Вследствие расширения рынка труда и появления новых демократических прав и свобод, отечественное образование стало испытывать влияние процесса диверсификации, что обусловило возникновение конкуренции. Развитие конкурентных отношений является объективным экономическим законом, который действует в системе производственных отношений капиталистического типа экономики [7].
Таким образом, к качеству подготовки специалиста предъявляются всё новые требования в области экономической, производственно-хозяйственной деятельности, то есть появляется необходимость в повышении уровня конкурентоспособности, что влияет на общедоступность образования. Всё это порождает потребность в анализе данной проблемы, чем обусловлена актуальность статьи [6].
Под общедоступностью образования в более широком смысле понимается предоставление населению наиболее широкого и полного спектра возможностей для получения надлежащего образования до начала трудовой деятельности и его последующего продолжения. [7]. Общедоступность - принцип образования, при котором все типы учебных заведений доступны для обучения без каких-либо ограничений по половым, расовым, национальным, религиозным или другим признакам всем гражданам РФ и лицам, имеющим на это право. Также можно сказать, что общедоступность означает получение образования, начиная с детского сада до 11 класса общеобразовательной школы вне зависимости от места жительства и материального достатка, а также возможность претендовать на поступление в 10 и 11 классы вне зависимости от возраста и количества троек. Следует отметить, что общедоступность образования гарантирована российским законодательством, а именно 43 статьёй Конституции Российской Федерации.
Организацию системы образовательного процесса при функционировании в стране демократии и рыночной системы называют диверсификацией [7]. Термин «диверсификация» используется в педагогической литературе в разных значениях. Многие исследователи изучали рассматриваемый процесс: Г.А. Халипов [10], А.М. Новиков [8] (диверсификация различных образовательных структур и программ), В.И. Байденко [1] (диверсификация среднего профессионального образования), И.П. Смирнов [3] (диверсификация деятельности и задач структур управления), Е.В.Ткаченко [9] (диверсификация мер по модернизации образования, которые предпринимаются правительством) и другие.
Диверсификация предполагает собой усложнение внутренней инфраструктуры системы образования. Осуществляется это за счёт того, что в образовании происходят следующие процессы:
- возникают новые виды и типы образовательных учреждений;
- одни формы образования проникают в другие;
- различные виды, типы и формы образования, ранее не связанные между собой, объединяются;
- расширяются различные сферы деятельности образовательных учреждений;
- содержание образовательных программ становится многообразным, свободно используются образовательные технологии [6].
Если же говорить о стремящихся получить образование, то их целями являются следующие: занять свое место в социальной структуре общества и удовлетворить свои экономические потребности, что в современном мире нельзя осуществить без получения качественного образования [3].
Достижение упомянутых целей не представляется возможным для всех, так как образование в Российской Федерации не в силах обеспечить социальную мобильность населения, условия равного старта, качественное образование фактически становится недоступным, если у человека нет «связей», отсутствует прочная система социальной поддержки тех учащихся, которые живут в семьях с малыми доходами [4].
Проблема обеспечения общедоступности и качества образования в условиях диверсификации исследуется в работах Оганесова В.А., Виноградовой С.А., Давыдовой Е.С. и других. Оганесов В.А. выявил ряд противоречий, которые связаны с влиянием процесса диверсификации образования на его общедоступность. По его мнению, противоречия возникают следующим образом:
- между постоянно нарастающими потребностями осуществления качества образования и его фактическим соответствием актуальным потребностям личности и государства;
- между избранным образовательным учреждением перечнем специальностей и возникающими потребностями у работодателей региональной производственно-хозяйственной сферы;
- между ускоряющимся развитием общества и способностью системы образования подготовить специалистов к трудовой деятельности в соответствующих условиях;
- между нарастающей конкуренцией и уровнем готовности выпускников к конкурентной борьбе.
Оганесов В.А. считает, что развитие российского образования определяется потребностями, связанными с подготовкой специалиста, который способен действовать в условиях рыночных отношений и обладает конкурентоспособностью на рынке труда. Он приходит к выводу о том, что возникновение рынка образовательных услуг порождает конкуренцию внутри самой системы образования, которая не может находится вне закона конкуренции, и сущность которого коренится в том, что с рынка неизбежно вытесняются некачественные услуги, в том числе и образовательные [6].
