В настоящее время основной целью развития промышленного комплекса является поступательный рост конкурентоспособности продукции, что в свою очередь требует выработки новых подходов к развитию промышленных предприятий, формирования государственных организационно - экономических механизмов, гибких рыночных производственных структур, которые позволят наиболее эффективно создавать и использовать имеющийся ресурсный потенциал.
Главной проблемой развития промышленности в РФ является недостаточно высокий спрос на производимую продукцию, что не позволяет обновлять основные фонды, инфраструктурные объекты, приводит к технологической отсталости, росту издержек производства[1,с.14-15].
В связи с этим, Правительством Российской Федерации были разработаны меры, направленные на поддержание и развитие промышленных предприятий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Об этом свидетельствуют и слова Председателя Правительства Российской Федерации Д. А.Медведева сказанные 19.04.2017 г. перед депутатами Государственной Думы РФ в итоговом отчете Правительства: «Прирост промышленного производства за прошлый год составил 1,3%. В этом году мы ожидаем порядка 2%.Правительство Российской Федерации дополнительно поддержало отдельные отрасли это автопром, лёгкая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение и транспортное машиностроение, - в прошлом году почти на 106 млрд. рублей. В этом году мы выделяем сопоставимые средства – 108млрд. рублей на эти же цели.Инфраструктурные отрасли дали хороший результат. Топливно-энергетический комплекс (для нас это важный сектор) демонстрировал уверенный рост и даже рекорды: во-первых, по добыче и экспорту нефти, причём за счёт месторождений, для которых были приняты специальные режимы; во-вторых, по добыче угля; в-третьих, по экспорту газа. И мы продолжаем наращивать поставки, в том числе за счёт реализации такого проекта, как газопровод «Турецкий поток». В-четвёртых, очень хорошие показатели были достигнуты по генерации электроэнергии атомными электростанциями[2].
По словам Д.Мантурова основные драйверы экономического роста— химическая промышленность, фармацевтика, транспортное машиностроение, производство колёсных транспортных средств, автомобилестроение. Также он отметил,что санкции, которую оказывают свое действие на развитие промышленности РФ на протяжении последних 3 лет, дали только плюс — как с точки зрения программы импортозамещения, так и востребованности российской продукции на мировом рынке. Произошло увеличение объёмов поставок на экспорт — этому способствовала девальвация рубля, а также меры государственной поддержки в виде компенсации затрат на логистику, проценты по кредитам, страховки импорт-контрактов и т. д.Российская продукция должна стать узнаваемой за рубежом как образец высокого качества [3].
В качестве поддержки развития промышленных предприятий согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от
15.03.2016 №194 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий» происходит поддержка со стороны государства промышленных предприятий путем их субсидирования)[4].
Для обеспечения реализации промышленной политики государства необходима разработка и принятие соответствующей законодательной системы мер.
В связи с этим следует выделить общие и целевые меры поддержки.
Общие меры применяются в отношении всех промышленных предприятий при выполнении ими определенных условий (финансовое состояние, рыночная и инвестиционная активность и т. д.). Целевые меры - индивидуально к производителям отдельных товаров внутреннего потребления или крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства.
Общие меры поддержки промышленных предприятий имеют приоритетное значение. Им должно быть уделено главное внимание[5].
Фонд развития промышленности (далее ФРП) основан в 2014 г. при поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина по инициативе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации путем преобразования Российского фонда технологического развития. Целевая задача ФРП — модернизация российской промышленности, организация новых производств и обеспечение импортозамещения[6,с.27].
ФРП в 2018 году планирует выдать более 30 совместных займов с региональными фондами. Условия совместных федерально-региональных займов идентичны условиям программ ФРП «Проекты развития» и «Комплектующие изделия», но суммы займов специально снижены под проекты малого и среднего бизнеса и составляют от 20 до 100 млн рублей. Доля федерального ФРП в займе должна составлять не более 70%, не менее 30% должно приходиться на региональный институт развития[7].
В 2015 году начался процесс создания региональных ФРП.Региональные ФРП являются самостоятельными структурами в них деньги региональных бюджетов. Денежные средства региональных бюджетов покрывают 30% займа, из федерального бюджета происходит софинансирование
в размере 70%[8].
В 2016 г. появилось 23 фонда в таких регионах страны как: Волгоградская область, Тульская область, Свердловская область, Калининградская область, Иркутская область, Челябинская область, Ульяновская область, Республика Татарстан , Пермский край, Пензенская область, Санкт-Петербург и др. В 2017 г. было создано 10 новых региональных ФРП[8].
На начало 2018 г. было создано уже 42 РФРП, из них 29 региональных фондов подписали соглашения о сотрудничестве с федеральным ФРП и могут выдавать совместные займы по двум программам льготного финансирования[7].
Считаю, что создание ФРП является одной из основных мер поддержки промышленных предприятий. Именно на базе фонда активно функционирует система «одного окна» государственной поддержки промышленных предприятий, обеспечивающая предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя. Создан и функционирует консультационный центр, который в ежедневном режиме оказывает информационно-консультативную и справочную поддержку промышленным предприятиям. Таким образом, заинтересованные предприятия – инициаторы инвестиционных проектов получают консультации и необходимую информацию при подготовке необходимого пакета документов для участия в конкурсном отборе по выбранной программе.
