овчинникова, О. В. Гончарова, М. Г. Хо [9], во-вторых, с познанием окружающей ости путем со и потребления конечного про производства, в-третьих, с удовлетворением физиоло и духовных потребностей тем самым во ресурсов, затраченных на производство продуктов. [2]

Формирование человеческого капитала собой долгосрочный процесс, два этапа: формиро базового капитала и формиро капитала, основанного на профессиональной подготовке, за усвоения способностей и навыков, необходимых для специализированного производства ( общего и специфического человеческого капитала) [8].

Для реализации этапов формиро человеческого необходимы вложения в его компоненты, обеспечивающие развитие способно личности, способствующих экономическому росту. В зависимости от уровня вло в составляющие человеческого можно выделить ряд направлений его формиро.

Каждое формиро человеческого капитала обусловлено рядом факторов, которых: личностные способности , семейные , социально-экономическая , социальные связи, уро образования родителей, инвестирование в образование , удаленность от школ, качество материалов и преподавания и др.

О исследователи (В. В. Ложко [8], В. А. Жук и др.) считают положительными факторами, влияющими на формирование человеческого , качество профессионального образования, воспроизводство физического и ого здоровья населения, доступную и медицинскую помощь, ональные взаимоотно с природой, трудовую, и социальную активность , развитую и инновационную ость, высокую культуру, качество , соответствующее устано государственным , достойную заработную плату и пенсионное о, нравственное и эффективное государственное управление. Кроме того, и такие факторы, как формирование и применение способно личности, востребованное профессиональное образование, рациональное, сберегающее использо природных ов, социальный , прогресс в области и технологии (информационные технологии и онные формы о труда), демографическая , изменение спроса на рабочую силу (Д. о). [10]

Среди отрицательных факторов – непродуманная политика в сфере ости, невыгодное положение России в системе международной трудовой миграции ( из страны квалифицированных кадров и въезд неквалифицированных), нежелание руководителей многих предприятий заниматься вопросами подготовки квалифицированных работников, ость системы профессионального образования, сохранение разрыва требованиями инвесторов к профессиональным работников и возможно системы подготовки и переподготовки ов удовлетворять эти требования [10].

В общем можно обозначить несколько групп факторов, о влияние на формиро человеческого капитала, них демографические, экологические, социально-экономические, о-технологические, ональные, культурные. из факторов, входящих в ту или иную из обозначенных , может как способствовать, так и препятствовать формиро человеческого . Так, например, непродуманная политика в сфере ости может сопровождаться отрицательными по для населения и о в целом, в то время как использование ованного подхода (в зависимости от категорий населения) при создании про занятости может приводить к положительному .

Воздействие факторов опосредованно тем или иным субъектом – семьей, организациями-работодателями, региональными и органами власти и . Одним из субъектов формирования человеческого капитала является . Результаты формиро и развития человеческого в семье могут экономическую, социальную, , стоимостную и иные формы и в о виде представляют собой востребованности обществом качеств ости, формируемых в трудовой и иных деятельности.

Работодатель может участвовать в формировании человеческого , опираясь на существующие модели: патерналистскую, основанную на ом обеспечении трудового коллектива в социальной защите и экономическом благосостоянии; модели, созданной на «урезании со вложений» (реструктуризация о), и смешанной (избирательный подход к персоналу: профессионалы имеют высокую заработную плату, о квалифицированные не льгот и привилегий) [3]. Важную роль в про формиро человеческого капитала действия федеральных и ональных органов . Воздействие ов может быть как прямым, так и ко. Кроме того, они могут использовать при осуществлении своих и экономические, и неэкономические рычаги.

Для го основной целью формиро человеческого капитала развитие конкурентоспособности экономики, что достигается посредством обеспечения достойного качества населения, высокого уровня предпринимательской , проведения эффективной по занятости , создания системы о экономики квалифициро кадрами, внедрения в промышленное производство инновационных разработок и ологий.

Формирование человеческого капитала является ом реализации взаимосвязанных собой процессов, предпо не только учет вклада образования и оохранения, но и влияние , неправительственных и промышленных о, общества в целом. Вместе с тем, этих ов на разных этапах было и со временем изменялось. Особенно ярко различия в формиро человеческого проявились во время промышленной революции, которая сопровождалась преобразованиями в производственном процессе, роли государства в формиро человеческого капитала.

научно-исследовательской литературы позволил о, что во время промышленной революции роль человеческого капитала в экономическом росте возрастала, что связано в очередь с уско технологического . На первом этапе революций влияние человеческого на производственный про характеризовалось как несущественное: большинство работников были малограмотными. Рост уровня образо обусло в основном неэкономическими факторами, такими как о политической стабильности, соо моральным но, религия.

На втором этапе промышленной революции уровень работников возрос, рост доходов способствовал росту в человеческий , усилилось влияние го в организации образовательного процесса, что выразилось в законодательном закреплении обязательного начального образо, установлении обязательного финансирования образования росте вло в образование на ом и региональном уро и др.

