Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE ROLE OF MOODLE IN THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK

Kokareva M.E. 1 Pasechnik A.S. 1 Egorova M.I. 1 Gordeev K.S. 1 Zhidkov A.A. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin
Independent work is an important part of the educational process. With the advent of new technologies and the organization of the educational process is changing, more time was devoted to contact independent work. It is important to note that when performing a task, questions may arise and the electronic educational environment allows you to get a quick response to them. There are several electronic educational systems and just one of the widely appeared electronic systems allowing to organize teachers this kind of activity. This is a new round in the development of education and is now increasingly paying attention to this aspect, trying to improve it. This makes it possible to organize distance learning and to students, even if they are not in an educational institution to receive an education, which saves time and allows for the most convenient time for students to perform a task. The systems used are Moodle. The role of Moodle in the organization of independent work is a very important component of the organization of modern education, which must meet international standards and become more and more effective. This article analyzes the application of the Moodle system, the advantages and aspects of using this system in organizing independent work of students.
moodle
independent work
electronic environment
e-course
educational process.

С момента введения многоуровневого образования как никогда раньше актуализировалась проблема организации, сопровождения и поддержки самостоятельной работы студентов, и поэтому особую значимость в практике использования в современном высшем образовании приобретают такие формы и методы работы преподавателя,  которые поощряют и реализуют самостоятельность и творчество студентов. Поэтому, разумно говорить об информационном и учебно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов, являющееся более широким понятием, которое представляет собой дидактический комплекс форм, методов и средств обучения, учебно-методических рекомендаций по планированию, организации  и контролю контактной самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа – это вид учебно-познавательной деятельности, который выполняется обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Или же организуемый преподавателем опосредованно через определенные учебные материалы. Также это обязательное неотъемлемое звено процесса обучения, которое предусматривает, прежде всего, индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой учебника,  преподавателя или программы обучения. Самостоятельная работа может осуществляться во внеаудиторное время (дома, в специально оборудованном месте, например, лаборатории) и на аудиторных занятиях. Она может быть коллективной, парной или индивидуальной. Учебные материалы для проведения самостоятельной работы организуются таким образом, что компенсируют отсутствие непосредственного контакта с преподавателем и поэтому на них возлагают функции управления работой учащихся. [4]

Самостоятельная работа студентов делится на бесконтактную самостоятельную работу и контактную самостоятельную работу. Контактная самостоятельная работа – это устроенные формы учебной деятельности по освоению конкретной образовательной программы, в том числе и с применением электронного обучения, которые предполагают непосредственный контакт обучающихся с преподавателем.

Важность этого вида учебной деятельности обуславливается с ее новой ролью: она понемногу становится ведущей формой организации учебного процесса. В результате такой формы деятельности студентов происходит процесс приобретения, закрепления и структурирования знаний. На данный момент роль самостоятельной работы настолько возросла, что её приходится специально планировать, создавать для неё специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы.

Для наиболее результативного сопровождения организации данного вида работы обучающихся нужна программная среда по изучаемой дисциплине, которая является логическим продолжением теоретических занятий. Один из способов решения данной проблемы - это создание электронных курсов в системе Moodle.

Moodle - электронная среда, которая предназначена для разработки и редактирования электронных курсов и управления обучением. Которая была разработана австралийским ученым Мартином Дугиамасом. Курс, который был создан в системе Moodle, представляет большой набор интерактивных элементов, систематизированных в учебные модули по темам или датам обучения. Особая роль при разработке дидактического модуля как средства организации самостоятельной работы студентов отводится оперативной обратной связи. Система Moodle уже применяется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти что на 80 языков, в том числе и на русский. [9].

Электронная система  Moodle предоставляет  большие возможности  для  взаимодействия и коммуникации нескольких участников образовательного процесса:

  • реализация информативно-консультативной  обратной  связи  между студентом и преподавателем посредством модуля личных сообщений;
  • коллективное формирование учебных материалов и электронных документов на основе баз данных, wiki-технологий [3].

Самостоятельная работа в системе Moodle необходима для:

  • закрепления, обобщения и систематизации, полученных на теоретических занятиях, знаний, а так же практических умений;
  • расширения и углубления теоретических знаний;
  • вырабатывания умений применить правовую, справочную, нормативную документацию, а также специальную литературу;
  • формирования творческой инициативы, познавательных способностей самостоятельности, ответственности, организованности и активности обучающихся;
  • формирования способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, самостоятельности мышления;
  • развития и применения на практике исследовательских умений. [5]

Курс по конкретной изучаемой дисциплине предоставляет студентам все новые-новые возможности, например, существует возможность не только в любое время просматривать весь нужный студенту материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование по изучаемой дисциплине, проверить полученные знания, ознакомиться с дополнительной литературой и источниками, которые в свою очередь соответствуют темам данной дисциплины. [8] В таком случае обучающиеся имеют возможность также применить различные дополнительные элементы при изучении дисциплины:

  • глоссарий
  • вики
  • анкетный опрос
  • опрос в режиме голосования
  • чат
  • форум
  • и др.[1]

Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе. Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов. Дискуссии и коллективная работа могут быть проведены с помощью форумов и чатов. Чаты, опросы и форумы можно применить для того, чтобы получить обратную связь в группах.

В Moodle используются следующие роли:

  • Администратор (лицо, которое может делать все действия на сайте и в любом созданном курсе);
  • Создатель курса (тот, кто может создать курс и организовать учебную деятельность в нем);
  • Учитель (он может многое делать внутри курса, редактировать сам курс и его материалы);
  • Учитель без права редактировать (тот, кто может обучатьчить студентов, а так же оценивать их работу);
  • Студент (тот, кто проходит обучение в курсе и имеет доступ к материалам курса)
  • Гость (лицо, которое может иметь доступ к каким-либо курсам при получении разрешения администратором или создателями курса гостевого доступа). [7]

Электронная среда Moodle позволяет использование в качестве ресурсов модуля различные форматы электронных документов. Главными преимуществами Moodle являются:

  • генерирование индивидуальной программы обучения, выбор скорости, места и времени внеаудиторной и аудиторной работы;
  • наглядное представление учебного материала и четкая структуризация;
  • хранение выполненных работ студентов портфолио;
  • ведение активности и посещаемости студентов;
  • проверка контроля успеваемости и знаний студентов;
  • и др. [2].

Среда Moodle при ее использовании предоставляет:

  • определить дату и время начала и окончания сроков сдачи определенных заданий, работ или тестов;
  • ограничить время ответа, это позволяет определить количество времени, в пределах которого студентам разрешается делать выбор ответа. Если же  нет   необходимости   ограничивать   по   времени   выбор   ответа,   то   эту  установку можно не включать;
  • показать результаты, то есть можно определить, когда объявить результаты работы студентам. Доступ к результатам также можно указать или не указать. [6]

Таким образом, c появлением многоуровневого образования информационно - коммуникационные технологии, которые позволяют существенным образом расширить возможности образовательного процесса, приобрели особую значимость в образовании и сделали его содержательнее и эффективнее.