Отсутствует конкретная дата возникновения математики установлено лишь то, что она возникла ещё до нашей эры. Математика как фундаментальная наука применяется практически во всех сферах жизни общества. Формирование и развитие математики началось с тех времен как человек стал использовать числа, например, три апельсина и два банана. Общество стало использовать числа для расчёта времени, дней месяцев, количества тех или иных предметов и т.д. Через некоторое время знания о математике заполнили наш мир. Их применяли в различных видах деятельности, в первую очередь в торговле строительстве, производстве различных предметов, в том числе и оружия [3].
Современному обществу математика весьма необходима так как нас абсолютно со всех сторон охватывают компьютеры и числа. С помощью математики, возможно, анализировать тексты, извлекать информацию и находить смысл. Высокий уровень развития математики нужен для прогресса многочисленных наук. Сложно отыскать подобную сферу, где математика не играла бы практически никакой роли. Военная математика адаптированная к военным нуждам, имелась еще у вавилонян. Многочисленные области современной математики, также получили развитие со стороны военных задач [2].
Попытка использования математики в военном деле обнаруживается еще в древности. В военно-теоретических работах Ксенофонта (Греция), Полибия, Вегепия (Рим), Сунь-цзы (Китай) встречаются элементы количественного подхода к рассмотрению отдельных проблем военного дела. Существенный вклад в формирование математики внёс древнегреческий учёный Архимед (около 287 – 212 до нашей эры), у которого знания механики, физики, военного дела совмещались с использованием математики с целью решения практических задач. Именно Архимед сделал множество открытий в математике и показал, как она применяется в военных целях. Использование математики в баллистике впервые изложено в книгах итальянца Н. Тартальи «Новая наука» (1537), «Вопросы и открытия, относящиеся к артиллерийской стрельбе» (1546) [1].
В конце 18 – начале 19 столетия в связи с ростом производства и совершенствованием вооружения массовых регуляторных армий и флотов наступает обширное применение математических методов в сфере проектирования, исследования и производства вооружения.
А.Н. Крылов удачно применял математический аппарат в теории кораблестроения, а также для расчёта продольных колебаний ствола артиллерийского орудия при выстреле.
Применение математики в аэродинамике, зародившейся связи с необходимостями авиации в начале ХХ века, обеспечило разработку научной теории, и создания методов расчёта подъёмной силы крыла.
В годы Великой Отечественной войны огромный вклад в исследовании военной техники привнесли советские математики. Благодаря трудам М.В. Келдыша, М.А. Лаврентьева, а позже и А.А. Дородницина были решены важные проблемы теоретической и экспериментальной аэродинамики, которые сыграли значительную роль в развитии военной реактивной авиации. Широко известны работы А.Н. Колмогорова по использованию математических методов в теории стрельбы. Группой исследователей под руководством С.А. Христиановича на основе математических расчётов были проведены работы по повышению кучности пороховых реактивных снарядов.
Разработать методы защиты кораблей от минного и торпедного оружия, было доверено Ленинградскому физико-техническому институту. Идею размагничивания предложили и реализовали эксперты во главе с академиком А.П. Александровым, тем самым оказав значительную помощь Военно-Морским Силам [5].
Андрей Николаевич Колмогоров решил проблему повышения эффективности огня артиллерии. Теория вероятностей использовалась для местонахождения самолётов и подводных лодок врага, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками противника.
М.В. Келдышев совместно с командой учёных решил задачу разрушения самолётов из-за вибрации. Сложная математическая теория флаттера обеспечила самолёты надёжной защитой от возникновения вибраций.
История и современное состояние применения математики в военном деле демонстрируют, что связь военной науки и практической деятельности вооруженных сил с математикой есть непрерывно развивающийся во времени объективный процесс. Количество военных задач, решаемых с помощью математических методов и средств автоматизации, особенно в сфере прогнозирования развития военной науки, военной техники и оружия, а также при выработке решений, постоянно растёт [7].
Проанализируем наиболее глубоко математику в военном деле. Математика считается одним из мощных инструментов познания и применения законов вооруженной борьбы в теории и практике военного дела.
Математика способна гарантировать последующее полное формирование военного дела. Математика предоставляет возможность детально проанализировать сущность процессов вооруженной борьбы, раскрыть её количественные закономерности, таким образом, отыскать оптимальные решения и варианты военных действий. Эффективное использование математики в области военного искусства оказалось возможным благодаря применению электронных и вычислительных машин, способных за короткое время решать сложные и трудоемкие задачи, связанные с нахождением оптимальных решений [10].
Смысл использования математических методов в процессах управления боевыми действиями войск состоит в том, чтобы, применяя знания законов, закономерностей и принципов вооруженной борьбы, уменьшить сроки подготовки принимаемых решений и увеличить их качество, достичь существующими силами и средствами лучших итогов военных действий. Использование математических методов в совмещении с электронными вычислительными машинами предоставляет возможность решать задачи подобного рода, обеспечивая довольно стремительный и точный прогноз хода боевых действий с целью рассмотрения любых возможных вариантов решений [9].
Математика в нынешних условиях представляет немаловажную значимость в исследовании вооруженной борьбы и применении обнаруженных зависимостей и закономерностей, которые проявляют свое действие посредством основы военного искусства. Математика дает возможность более полно учитывать и осуществлять данные принципы, с помощью формирования количественных рекомендаций исходя из учета определенных реальных условий боевой деятельности. В этом как раз и кроются возможности математики, так как анализ и учет конкретных количественных изменений могут привести к качественным изменениям. Военное искусство считается средоточием боевого опыта, накопленного на протяжении многочисленных веков [6].
Для того чтобы выявить и установить закономерность вооруженной борьбы, понадобились исследования и анализ многовекового навыка ведения войн. До возникновения электронных вычислительных машин и методов моделирования боевых действий это был единственно верный путь. Однако по мере формирования прикладной математики положение изменяется. Математика предоставляет возможность моделировать боевые действия, а, следовательно, и выявить основные взаимосвязи в процессах ведения вооруженной борьбы [4].
Иными словами, математика предоставляет возможность вскрывать и устанавливать закономерности ведения вооруженной борьбы, используя электронно-вычислительные машины и строя разнообразные модели. Моделирование боевых действий – отличный инструмент в руках военачальников для прогнозирования возможных исходов боевых действий. Если моделирование боевых действий – это универсальные метод, в таком случае прочие математические методы, предоставляют широкие возможности решения частных задач при осуществлении принципов военного искусства.
Применение различных методов оптимизации боевых действий своих войск как раз и является сущностью в использовании математики в военном деле. Задача математики – более точно учитывать количественные изменения. Таким образом, математика и ЭВМ предоставляют командирам абсолютно всех рангов возможность связывать основные философские категории: количество, меру и качество, и тем самым становятся в руках командира важным оружием, призванным помогать ему, достигать успехов в решении поставленных задач. Такая работа помогает понять то, что математика является мощнейшим инструментом познания и применения законов вооруженной борьбы в теории и практике военного дела, кроме того может обеспечить его глубокое развитие [8].
В военной теории и практике используются почти все без исключения разделы современной математики. В жизни существует большое количество ситуаций, где необходимо использование математических знаний. Не только в военных целях, но и в других профессиях. Математика заставляет нас думать, анализировать. В математике вовсе нет лжи, все формулы и теоремы имеют строгое доказательство. Математика развивает способность к логическому мышлению, что дает возможность человеку жить интересно и никогда не скучать. Чем бы мы в дальнейшем ни занимались, что бы мы ни выбирали, знания математики нам будут необходимы.