Актуальность работы. Термин «перфекционизм» произошел от латинского «perfectio» - совершенство и в самом широком его значении определяется как стремление к совершенству и безупречности. В последнее время это самое стремление стало весьма распространенно среди населения, особенно в среде молодых людей, которые получают высшее образование и имеют творческие направленность личности и способности. И каждый такой молодой представитель общества говорит с долей гордости о том, что он является перфекционистом. Возможно, это происходит из – за поверхностной осведомленности о сути самого явления перфекционизма, которая весьма противоречива. С одной стороны, о нем высказывают мнение, о том, что перфекционизм может рассматриваться в качестве источника основной мотивационной силы человека. Но также анализ работ, таких ученых, как А.Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм, Р. Уайт, К. Хорни говорит о том, что роль перфекционизма в картине личности не так однозначна - потребность в совершенстве может являться невротической, становясь при этом фактором развития эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации [12]. Поэтому перфекционизм традиционно связывают с таким стремлением личности, как невротическое, характеристиками которого являются постоянные беспокойство и напряженность и соматические проявления в виде головных болей, аритмии, головокружении и т.д., что несомненно выступает преградой для человека на пути к нормальному функционированию и становится причиной дезадаптации. В процессе работы и обучения весьма важным является социальная адаптация человека, особенно в периоды повышенной напряженности, такие как подготовка к сдаче проекта, экзамена или курсовой работы. А выражающееся в постоянном недовольстве своей работой и желании контролировать все каждый аспект дела стремление к совершенству не позволяет продуктивно работать, так как требует значительных затрат от человека. Таким образом, можно заключить, что актуальность исследования выражается в важности определения уровня перфекционизма и выявления его ненормативной направленности, т.е. перехода к невротическому стремлению к совершенству, как фактора, влияющего на адапацию человека в период напряженной работы.
Цель исследования: изучить уровень перфекционнизма и уровня невротизации личности студента факультета психологии, выявить их взаимосвязь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу по данной тематике.
- Выдвинуть гипотезу о взаимосвязи уровня перфекционизма и невротизации личности.
- Подобрать методы и методики исследования, соответствующие теме.
- Эмпирически исследовать уровень перфекционизма и невротизации личности.
- На основе полученных данных сделать заключение о взаимосвязи изучаемых личностных показателей и сравнить с ранее выдвинутой гипотезой.
Объектом исследования выступают студенты 3 курса факультета психологии в возрасте от 19 до 23 лет женского пола в количестве 10 человек.
Предмет исследования: показатели уровня перфекционизма и уровня невротизации личности студентов 3 – го курса факультета психологии.
Гипотеза исследования состоит в том, что уровень перфекционизма влияет на уровень невротизации личности, что говорит о том, что для обследуемого характерен невротический тип перфекционизма, который влияет на его способность к адаптации в ситуациях напряженной работы.
Методики исследования, применяемые в данной работе:
- Общий показатель перфекционизма (Холмогорова, Гаранян)
- Уровень невротизации (В. Бойко)
В современной отечественной и зарубежной психологической науке активно изучается феномен перфекционизма. В начале психиатры рассматривали перфекционизм только как патологию. Они считали, что следует разделять мотивацию достижения и навязчивое стремление достичь идеала. Однако, со временем их взгляды изменились, и перфекционизм перестали относить только к патологическим чертам личности. Первые феноменологические характеристики перфекционизма отражали тенденцию личности устанавливать чрезмерно высокие стандарты и, как следствие, невозможность испытывать удовлетворение результатами (А. Эллис, Д. Бернс, А. Бек).
Взгляды на перфекционизм в психологии начали формироваться с представления о стремлении к совершенству в русле психоаналитических взглядов. А. Адлер понимал перфекционизм с двух сторон, с одной как врожденное стремление к совершенству, а с другой стороны, как совершенствование личности в целом [1].
З. Фрейд понимал под перфекционизмом невротическое проявление «кажущегося стремления к совершенству», что считал попыткой вытеснения влечений.
Карен Хорни видела перфекционизм как влечение к актуализации идеализированного Я и акцентировала внимание на том, что невротическая личность стремится не только к поправлению, но и полной переработки себя в стремлении к совершенному идеалу [11].