По мнению Виноградовой С.А., для того, чтобы решить рассматриваемую проблему, следует осуществить формирование нового мышления, которое способно без трудностей включаться в анализ всех возникающих в образовании проблем и чувствовать себя конкурентоспособным в сложном и противоречивом устройстве обновляющейся образовательной системы. Автор говорит о том, что необходимо научить выпускников жить и трудиться в обществе, где именно человек, а не государство, несет полную ответственность за себя, за уровень жизни своих близких [2].
Давыдова Е. С. говорит о том, что процесс диверсификации образования обусловливает растущее неравенство среди образовательных учреждений, в первую очередь – высшего образования.
Она считает, что перемены в политическом и социальном климате создают благоприятные условия для реформ, в том числе и в сфере образования, но эти же перемены вызывают рост коррупции, преступности, а также другие негативные последствия. Также она говорит, что развитие негосударственного сектора образовательной сфере и официальное предоставление образовательных услуг на платной основе (включая платные формы обучения в учебных заведениях, находящихся в ведении государства) с точки зрения общедоступности неоднозначны.
Развитие системы платных образовательных услуг в некоторой степени расширяет доступ к профессиональному образованию за счёт введения платного профессионального образования, что в результате вывело Россию на одно из лидирующих мест в мире по численности студентов высших учебных заведений. С другой стороны, платность образования в некоторой мере снижает уровень доступности образования для малоимущих граждан Российской Федерации.
Рассуждая о конституционных гарантиях предоставления всем детям нашей страны бесплатного общего образования, Давыдова Е.С. говорит, что в основном эти гарантии реализуются на практике.
Однако, она отмечает что родители, которые имеют сильно выраженную установку на то, чтобы их дети получили высшее профессиональное образование и добились дальнейшего социального роста, предпочитают уже с первого класса определить ребёнка не в любую, а только в ту школу, которая даёт высокий уровень социализации, то есть сумму знаний, навыков и целевых установок.
Можно сделать вывод о том, что при формальной общедоступности образования всё же существует неравенство возможностей при получении качественного школьного образования, которое обусловлено социально-экономическим расслоением общества. Если говорить о возможностях россиян для получения более высокого уровня образования, то процесс диверсификации сказался на этом. Для решения данной проблемы государственным властям следует значительно увеличить затраты на данную сферу из государственного бюджета [4].
Всё же, если опираться на недавно проведённые социологические опросы, то они в большинстве случаев они показывают, что граждане настроены вполне оптимистично, и данная проблема не так сильно затрагивает их. По данным опросов ВЦИОМ сентября 2017 г., ответы на следующий вопрос: «Сейчас я зачитаю Вам список сфер. Оцените, насколько Вы благодаря только своим способностям сможете преуспеть в следующих сферах: получить хорошее образование» распределились следующим образом: 39% ответили «Смогу, уже добился», 11% ответили «Скорее смогу», 3% ответили «Скорее не смогу», 9% ответили «Не смогу», 35% ответили «Я этого не планировал» и 3% затруднились ответить на вопрос [5].
Если проводить анализ результатов данного социологического опроса, то можно сказать, что примерно половина россиян всё же имеет возможность получить хорошее образование, опираясь только на свои силы, или же скорее имеет, то есть образование для них является вполне доступным. Но больше четверти россиян не планирует преуспеть в том, чтобы получить хорошее образование, и, возможно, на это повлияло то, что они как раз не имеют возможности получить хорошее образование, так как для этого нужны «связи» и относительно хорошее материальное положение.
Таким образом, диверсификация – процесс, который является новым этапом в постоянно развивающейся системе образования. Конечно, в связи с появлением современных условий в образовательной среде и нарастанием в ней конкуренции, принцип общедоступности образования принимает несколько иной вид. Но всё же это не должно являться крайне сильным препятствием для тех, кто стремится получить качественное образование, так как в современном мире необходимо уметь приспосабливаться к меняющимся условиям образовательной системы. На данную проблему несомненно необходимо обращать внимание, но всё же результаты приведённого социологического опроса показывают, что население относится вполне оптимистично к рассматриваемой проблеме.