Образовательное пространство периодически претерпевает изменения, что заставляет искать все более инновационные методы и формы обучения. Умения и навыки в столь изменяющемся обществе становятся важнее знаний. Формирование компетенции стало неотъемлемой частью становления специалиста.
Многие учебные заведения уже активно используют метод проектов. Данный метод можно определить как модель учебного процесса, направленная на самореализацию каждого обучающегося по средствам развития его творческих, интеллектуальных способностей в процессе создания некого «продукта». Метода проектов предполагает процесс активного познания.
На сегодняшний день, данный метод нельзя назвать инновационным, но он является весьма актуальным в рамках Федеральных Образовательных стандартов, определяющих основной результат образования, как процессе индивидуального личностного развития, достигаемого за счет освоения предметных и универсальных способов действий, так называемая способность к развитию «компетентности к обновлению компетенции»
Метод проектов возник в начале XX века в США под названием метод проблем. Он был связан с идеями гуманистической направленности. Его автором стал педагог и философ Дж. Дьюи. Основная идея метода состояла в ориентации учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, получаемый в ходе решения той или иной проблемы. Автор говорил о том, что есть внешний результат – это некий продукт творчества и внутренний – это получаемый опыт, формирующий умения и знания, ценности и компетенции.
В России изучение и попытки внедрения метода проектов велись еще в 1905 году группой педагогов во главе с С.Т. Шацким. После революции данный метод получил распространение благодаря Н.К. Крупской. Учебные проекты должны были содержать общественно полезные дела (например, проект "Поможем нашему заводу-шефу выполнить промфинплан"). В образовательном процессе проектная деятельность вышла на первый план, тем самым нанося ущерб общей подготовки и личному развитию учащихся. В результате метод проектов был осужден и вытеснен из образовательной среды страны.
Возвращение метода проектов произошло в девяностые годы двадцать первого века. Это было связано с внедрением ИКТ (информационно коммуникационных технологий) в обучающий процесс.
Использованию метода проектов в системе образования посвящены работы Н.А. Барыковой [1], С.И. Горлицкой [2], И.И. Джужука [3], Н.Ю. Пахомовой [6], Е.С. Полат [7], Д.А. Слинкина [8], А.Ю. Уварова [9], М.С. Чвановой [10] и многих других.
После того, как компетентностный подход вошел в сферу образования, произошло формирование и введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. В них важная роль отводится формированию таких важных качеств выпускника, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность. А еще сегодня крайне необходимы выпускнику мобильность, умение работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, толерантность, направленность на саморазвитие. Формированию этих качеств способствует применение метода проектов в обучении.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» позволил выявить, что педагог профессионального обучения должен выполнять образовательно проектировочную деятельность на ряду с учебно-профессиональной, научно-исследовательской и организационно-технологической. Проектная деятельность может быть не только социальной или, например, инновационной, но и учебной – это написание курсовых и научных проектов. Данная деятельность позволяет не только осуществить конкретный проект, но и формирует у студентов определенную модель поведения, оперативное = определение проблемы, путей решения, последовательность действий и т.д. Таким образом, метод проектов является необходимой формой подготовки студентов к профессиональной деятельности.
В настоящее время метод проектов является достаточно популярным. Он подразумевает под собой индивидуальную или коллективную работу обучающимися. Проектная деятельность может выполняться, как самостоятельно, так и под руководством педагога. Весь этот процесс направлен на развитие творческого потенциала и освоения необходимого материала. В свою очередь социальное проектирование позволяется учащемуся сформировать гражданскую компетентность. [4]
Работа над проектом предполагает осуществление четырех основных этапов (рисунок 1).
Проект – это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности. [2] Метод проектов – это метод, направленный на достижение дидактической цели в рамках проектная деятельность учащихся. [6] Проектная деятельность учащихся – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта). [4]
Рисунок 1. Типичные этапы работы над проектом.
Глубина умений и навыков педагога непосредственно влияет на организацию проектной деятельности и требует качественной подготовки и глубокого, объективного анализа результатов работы.
Все это говорит о необходимости осуществления проектной деятельности будущих педагогов, для получения и передачи необходимых навыков и применения методов проектов в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для анализа метода проектов как способа формирования компетенций нами была рассмотрена проектная деятельность НГПУ им. К. Минина. Студенты, обучающиеся по направлению «Профессиональное обучение» в рамках учебного плана изучают дисциплину «Социальное проектирование. С 2016 года вуз ежегодно организует обучающую смену «Содействие», итогом которой является конкурс социальных проектов.
Одним из социальных проектов, созданных будущими педагогами профессионального обучения, является Книжный бар «Mar». Проект предполагает создание альтернативного литературного пространства на базе библиотеки в формате книжного бара «Mar», решающий проблему низкой читательской культуры и популярности библиотек среди молодежи Автозаводского района, которая была выявлена в процессе педагогической деятельности на базе детских оздоровительных лагерей Нижегородской области. Проект так же способствует организации свободного времени, что позволит сделать этот отдых максимально полезным. На сегодняшний день большая часть библиотек остаётся в условиях советской действительности, что не развивает интереса к посещению таких мест у молодежи. Однако книжный бар «Mar» предполагает поиск нового пути развития читального зала в современных условиях, который должен стать «районной гостиной», местом объединения по литературным интересам школьников и студентов разных социальных групп, местом, где будут удовлетворены разнообразные культурные, информационные и досуговые потребности.
Посетители книжного бара «Mar» смогут воспользоваться мягкими пуф-грушами, для удобного расположения, выпить чашечку чая или кофе, угоститься сладостями и новинками литературы. Неформальная обстановка будет способствовать общению среди посетителей, обмену мнениями, а также нахождению единомышленников.
В процессе создания данного проекта студенты смогли приобрести как профессиональные компетенции – это умение осуществлять проектную дельность, так и гражданские компетенции – это готовность к решению общественно-значимых проблем.
В ходе творческого проектирования студенты учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. [5]
Таким образом, метод проектов может обеспечить целостность педагогического процесса, углубить знания в изучении отдельных дисциплин, развить навыки в исследовательской и творческой работе и стать стимулом к познавательной активности студентов. Задача любого преподавателя заключается в использовании наиболее эффективных способов формирование компетенций, таких как метод проектов.