Клинический психолог Холендер в 1978 году в числе первых дал определение перфекционизма как повседневной практики предъявления к себе требований более высокого качества выполнения деятельности, чем того требуют обстоятельства.
В 90-х годах ХХ века представления о структуре перфекционизма значительно изменились благодаря работе трех групп исследователей: британских клинических психологов под руководством Р.Фроста, канадских ученых, возглавляемых П.Хьюиттом и Г. Флитом и американской группой Р. Слэни и Дж. Эшби [9].
Британские ученые сформировали следующую структуру перфекционизма:
- Личные стандарты;
- Озабоченность ошибками;
- Сомнения в собственных действиях;
- Родительские ожидания;
- Родительская критика;
- Организованность.
Группа исследователей под началом П. Хьюитта и Г. Флита другой вариант перфекционистской структуры, который включает четыре показателя:
- Я-адресованный перфекционизм (изнурительно высокие стандарты, постоянное самооценивание и цензурирование поведения);
- Перфекционизм к другим людям (нереалистичные стандарты для значимых людей, ожидание человеческого совершенства и постоянное оценивание других);
- Перфекционизм к миру в целом (убеждённость в том, что в мире всё должно быть точно, аккуратно, правильно, а все человеческие и общемировые проблемы должны находить правильное и своевременное решение);
- Социально предписываемый перфекционизм (убеждение в том, что другие люди нереалистичны в своих ожиданиях, склонны очень строго оценивать и оказывать давление на индивида с целью заставить быть совершенным).
Американские исследователи выделили четыре основных параметра перфекцинизма:
- Высокие стандарты;
- Склонность к порядку;
- Тревогу;
- Прокрастинацию.
В отечественной психологии вопросами перфекционизма занимаются исследователи Н.Г. Гаранян и А.Б. Холмогорова [5]. Они выделили свою модель структуры перфекционизма и разработали на ее основе оригинальный опросник. В эту модель входят такие параметры как:
- Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими);
- Завышенные притязания и требования к себе;
- Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»;
- Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках;
- Поляризованное мышление.
Психолог Дональд Хамачек (1978) предложил разделение на «здоровый» и «невротический» перфекционизм [13]. Здоровые перфекционисты устанавливают для себя реалистичные стандарты, получают удовлетворение от упорного труда и преодоления испытаний, а главное — трезво оценивают свои способности. Перфекционисты-невротики, наоборот, устанавливают недостижимые стандарты идеала, не признают скромных успехов, всегда недовольны качеством своей работы, считают свои усилия недостаточными. Они также очень ригидны, им сложно перестроиться и взглянуть на ситуацию под другим углом. Страх не оказаться лучшими из лучших становится для них причиной сильнейшего беспокойства.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенного исследования отображены в таблице 1, которая включает показатели использованных методик.
Таблица 1.
Показатели использованных в исследовании методик
№ испытуемого |
Уровень невротизации (В. Бойко) |
Общий показатель перфекционизма (Холмогорова, Гаранян) |
1 |
15 |
36 |
2 |
29 |
59 |
3 |
17 |
58 |
4 |
14 |
49 |
5 |
7 |
53 |
6 |
15 |
59 |
7 |
12 |
37 |
8 |
20 |
27 |
9 |
20 |
36 |
10 |
7 |
56 |
11 |
16 |
58 |
Результаты диагностики уровня невротизации говорят о преобладании пониженного уровня невротизации от общей выборки испытуемых (45%). На втором месте оказалось проявление невротизации среднего уровня (28%). Низкий уровень характерен для меньшего количества испытуемых (18%), и лишь у одного был выявлен повышенный уровень невротизации (9%) (таблица 1).
Высокий уровень невротизации указывает на выраженную эмоциональную возбудимость, которая приводит к негативным переживаниям, таким как раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство и т.п.; на неудовлетворенность желаний, чрезмерную мнительность, упор на личностных недостатках
Низкий уровень невротизации указывает на стабильность эмоциональной сферы, положительный фон переживаний, социальную смелость и легкость в общении [2].
