Исследованию феномена материнской любви посвящены многочисленные исследования: А. Адлера, Д. Винникота, М. Мида, В.А. Рамиха, А.С. Спиваковской, Г.Г. Филипповой, Э. Фромма, А. Фрейда, 3. Фрейда, Л.Б. Шнейдера, Э. Эриксона. Гораздо менее исследованным является такое эмоциональное проявление как отцовская любовь (И.С. Кон, В.А. Рамих, Л.Б. Шнейдер, Э. Фромм и др.).
Для обозначения эмоционального отношения родителей к детям используются такие психологические понятия как «родительская любовь» (А.С. Спиваковская, В.А. Сухомлинский и др.), «принятие» (А.Я. Варга), «эмоциональная близость» (В.В. Столин)[5].
А.С. Спиваковская (2000) определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья [5].
По мнению В.А. Сухомлинского (1988), родительская любовь - это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером [5].
Родительская любовь — это глубокое и осмысленное не раз чувство. Любить ребенка — значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть (А.Я. Варга, 1983) [6].
Эмоциональная близость (В.В. Столин) определяет аффективный знак отношения (симпатия — антипатия) и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком.
Т. Гордон и И.М. Марковская допускают, что каждый родитель сочетает в себе чувства принятия и непринятия по отношению к собственному ребенку дошкольного возраста и, практически, под принятием понимают эмоциональное отношение, то есть приятие [6]. С точки зрения И.М. Марковской, преобладание чувства принятия или непринятия дошкольника отцом и матерью будет зависит от ряда факторов:
- личности отца и матери: его темперамента, характера, ожиданий к ребенку, установок и стереотипов в воспитании, собственного отношения к родителям и детского опыта и др.;
- личности дошкольника: его болезненности, воспитуемости, способности к научению, активности, нарушений психики, интеллекта и др.;
- своеобразий ситуации: появление новых членов семьи, ситуации проверки знаний, присутствия других людей и т.д. [6].
По мнению И.М. Марковской, каждый родитель в разных ситуациях испытывает сочетание чувств принятия и непринятия. Непринятие оказывает влияние на характер проявления всех компонентов детско-родительских отношений: когнитивного, мотивационного, эмоционального и поведенческого.
Психологи не раз обращали внимание на важность изучения семей, которые воспитывают дошкольников с ЗПР. Значимость для настоящего момента данного исследовательского вопроса вызвана рядом оснований:
- скудность публикаций по данной теме работ в психологии, в то время как практика требуется изучения семей, учитывая индивидуальный запрос родителей, которые имеют дошкольника с ЗПР;
- увеличение общественного интереса к вопросам социализации семей, которые воспитывают дошкольников с ЗПР в связи с нарастанием количества числа семей;
- неполнота разработанности проблематики исследования особенностей отношений обоих родителей к дошкольникам, и оказания психологической помощи родителям, которые воспитывают дошкольника с ЗПР.
Значительный пласт исследований в отечественной семейной психологии составляют исследования родительского отношения к детям дошкольного возраста[9]. Это научные работы A.А. Бодалева, А.Я. Варги, Т. Гордона, И.В. Добрякова, В.И. Захарова, М.И. Лисиной, В. Рахматшаевой, Г. Сартан, Р. Скиннера, B.В. Столина, И. Марковской, Э.Г. Эйдемиллера и др.
Однако отечественные исследования направлены в основном на работу с дошкольниками и с матерями дошкольников, которые имеют отклонения в развитии, и меньше уделялось внимания влиянию отцов на развитие и воспитание дошкольников с ЗПР, а также отношению обоих родителей к детям.
В современных исследованиях выявлена социально-психологическая специфика отношения матери и отца к дошкольникам с ЗПР: через отношения к дошкольникам по вопросам общения и воспитания, отношение родителей к семейной роли, особенности семейного взаимодействия и отношение родителей к самим себе [2].
Также в научных работах выявлены различия в специфике отношения родителей к дошкольникам с ЗПР и нормой психического развития. В частности: недостаточный уровень родительской компетентности и образования в вопросах воспитания дошкольников с ЗПР; ощущение самопожертвования; стремление ускорить развитие ребёнка и его активность, чрезмерная забота - авторитарная гиперсоциализация дошкольников, исключение внесемейных влияний, симбиотические связи, отношение к дошкольникам как к неуспешным; непоследовательность и неустойчивость воспитания, которая проявляется в гипер- и гипопротекции, потворствовании и игнорировании потребностей дошкольников, недостаточности и чрезмерности требований и запретов к ним; расширение и неразвитость сферы родительских чувств, предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность, фобия утраты ребёнка, проекция своих нежелательных качеств на дошкольников, вынесение супружеских конфликтов в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств у дошкольников; в отношении к себе родители характеризуются зависимостью и подозрительностью, которые транслируют и на окружающих [2].
