Рис. 1. Догель В.А. (1882-1955)
Валентин Александрович родился 26.02(10.03).1882 г. в Казани в семье докторанта-гистолога (будущего профессора) А. С. Догеля. Учился сначала в гимназии г. Томска, где его отец заведовал кафедрой гистологии и эмбриологии в университете. В 1900 г. окончил с золотой медалью гимназию при Филологическом институте Петербургского университета. В этом же году поступил в Петербургский университет, где специализировался по Зоотомическому кабинету у проф. В. Т. Шевякова. После окончания университета с дипломом I степени (1904) был оставлен при кабинете для подготовки к профессорскому званию. По примеру учителя Валентин Александрович первоначально занимался в основном протозоологией. Эти занятия увенчались в 1910 г. защитой магистерской диссертации по организации абберантной группе динофлагеллят (Haplozoon), а всего через три года приват-доцент Догель получил степень доктора зоологии за монографию «Материалы по истории развития Pantopoda». В 1913 г. в 31 год в университете ему было присвоено звание профессора, и он возглавил (взамен Шевякова, ушедшего на административную работу) зоотомический кабинет [2].
В 1914 году В.А. Догель, вместе с профессором И.И. Соколовым, совершил путешествие с научной целью в Восточную Африку и Аравию. Во время этой поездки был собран большой научный материал, в частности по простейшим. Это путешествие было увлекательно описано Валентином Александровичем в книгах «Натуралист в Восточной Африке» и «Полгода в тропиках» (1924).
В 1926-1930 гг. Догель возглавлял лабораторию почвенной протистологии в Государственном институте опытной агрономии. С 1930 года и до своих последних дней, Валентин Александрович руководил лабораторией болезней рыб Всесоюзного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства. В.А. Догель – активный участник организации Петергофского естественноисторического института [5].
Не без влияния результатов этой экспедиции В.А. Догель в конце 1929 г. дал согласие на предложение Н.М. Книповича и Л.С. Берга организовать в составе Ленинградского ихтиологического института секцию (позже преобразованную в лабораторию) болезней рыб, первую в СССР научную единицу по проблемам ихтиопатологии.
Первые экспедиции лаборатории болезней рыб на Аральское (1930 г.) и Каспийское (1931-1932 гг.) моря дали огромный материал не только по паразитофауне пресноводных рыб СССР, но и по влиянию факторов среды на распространение, биологию и численность паразитов. Эти экспедиции дали возможность отработать методику изучения паразитов рыб, изложенную в специальной статье (1933), до сих пор не утратившей своего значения; с ней обязан ознакомиться каждый начинающий ихтиопаразитолог [4].
Главным в новой концепции, развиваемой Валентином Александровичем в 1920–1950-е гг., был принципиально новый подход к самому феномену паразитизма, его изучению с экологической позиции. Это дало возможность ученому и его последователям рассматривать паразитофауну как своеобразный биоценоз. Вытекающая отсюда необходимость в изучении паразитических организмов как биоценотической совокупности поставила развитие паразитологии на новый методологический фундамент. Эти идеи оказались в высшей степени плодотворными. Уже в наше время сложилась тесная связь между паразитологическими и биогеоценологическими исследованиями. Именно благодаря этой связи определилось новое положение паразитологии (паразитоценологии) как части комплексной науки биоценологии [1; 5].
В процессе работы над курсом сравнительной анатомии беспозвоночных у Валентина Александровича сложилась новая оригинальная концепция относительно морфофизиологических закономерностей в эволюции животного мира. Речь идет о процессе олигомеризации гомологичных органов как одном из путей прогрессивной эволюции животных. Оценивая количественно эволюционные преобразованиям животных в зависимости от уровня их организации, Догель установил, что на одноклеточном уровне эволюционный прогресс связан с полимеризацией органов. На уровне же многоклеточной организации эволюционное развитие приводит к уменьшению числа гомологичных органов и сопровождается их высокой прогрессивной дифференцировкой. Этот процесс был назван В.А. Догелем олигомеризацией. Для наименее развитых групп многоклеточных организмов, располагающихся в «основе стволов филогенетического древа» и образующих, по образному выражению Догеля, «исходный фонд олигомеризации», закладка органов носит множественный и, в большинстве своем, неупорядоченный характер. Следующая же ступень эволюции связана обычно с уменьшением числа органов и их гистологической и функциональной дифференцировкой [5; 6].
Нельзя не отметить интерес В.А. Догеля к закономерностям распространения паразитов. Еще перед самой Великой Отечественной войной совместно с сотрудниками лаборатории болезней рыб ГосНИОРХ он приступил к подготовке карт распространения наиболее массовых и патогенных паразитов рыб. Эти карты составили целый атлас, размноженный в небольшом числе экземпляров и широко использованный для эпизоотологической оценки предложений по акклиматизации рыб.
Для всей научной деятельности В.А. Догеля характерной чертой всегда была тесная связь с практикой.
Рис. 2. В.А. Догель со своим «боем» (Кения, 1914 г.)
Все экспедиции по изучению паразитофауны рыб заканчивались передачей органам рыбного хозяйства заключения об эпизоотическом состоянии обследованного водоема, давались рекомендации по его улучшению, по предупреждению массовых заболеваний. В своих книгах он развивает мысль о необходимости выращивания рыб в оптимальных условиях среды: в таких условиях рыба реже подвергается заболеваниям.
В.А. Догель принимал в 1926 г. участие в съезде в Москве вместе с Е.Н. Павловским и К.И. Скрябиным [3].
Рис. 3. Участники московского съезда по борьбе с гельминтозам 1926 г.: Е.Н. Павловский, К.И. Скрябин и В.А. Догель
Сложилось так, что его имя приобрело известность и привлекло последователей из числа иностранных паразитологов только после его кончины. Этому способствовал выход за рубежом перевода ряда его книг и в первую очередь его «Общей паразитологии». Опубликование этой книги сперва на немецком (1963), а затем на английском (1964) языках вызвало многочисленные положительные отклики. До сих пор она широко используется паразитологами многих стран [4].
Проф. В. А. Догель скоропостижно скончался 1 июня 1955 г. и был похоронен на Литераторских мостках Волкова православного кладбища. Могила сохранилась с измененным дизайном (барельефом).