На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностями, главными из которых являются: соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником; напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата; систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность [5].
Копинг-поведение - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм [1].
Индивидуальный вид спорта ведет к закреплению осознания вклада собственной личности в решение проблемы и ориентирует спортсмена на действия по изменению ситуации. Спортсмены, специализирующиеся в командных видах спорта склонны проявлять эмоционально-ориентированные стратегии совладания. Показатели копинг-стратегий у высококвалифицированных спортсменов в индивидуальном виде спорта отражают признаки напряжения в связи с ростом спортивного мастерства. Копинг-стратегии в командном виде спорта не зависят от спортивной квалификации [2].
Целью исследования было установление взаимосвязи личностных особенностей со способами копинг-стратегий у девушек юношеского возраста, занимающихся настольным теннисом и плаванием. Мы предположили, что девушки юношеского возраста, занимающиеся настольным теннисом, характеризуются нормативностью поведения, практичностью, эмоциональной устойчивостью, используют стратегию поведение – принятие ответственности, в то время как пловчихи характеризуются сдержанностью, подчиненностью, подверженностью чувствам и используют стратегию поведения-самоконтроль.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: «Опросник о способах копинга" (Р.Лазарус, С.Фолкман), "16-ти факторный личностный опросник" (Р.Б.Кетелл), а так же статистический пакет программы SPSS-20 (критерий Манна-Уитни, корреляция Спирмена).
В исследовании приняли участие 20 испытуемых юношеского возраста от 16 до 19 лет. 10 теннисисток, занимающихся теннисом не менее 7 лет и 10 девушек, занимающихся плаванием так же не менее 7 лет.
При исследовании способов копинг-поведения у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. Таблицу 1):
Таблица 1
Особенности способов копинг-стратегий девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием
Типы
Испытуемые |
Конфрон-тация
|
Дистанцио-нирование |
Само-контроль |
Поддержка |
Ответст-венность |
Избегание |
Проблемы |
Переоценка |
Девушки, занимающиеся настольным теннисом |
9,55 |
9,30 |
7,90 |
9,30 |
9,45 |
10,25 |
10,35 |
9,55 |
Девушки ,занимающиеся плаванием |
11,45 |
11,70 |
13,10 |
11,70 |
11,55 |
10,75 |
10,65 |
11,45 |
P |
0,469 |
0,363 |
0,049* |
0,358 |
0,423 |
0,849 |
0,909 |
0,470 |
Примечание: p ⩽ 0,05* p ⩽ 0,01**
Исходя из результатов исследования копинг-стратегий девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, по шкале самоконтроля были выявлены статистически значимые различия. Так для теннисисток характерно преодоление негативных переживаний за счет целенаправленного подавления и снижения эмоций, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. Пловчихи, характеризуются приданием большого значения эмоциям, в преодолении негативных переживаний в связи с проблемой.
При исследовании личностных особенностей девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. Таблицу 2):
Таблица 2
Личностные особенности девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием
Типы
Испытуемые |
А
|
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
Девушки, занимающиеся настольным теннисом |
10,35 |
8,00 |
8,80 |
7,90 |
8,30 |
10,10 |
8,80 |
11,20 |
Девушки, занимающиеся плаванием |
10,50 |
13,00 |
12,20 |
13,10 |
12,70 |
10,90 |
12,20 |
9,80 |
P |
0,909 |
0,051* |
0,190 |
0,044* |
0,091~ |
0,758 |
0,193 |
0,591 |
Продолжение таблицы 2
Типы
Испытуемые |
L
|
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
MD |
Девушки, занимающиеся настольным теннисом |
8,70 |
9,50 |
12,45 |
10,60 |
8,20 |
9,55 |
10,15 |
10,30 |
10,50 |
Девушки, занимающиеся плаванием |
12,30 |
11,50 |
8,55 |
10,40 |
12,80 |
11,45 |
10,85 |
10,70 |
10,50 |
P |
0,167 |
0,445 |
0,132 |
0,939 |
0,070~ |
0,468 |
0,789 |
0,878 |
1,000 |
Примечание: а- общительность; в- интеллект; с- эмоциональная устойчивость; е-подчиненность; f-сдержанность; g- подверженность чувствам -высокая нормативность поведения; h- смелость; i- чувствительность; l-доверчивость; m-практичность; n-дипломатичность; o-тревожность; q1-радикализм; q2- конформизм; q3-высокий самоконтроль; q4- расслабленность; md-адекватность самооценки; p ⩽ 0,05* , p ⩽ 0,01**, ~- тенденция
Исходя из результатов исследования личностных особенностей девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, по факторам интеллекта и доминантности были обнаружены статистически значимые различия. Так, для теннисисток характерна абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость, а так же они самоутверждающиеся, независимые, руководствуются собственными правилами поведения, не признают авторитета. Пловчихи характеризуются конкретностью и ригидностью мышления, они скромные, покорные, мягкие, уступчивые, стремящиеся к соблюдению корректности и правил.
Проведенное исследование по выявлению взаимосвязи личностных особенностей со способами копинг-стратегий у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, позволяет сформулировать следующие выводы:
1) Для теннисисток с высоким уровнем интеллекта и с высоким уровнем чувствительности, свойственно переживание проблемы за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, целенаправленного подавления и снижения эмоций, высокого контроля поведения и стремления к самообладанию, признания своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, а так же за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, социальной и действенной поддержки. Для теннисисток характерна абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость, они самоутверждающиеся, независимые, руководствуются собственными правилами поведения, не признают авторитета.
2) Практичные пловчихи переживают негативные эмоции за счет целенаправленного анализа ситуации и выработки стратегии разрешения проблемы, признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, переживают проблемы за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации, а так же за счет высокого контроля поведения и стремления к самообладанию. Пловчихи скромные, покорные, мягкие, уступчивые, стремящиеся к соблюдению корректности и правил, им характерна конкретность и ригидность мышления.