Современными исследователями (Е.А. Репринцева, А.В. Галич и др.) выявлено, что в семьях, которые воспитывают детей с ЗПР, проявляется ряд проблем, таких как: «нестабильность стиля воспитания», «отсутствие наказания», «ограниченность в применении требований — обязанностей», «ограниченность в применении требований — запретов». В таких семьях существует взаимная связь между стилями родительского воспитания и показателями степени развития эмоционально-личностной сферы детей, также уровнем эмоциональной привязанности ребенка к родителю [8].
По мнению А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и других отечественных психологов, личностное развитие ребенка обусловлено эмоциональным контактом и особенностями взаимоотношений с родителями. Как указывает Т.А. Попова, тревожность и эмоционально-личностные установки дошкольника связаны со стилями отношения родителей. При этом характер отношений с ребенком в семье взаимосвязан со смыслом жизни родителя [8]. Исходя из этого, выделяется проблема особенностей эмоционально-личностного общения в семьях, воспитывающих детей с ЗПР.
Преобладающим стилем семейного воспитания является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в чрезмерном удовлетворении потребностей ребенка, покровительстве, стремлении освободить его от малейших трудностей. У родителей наблюдаются негативные представления о будущем ребенке. В исследованиях подчеркивается нарушение внутрисемейных отношений, частые разводы, конфликты [7].
Обнаружена существенная разница в восприятии ребенка с ЗПР матерью и отцом. Неадекватное отношение отца к ребенку с ЗПР проявилось в наличии общей напряженности и чрезмерной настороженности во взаимоотношениях с ребенком. В семье, имеющей ребенка дошкольного возраста с ЗПР, отец в большей степени ориентирован на достижение материального благополучия, на свою роль как основного содержателя семьи, на что указали 70,0 % отцов детей данной категории. Поэтому отец не принимает столь активного участия в воспитании и социализации дошкольника, он несколько отчужден от семьи, вынуждая тем самым мать принимать на себя ответственность за семью в целом и за воспитание ребенка [4].
В исследовании И.И. Мамайчук отношений отцов к ребенку с нарушениями в развитии выявлен более высокий уровень эмоционального отвержения дошкольника (в отличии от матерей); на фоне этого отмечены повышенные требования к ребенку с ЗПР, склонность к авторитарному стилю воспитания. Высокий уровень нервно-психической напряженности отцов в связи с проблемами ребенка крайне негативно отражается не только на эффективности семейного функционирования, но и общем психическом состоянии самого дошкольника [7].
Отвергание личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка с ЗПР [1] характерно для 25,0 % отцов, что дает возможность предположить, что в каждой четвертой семье, имеющей ребенка дошкольного возраста с ЗПР, существует реальная угроза распада по причине неприятия ребенка отцом. Если даже семья не распадется, то ребенок при существующем положении дел будет находиться в атмосфере игнорирования, неприязни, отчуждения со стороны отца. Особенно неблагоприятным образом это скажется на становлении девочки, так как у нее может сформироваться образец патологического отношения мужчины к женщине. Наоборот, мать воспринимает ребенка с ЗПР как равноправного члена семьи и старается более спокойно реагировать на его состояние. Именно матери такого ребенка принадлежит определяющая роль в процессе социализации и социальной реабилитации. Вместе с тем, как оказалось, отношения между ребенком с ограниченными возможностями и его матерью отличаются повышенной суровостью и строгостью со стороны матери. В этих семьях ярко выражен принудительный характер мер, применяемых по отношению к ребенку. Вероятно, подобные качества могли сформироваться у матерей под воздействием постоянной необходимости и систематичности лечения больного ребенка, что способствует формированию настойчивости, последовательности и пунктуальности. С другой стороны, излишняя строгость матери к ребенку — это, вероятно, ее скрытое неосознанное неприятие дошкольника с ЗПР, его физических и психических особенностей. И в том, и в другом случае излишняя строгость не может быть оправдана и должна стать объектом коррекционного воздействия [4].
Данные факты важно учитывать психологу в работе с родителями, воспитывающих детей с ЗПР, которые можно конкретизировать в следующих коррекционных задачах:
- изменение психологического микроклимата в семье;
- освоение системы знаний о причинах и природе задержки психического развития детей, ее типах и особенностях проявления, для адекватного восприятия родителями эмоциональной и познавательной сфер личности таких детей;
- изменение поведения родителей и их отношения к ребёнку;
- специальная программа для формирования принятия и правильного эмоционального отношения родителей к дошкольнику с ЗПР.
Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что родители играют важную роль в формировании, развитии личности, социализации детей с задержкой психического развития. Нарушение взаимоотношений в семье влечёт замедление и отставание темпов развития ребёнка, способствует усугублению уже имеющегося нарушения развития. Наиболее часто на сегодня в системе оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР, больше внимания уделяется работе с ребёнком. Но наличие нарушения в развитии ребёнка носит системный характер, поэтому оказание психологической помощи должно быть комплексным и охватывать работу с родителями, как основными воспитателями ребёнка, наиболее влияющими на его становление, развитие и социализацию.