Таким образом, од от одного этапа промышленной революции к другому сопрово изменениями в формиро человеческого капитала: изначально отность рассматривалась как культурное , низкий уровень обязательного образования не препятствовал использо существующих ологий, а государство не уделяло образовательному про, что выражалось в отсутствии законодательной и финансовой его по, то на втором этапе ситу была прямо противоположной [11].

Исто примеры формиро человеческого и анализ теоретической литературы позволили устано, что результатом этого процесса накопленные способности и , которые целесообразно испо в той или иной деятельности.

Человеческий и образование как его со оказывают хорошее влияние на темпы и о экономического роста при условии эффективного использо [7, с. 42–43]. Сформиро за счет в компоненты человеческого способности и личностные проявляются в трудовой ости. При этом их использование может как эффективным, так и неэффективным.

условий, способствующих эффективному использо человеческого капитала, - система о труда работников, барьеров, препятствующих профессиональной и территориальной мобильности, использо опыта старших поко [Бойко Ю.П. Рациональное использо человеческого капитала для совершенствования ости организации, подготовка специалистов, о высокой квалификацией, способных со новые методы труда, принципиальное обно всей трудовых отношений ( трудовых отношений в ), разработка и внедрение новой , прогрессивных ологий, научных исследо, создание среды, необходимой для произво инноваций [1].

В качестве осно параметров ого использования человеческого выделим превышение часов простоя над выработанным временем, олнение овых заданий (снижение о выполняемой работы), снижение работы, нарушение кооперативных по вертикали и горизо между сотрудниками, огласование структурой спроса и предло на рынке в целом (в одном случае требуемое образование оказывается фактического, во втором – наоборот). Среди осно причин ого использования человеческого в научной литературе следующие: несоответствие сложившимся типом ости и требованиями экономического развития, связанными с новым уро трудовых отношений и с использо более совершенных и технологии; низкая труда (резкое со бесплатной и дотирующей со затрат на рабочую в процессе реформ создало угрозу воспроизво рабочей силы); социально-экономическое положение организации (не эффективные, неконкурентоспособные организации при благоприятных условиях, способствующих экономическому росту, оказываются неспособными обеспечить по занятость и выполнить необхо социальные гарантии для работников).

Неэффективное использо человеческого капитала одит к распространению отицы, неформальной ости, сопровождается уровнем доходов большей работников и тем самым по их соглашаться на работу в любых усло труда с получения дополнительных отков. В ряде случаев место недоиспользование обязательного человеческого капитала, которое о с несоответствием между уро образования рабо и его профессионально-квалифицированным ом [4].

Недоиспользование человеческого может проявляться следующим образом: работник с высокой формальной подготовкой малоквалифициро видами труда (это о либо с низким качеством образовательной подготовки, либо с нерацио использованием по навыков и знаний) или ость, по которой работает сотрудник, может не соответствовать той, которая была по в учебном [5]. В обозначенных ситуациях по, накопленный работником, не про в полной мере в производственной ости.

Проблема ого использования человеческого была распространена и в историческом прошлом. В СССР уро развития человеческого капитала (преимущественно за высокого образовательного уро) и технических достижений был о из самых высоких в . В то же время эффективность использования трудовых и других произво ресурсов была ой. Это было связано с использованием планово-директивных методов о государственной власти, ом применения которых было неравномерное распределение ресурсов, в т. ч. трудовых.

Помимо того, в административно-командной экономике размеры ставок и должностных окладов жестко овались центром, меры воздействия на онал со стороны предприятий были о. Это приводило к тому, что уро заработной платы работников как вознаграждение за реализацию накопленного потенциала определялся исходя не из их способно и навыков, а с ом политических, отраслевых, ориальных приоритетов народного хозяйства.

Таким образом, анализ тео источников показал :

  • понятие «человеческого капитала» прошло в своем развитии ряд эволюционных этапов (с начала 1960-х гг. и до оящего времени), которые между собой уровнем к исследуемой про, интерпретацией этого понятия, методами, используемыми для оценки как уровня человеческого капитала, так и результатов ости, созданных с использо данного человеческого ;
  • научными исследо подчеркивается не только необходимость изучения запасов человеческого , уровня его развитости, но и анализа его структуры, выделения основополагающих компонентов, к числу которых относят образо достижения .

В то же время по результатам выявлены:

  • функции формирования человеческого , которые заключаются в со производительных способностей , познании окружающей действительности, удовлетворении ологических и духовных потребностей ;
  • ключевые этапы формирования человеческого : формиро базового капитала и формиро капитала, основанного на профессиональной подготовке;
  • факторы, на формиро человеческого капитала: личностные способности учащихся, уро образования родителей, воспроизводство ого и психического здоровья населения, до и качественная медицинская помощь, о профессионального образования, наука и инновационная деятельность, высокий уровень и др.;
  • условия, способствующие эффективному использованию человеческого : гибкая система о труда работников, барьеров, препятствующих профессиональной и территориальной мобильности, подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией; ое обновление всей трудовых отношений (превращение трудовых отношений в партнерские), разработка и новой техники, прогрессивных технологий, результатов исследований, со среды, необходимой для производства инноваций;
  • параметры неэффективного использования человеческого : снижение объема выполняемой работы, снижение качества работы, кооперативных связей сотрудниками, рассогласование структурами спроса и предложения на рынке труда.