Уже не для кого, не секрет, что автомобили вплотную вошли в наш жизненный обиход. Автомобиль дает много преимуществ своему владельцу в плане перемещения. В период СССР производство автомобилей в стране было не большим, так как автопром был только отечественным. После распада СССР в России произошла стагнация зарубежных автопроизводителей, после чего количество автомобилей значительно возросло. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» количество автомобилей в нашей стране достигло больших величин, по состоянию на 1 июля 2017 года их количество составило до 50 миллионов. Это повлекло за собой проблему утилизации старых вышедших из эксплуатации автомобилей.
Статистика МВД России свидетельствует о том, что половина эксплуатируемых в стране автомобилей старше 10 лет, а количество брошенных на городских улицах, дворах и пустырях машин достигает по скромным оценкам 400 000 единиц (рисунок 1).[1]
Оставленные выведенные из эксплуатации автомобили наносят большой вред окружающей среде. Горюче-смазочные материалы, содержащиеся в системе питания, охлаждения, смазки авто, тормозной системы; содержание свинца, электролита, лития, никеля и других тяжелых металлов в аккумуляторных батареях, попадая в почву, и атмосферу наносят ущерб живой природе. Содержание большого количества пластмассы в конструкции современных автомобилей, а также деталей и узлов, покрывающихся коррозией, загромождают улицы.
Особенно важно, что в современных автомобилях всё в большей степени преобладают электронные системы такие как, датчики, электронные блоки, актуаторы, сервоприводы и другие исполнительные механизмы и системы нейтрализации отработавших газов, например, каталитический нейтрализатор, мочевины. В конструкциях данных систем используют дорогие металлы: палладий, титан, медь, серебро, платина и прочие, находящиеся на нашей планете в ограниченном количестве, что обуславливает переработку этих металлов из старых не эксплуатируемых утилизируемых автомобилей и их компонентов на новый автотранспорт.
Рисунок 1. Брошенные автомобили[3]
Значительное увеличение автопарка ведет и к существенному потреблению материальных ресурсов. Исходя из выше сказанного, утилизация автомобилей должна происходить в направлении переработки и последующего их использования.
В нашей стране нет законов регулирующих отношение к автомобилям как к источникам вторичных ресурсов.[4] Из этого следует, что многокомпонентные отходы, к которым относится автомобиль, в России перерабатываются не значительно, так как доступность первичного сырья и низкая его стоимость не делает привлекательным использование отходов. В большинстве случаев автомобили перерабатываются традиционным способом, то есть подвергаются прессованию со всеми внутренностями, которые можно использовать в качестве вторичного сырья (рисунок 2).
Рисунок 2. Традиционная утилизация автомобилей[3].
Утилизация автомобилей в России начала развиваться совсем не давно и уже столкнулась с такими проблемами как:
· Отсутствие развитой нормативно правовой базы;
· Недостаточное финансирование;
· Небольшое количество заводов по утилизации;
· Плохая мотивация населения;
· Скудная реклама такой услуги.[1]
Многие автопроизводители предлагают программы по утилизации, согласно которым можно утилизировать старый автомобиль и получить скидку на новый. Однако данная программа имеет свои трудности, такие как, сильная уценка автомобиля дилерами, вследствие чего людям приходится, перепродают автомобиль целиком, а также скидка, составляющая минимальный процент от стоимости.
В России имеется всего 5 крупных заводов по утилизации автомобилей, большинство из которых находятся в центральной её части, к западу от Уральских гор, и в Новосибирске. Этот показатель является довольно маленьким для большой страны. По подсчетам экспертов для переработки автомобильного хлама в нашей стране необходимо иметь минимум 30 крупных заводов.
На диаграмме 1 представлено положение с рециклингом за рубежом.[6]
Диаграмма 1. Количество заводов по утилизации за рубежом, шт
Основываясь на данных диаграммы 1 можно сделать вывод, что на сегодняшний день Россия далека от зарубежных стран по утилизации автомобилей.
К сожалению, приходится констатировать, что на настоящий момент отслужившие свой срок автомобили никому не нужны, их утилизация происходит стихийно, никакой государственной системы авторециклинга в стране нет. [5] В большинстве регионов нашей страны сбор автомобилей в утилизацию полностью отсутствует. Также стоит отметить, что с каждым годом конструкция автомобиля совершенствуется и добавляются новые компоненты, что требует улучшения системы утилизации и впоследствии новых технологий для переработки данного вида автотранспорта. В качестве примера можно привести автомобили с гибридной силовой установкой, электромобили.
Из всего вышесказанного, я считаю, что для защиты нашей окружающей среды, рационального использования материальных и трудовых ресурсов необходимо принять меры по утилизации большого количества автомобилей. Эти меры будут состоять из последовательно спланированных шагов:
1. Подготовка нормативно-правовой, экономической, социальной базы, которая будет учитывать интересы производителей, потребителей и переработчиков старых выведенных из эксплуатации автомобилей;
2. Обеспечение государственной экономической поддержки бизнеса по утилизации, введение налоговых льгот, денежное субсидирование данного рода бизнеса, права пользования льготными тарифами по транспортной перевозке;
3. Введение привлечения владельцев брошенных старых автомобилей к ответственности, стимулирование населения для сдачи авто в утиль с последующей покупкой нового на выгодных условиях;
4. Заложение строительства крупных заводов по переработке автомобилей и их компонентов подлежащих дальнейшей утилизации;
5. Организация пунктов по приему утилизированных автомобилей и подетальной их разборке, отсеивание каждого узла (системы) отдельно и выявление рабочих для их последующей продажи автовладельцам, ремонтирующих свои автомобили или автомастерские;
6. Организация пунктов прима авто компонентов отдельно (аккумуляторных батарей, отработавшего масла и масляных фильтров, воздушных фильтров, колесные диски и шины и др.);
7. Также для развития данной отрасли, занимающейся утилизацией старых неэксплуатируемых автомобилей, необходимо ввести технический регламент, который будет предусматривать следующее:
- требование к конструкции автомобиля, способствующее его наиболее рациональной утилизации;
- требования к организациям, занимающимся сбором, разборкой, транспортировкой, утилизацией вышедших из строя автомобилей и его компонентов;
- порядок снятия с регистрационного учета и федеральной налоговой службе автомобилей подлежащих утилизации.
Осуществление в России приведенных выше мер будет способствовать улучшению экологической обстановки в стране, развитию нового вида бизнеса, рационального использования материальных ресурсов, открытию новых рабочих мест.