На сегодняшний день развитие промышленности на региональном уровне оказывает основное влияние на состояние доходной части бюджета.
К основным факторам, оказывающим воздействие на уровень доходов бюджета можно отнести:
- увеличение налоговых поступлений в бюджет;
- увеличение экспорта промышленной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, в частности, продукции машиностроения;
- формирование механизма привлечения и размещения прямых инвестиций, включая иностранные, в основной капитал промышленных отраслей области и создание новых производств;
- интенсификацию промышленного производства на основе требований ресурсосбережения и энергоэффективности;
- инновационную диверсификацию промышленности, направленную на замещение производств, загрязняющих природную среду.
- интеграцию промышленного потенциала региона в мировую экономику по каналам научно-технического сотрудничества и производственно-технологической кооперации. Восприимчивые к инновациям отрасли, например, приборостроение, оборонно-промышленный комплекс, должны рассматриваться в качестве генератора, инициирующего рост промышленного производства в области на основе возобновляемого и саморазвивающегося ресурса – интеллекта.Одновременно, бюджетная эффективность реализуемых мер поддержки предполагает сочетание государственных интересов и интересов субъектов промышленной деятельности в развитии промышленного производства.
Меры государственного воздействия должны обеспечивать реализацию принципов эффективности государственного управленияи обеспечивать эффективное достижение целей и задач промышленной политики.
Развитие промышленности в регионах нашей страны оказывает непосредственное влияние на развитие экономики, динамику доходов бюджета посредством привлечение инвестиций, создания конкурентной среды, увеличение уровня добавленной стоимости, повышения уровня налогов в бюджет.
Основу доходной части бюджета составляют налоговые доходы. Значительную часть налоговых доходов составляют поступления налогов от промышленности.
Региональные предприятия, которые получают государственную поддержку в сфере промышленности и реализующие региональные формы государственной поддержки в итоге имеют более высокую динамику поступлений в доходную часть бюджета за счет налоговых поступлений.
Так, в Ростовской области налоговые доходы составляют 95,9 % средств областного бюджета. Основной объем налоговых доходов поступил в областной бюджет за счет налога на прибыль организаций – более 21 %; налогов на имущество – более
18 %.Определяющее влияние на формирование прибыли оказали предприятия обрабатывающих производств 50,5 % в общем объеме [9,с.10-17].
Основными видами налогов являются налог на имущество организаций и налог на прибыль организаций. Они составляют порядка 40% доходов бюджета. Это подтверждают данные бюджетной отчетности Краснодарского края, Волгоградской области и Ростовской области, которые я исследовала в рамках данной работы.
В Ростовской области на основе областного законодательства предусмотрены налоговые льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций.Наибольший удельный вес льгот, порядка 60%, составляют налог на имущество и прибыль организаций.
С 2016 г. в области введена пониженная ставка, в размере 5% , для инвесторов, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Рисунок 1.Динамика поступлений налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций в бюджет Ростовской области в 2015-2017 гг. [10,с.14].
Экономический эффект от предоставления льготы – улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков.
В том числе и увеличение поступлений в бюджет в целом по промышленным предприятиям.
Региональные предприятия, которые получают государственную поддержку в сфере промышленности и реализующие региональные формы государственной поддержки в итоге имеют более высокую динамику поступлений в доходную часть бюджета за счет налоговых поступлений.
В Ростовской области инвесторами, получившими государственную поддержку, по итогам прошлого 2016 года на 1 рубль льготы уплачено в доход областного бюджета 10 рублей. Было создано и сохранено 13,5 тыс. рабочих мест. На предприятиях получивших льготы средняя заработная плата работников составила 31,1 тыс. рублей, что выше среднеобластного показателя (26,7 тыс. рублей)[10,с.14].
Считаю, что меры государственной поддержки являются системным инструментом не только для обеспечения положительной динамики промышленного производства, обеспечения стабильных поступлений в бюджет, и дают реальную возможность улучшения качества жизни жителей области.
Для полноценного использования потенциала экономики России в период интеграции в мировое хозяйство, жесткой конкуренции необходимо обеспечить поступательный рост конкурентоспособности продукции. Упор делается на развитие регионального промышленного комплекса, т.к. промышленный сектор экономики регионов выступает своеобразным рычагом аккумуляции ресурсов для создания и распределения экономических благ.Для решения этой задачи государство вырабатывает новые подходы к развитию региональных промышленных предприятий, формирует организационные и экономические механизмы, гибкие рыночные производственные структуры для эффективного создания и использования имеющегося ресурсного потенциала.
В настоящее время необходимо провести ряд мер со стороны государства , направленных на развитие передовых технологий промышленных предприятий , в числе которых создание центров трансфера технологий (ЦТТ), инкубационных и технологических площадок.
Региональные промышленные предприятия, активно получающие поддержку со стороны государства имеют более высокую динамику доходов за счет налоговых поступлений.