Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE RELATIONSHIP OF PERSONAL CHARACTERISTICS WITH THE TYPES OF COPING STRATEGIES IN GIRLS INVOLVED IN TABLE TENNIS AND SWIMMING

Klenyushina V.D. 1
1 of the "Khakassia state University. N. F. Katanov", Abakan.
This article is Klenyushina Veronika Dmitrievna devoted to the study of the relationship of personal characteristics with the methods of the coping strategies of girls going in for table tennis and swimming. To conduct the study, the author has put forward an experimental hypothesis, the interviewed girls of different sports, have been used techniques to identify ways of coping behaviour and personality characteristics of athletes. To achieve this goal, the following methods were used: "questionnaire on coping methods" (R. Lazarus, S. Falkman), "16-factor personality questionnaire" (R. B. Ketell), as well as a statistical package of the SPSS-20 program (Mann-Whitney criterion, Spearman correlation). The study involved 20 subjects of youthful age from 16 to 19 years. 10 tennis players engaged in tennis for at least 7 years and 10 girls involved in swimming for at least 7 years. Based on the results of the study, conclusions were formulated, which reflect the main methods of coping behavior that are characteristic of tennis players and swimmers, as well as their personal characteristics. The results of the study can be used by persons professionally oriented to work with athletes engaged in different sports.
athletes
personal characteristics
coping strategies
sporting activities.

На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностями, главными из которых  являются: соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;  напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата; систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность [5].

Копинг-поведение - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм [1].

Индивидуальный вид спорта ведет к закреплению осознания вклада собственной личности в решение проблемы и ориентирует спортсмена на действия по изменению ситуации. Спортсмены, специализирующиеся в командных видах спорта склонны проявлять эмоционально-ориентированные стратегии совладания. Показатели копинг-стратегий у высококвалифицированных спортсменов в индивидуальном виде спорта отражают признаки напряжения в связи с ростом спортивного мастерства. Копинг-стратегии в командном виде спорта не зависят от спортивной квалификации [2].

Целью исследования было установление взаимосвязи личностных особенностей со способами копинг-стратегий у девушек юношеского возраста, занимающихся настольным теннисом и плаванием. Мы предположили, что девушки юношеского возраста, занимающиеся настольным теннисом, характеризуются нормативностью поведения, практичностью, эмоциональной устойчивостью, используют стратегию поведение – принятие ответственности, в то время как пловчихи характеризуются сдержанностью, подчиненностью, подверженностью чувствам и используют стратегию поведения-самоконтроль.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: «Опросник о способах копинга" (Р.Лазарус, С.Фолкман), "16-ти факторный личностный опросник" (Р.Б.Кетелл), а так же статистический пакет программы SPSS-20 (критерий Манна-Уитни, корреляция Спирмена).

В  исследовании приняли участие 20 испытуемых юношеского возраста от 16 до 19 лет. 10 теннисисток, занимающихся теннисом не менее 7 лет и 10 девушек, занимающихся плаванием так же не менее 7 лет.

При исследовании способов копинг-поведения у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Особенности способов копинг-стратегий девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием

Типы

 

Испытуемые

Конфрон-тация

 

 

Дистанцио-нирование

Само-контроль

Поддержка

Ответст-венность

Избегание

Проблемы

Переоценка

Девушки, занимающиеся настольным теннисом

9,55

9,30

7,90

9,30

9,45

10,25

10,35

9,55

Девушки ,занимающиеся

плаванием

11,45

11,70

13,10

11,70

11,55

10,75

10,65

11,45

P

0,469

0,363

0,049*

0,358

0,423

0,849

0,909

0,470

Примечание: p 0,05* p 0,01**

Исходя из результатов исследования копинг-стратегий девушек,  занимающихся настольным теннисом и плаванием, по шкале самоконтроля были выявлены статистически значимые различия. Так для теннисисток характерно преодоление негативных переживаний за счет целенаправленного подавления и снижения эмоций, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. Пловчихи, характеризуются приданием большого значения эмоциям, в преодолении негативных переживаний в связи с  проблемой.

При исследовании личностных особенностей девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. Таблицу 2):

Таблица 2

Личностные особенности  девушек, занимающихся  настольным теннисом и плаванием

Типы

 

Испытуемые

А

 

B

C

E

F

G

H

I

Девушки, занимающиеся настольным

теннисом

10,35

8,00

8,80

7,90

8,30

10,10

8,80

11,20

Девушки, занимающиеся плаванием

10,50

13,00

12,20

13,10

12,70

10,90

12,20

9,80

P

0,909

0,051*

0,190

0,044*

0,091~

0,758

0,193

0,591

Продолжение таблицы 2

Типы

 

Испытуемые

L

 

 

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

MD

Девушки, занимающиеся настольным теннисом

8,70

9,50

12,45

10,60

8,20

9,55

10,15

10,30

10,50

Девушки, занимающиеся плаванием

12,30

11,50

8,55

10,40

12,80

11,45

10,85

10,70

10,50

P

0,167

0,445

0,132

0,939

0,070~

0,468

0,789

0,878

1,000

Примечание: а- общительность; в- интеллект; с- эмоциональная устойчивость; е-подчиненность; f-сдержанность; g- подверженность чувствам -высокая нормативность поведения; h- смелость; i- чувствительность; l-доверчивость; m-практичность; n-дипломатичность; o-тревожность; q1-радикализм; q2- конформизм; q3-высокий самоконтроль; q4- расслабленность; md-адекватность самооценки; p 0,05* , p 0,01**, ~- тенденция

Исходя из результатов исследования личностных особенностей девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, по факторам интеллекта и доминантности были обнаружены статистически значимые различия. Так, для теннисисток характерна абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость, а так же они самоутверждающиеся, независимые, руководствуются собственными правилами поведения, не признают авторитета. Пловчихи характеризуются конкретностью и ригидностью мышления, они скромные, покорные, мягкие, уступчивые, стремящиеся к соблюдению корректности и правил.

Проведенное исследование по выявлению взаимосвязи личностных особенностей со способами копинг-стратегий у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, позволяет сформулировать следующие выводы:

1) Для теннисисток с  высоким уровнем интеллекта и с высоким уровнем чувствительности, свойственно переживание проблемы за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, целенаправленного подавления и снижения эмоций, высокого контроля поведения и стремления к самообладанию, признания своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, а так же за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, социальной и действенной поддержки. Для теннисисток характерна абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость, они самоутверждающиеся, независимые, руководствуются собственными правилами поведения, не признают авторитета.

2) Практичные пловчихи переживают негативные эмоции за счет целенаправленного анализа ситуации и выработки стратегии разрешения проблемы, признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, переживают проблемы за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации, а так же за счет высокого контроля поведения и стремления к самообладанию. Пловчихи скромные, покорные, мягкие, уступчивые, стремящиеся к соблюдению корректности и правил, им характерна конкретность и ригидность мышления.