Таблица 2
Результаты диагностики перфекционистских установок
№ испытуемого |
Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими) |
Завышенные притязания и требования к себе |
Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» |
Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках |
Поляризованное мышление |
Общий показатель(показатель испытуемого/средняя норма) |
1 |
10/28, 35% |
7/20, 35% |
5/20, 25% |
5/12, 41,6% |
5/16, 31,3% |
36/48 |
2 |
15/28, 53% |
13/20, 65% |
12/20, 60% |
9/12, 75% |
6/16, 37,5% |
59/48 |
3 |
16/28, 57% |
12/20, 60% |
14/20, 70% |
8/12, 67% |
4/16, 25% |
58/48 |
4 |
11/28, 39% |
13/20, 65% |
12/20, 60% |
5/12, 41,6% |
4/16, 25% |
49/48 |
5 |
15/28, 53% |
12/20, 60% |
5/20, 25% |
7/12, 58% |
10/16,62,5% |
53/48 |
6 |
19/28, 67,8% |
12/20, 60% |
13/20, 65% |
3/12, 25% |
8/16, 50% |
59/48 |
7 |
9/28, 32% |
11/20, 55% |
7/20, 35% |
3/12, 25% |
6/16, 37,5% |
37/48 |
8 |
8/28, 28,5% |
7/20, 35% |
6/20, 30% |
2/12, 16% |
1/16, 6,25% |
27/48 |
9 |
11/28, 39% |
9/20, 45% |
13/20, 65% |
4/12, 33% |
5/16, 31,3% |
35/48 |
10 |
19/28, 67,8% |
12/20, 60% |
14/20, 70% |
5/12, 41,6% |
8/16, 50% |
58/48 |
11 |
20/28, 71,4% |
17/20, 85% |
13/20, 65% |
7/12, 58,3% |
3/16, 18,7% |
56/48 |
Диагностика перфекционистских установок показала следующие результаты: от общей выборки баллы выше среднего по общему показателю имеют 6 испытуемых (54,5%), средние баллы, соответствующие норме имеют 4 испытуемых (36,4%), низкий балл имеет только 1 испытуемый (9,1%) (таблица 2).
В целом результаты общего показателя перфекционистских установок соответствуют остальным шкалам опросника (таблица 2). Так, высокие показатели по шкале «Восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания» указывают на постоянное сравнение себя с другими, страх несоответствия представлениям других людей, боязнь не оправдать ожидания. При этом данная характеристика присуща многим талантливым и много работающим перфекционистам.
Шкала «Завышенные притязания и требования к себе» говорит о требованиях, которые касаются количества и качества выполняемой работы, наличия определенных качеств и умений, стиля поведения.
Такие характеристики как недовольство собой, зависть, сравнение себя с успешными людьми, склонность относить нейтральный материал к собственной личности относятся к шкале «Высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных»».
Шкала «Селектирование информации о собственных неудачах и ошибках» указывает на преувеличенное, неадекватное восприятие неудач и промахов, при этом сопровождающимся обесцениванием успехов в деятельности.
Высокие показатели по шкале «Поляризованное мышление» характеризуются приравниванием незначительной неудачи/ погрешности к провалу и фиаско. Т. е. наблюдается черно-белая оценка результата собственной деятельности по типу «все или ничего». [3]
Анализ полученных данных показывает, что между общим показателем перфекционистских установок и уровнем невротизации отсутствует прямая взаимосвязь (степень корреляционных взаимосвязей r= -0.0727).
Корреляционный анализ проводился по критерию Пирсона.
Но выявлена отрицательная взаимосвязь по шкале «Поляризованное мышление» и уровнем невротизации (степень корреляционных взаимосвязей r=-0,502).
Выводы:
- Для исследуемой выборки характерно преобладание пониженного и среднего уровня невротизации.
- Корреляцонный анализ не выявил значимую зависимость уровня невротизации от перфекционистских установок.
- Была выявлена отрицательная корреляция уровня невротизации и шкалы «поляризованное мышление», т.е. чем ниже уровень невротизации, тем сильнее наблюдается черно-белая оценка результата собственной деятельности по типу «все или ничего».
Результаты данного исследования не подтверждают представления о том, что перфекционистские тенденции приводят к невротизации личности [4]. Однако валидность выборки не позволяет сделать однозначные выводы. Возможно, такие результаты обусловлены отсутствием высокого уровня невротизации и перфекционистских установок в данной выборке. Мы считаем, что необходимо провести исследование с более широким охватом целевой аудитории.