Предприятия лесопромышленного комплекса являются наиболее важными для изучения с точки зрения управления, ввиду своей сложности, многосторонности, распространенности по всему миру и необходимости использования их продукции для экономики любых стран. Анализ состояния и проблем развития лесного комплекса России позволяет говорить о том, что природные лесные ресурсы могут стать мощным потенциалом для устойчивого развития экономики страны в целом. На сегодняшний момент, несмотря на то, что лесопромышленный комплекс обеспечивает своей продукцией практически все отрасли экономики, в структуре промышленного производства России его доля составляет лишь 4,3 %, что соответствует последнему месту. Это свидетельствует о том, что лесные ресурсы, как стратегическое сырье не только для государства в целом, но и для регионов не используются с должной эффективностью. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что основная часть лесопромышленных предприятий, относящихся к этой отрасли производства, являются градообразующими, то есть выступают частью сложной структуры, в которой город и предприятие неразрывны. При этом на градообразующее предприятие ложится не только экономическая, но и социальная нагрузка, в преобладающей мере обеспечивающие условия жизнедеятельности в населенном пункте, городе или даже регионе [1, c. 209] .
В условиях современных реалий, несмотря на определенный экономический рост в последние годы, экономическая обстановка из-за санкционных влияний в России остается достаточно сложной. В первую очередь это отражается в виде низкого уровня конкурентоспособности продукции российских лесопромышленных предприятий, в следствии технологической отсталости лесопромышленного комплекса в целом.
Новый процесс глобальных изменений на предприятиях лесопромышленного комплекса, обеспечивающий в ближайшей перспективе их устойчивый подъем, возможен только на инновационной, экономической и организационной основах, базирующийся на инновационном типе воспроизводства. Для запуска такого процесса необходимо сформировать и мобилизировать все внутренние источники развития предприятий и, прежде всего, имеющийся у них интеллектуальный потенциал, способный трансформироваться в технологическое развитие.
В свою очередь такими предприятиями необходимо грамотно управлять. Сложившийся в этой сфере опыт показывает, что управление инновационным развитием является весьма эффективным инструментом для лесопромышленных предприятий на всех уровнях инновационной деятельности. В целом эффективность инновационного развития лесопромышленного предприятия зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих хозяйствующих субъектов в отдельности, но и от процесса их взаимодействия друг с другом в качестве элементов большой общей системы по созданию и использованию новых технологий. Основные аспекты эффективного инновационного управления лесопромышленными предприятиями, представлены на рисунке1.
Рисунок 1 - Аспекты эффективного инновационного управления лесопромышленными предприятиями
У лесопромышленных предприятий накопилось немало сложных проблем, требующих незамедлительного решения. Для обновления сильно изношенной материально-технической базы требуют модернизации основных фондов в минимальном размере 70 %. У лесозаготовительных производств наблюдается острая нехватка собственных средств. По статистическим данным в целом по отрасли отмечается низкая производительность труда. Актуальнейшими задачами на сегодняшний день являются повышение глубины переработки лесных ресурсов и изменение сырьевой направленности лесного экспорта России. Решение прежде всего этих задач позволит взять под контроль маршруты перевозки древесины, а также мощности по ее первичной переработке на предмет легальности происхождения и как следствие уплаты налогов в бюджеты РФ, что в свою очередь укрепит позиции российского лесного бизнеса на международной арене [2, c.238].
В продолжении вышесказанного, важным становится решение вопроса ценообразования и финансирования лесопромышленных предприятий. В настоящее время в России ведутся споры в отношении формирования арендной платы за пользование лесными ресурсами на фоне весьма высоких прочих фискальных платежей, включая экспортные пошлины. В то время как в мировой практике ситуация обратно противоположна, а именно высока начальная плата за лесные участки, а таможенные пошлины отсутствуют, что полностью позволяет устранить экономические барьеры на пути продвижения продукции лесопромышленных предприятий на мировой рынок.
Решение проблем, связанных с лесозаготовками возможно посредством вовлечения в эту сферу крупных лесопромышленных корпораций, но лишь при условии предоставления им лесных ресурсов в аренду или концессию на длительный срок. Данная экономическая политика позволит привлечь в отрасль большие объемы долгосрочных инвестиций. Следовательно, ближайшей задачей можно определить разработку современных экономических механизмов предоставления лесных ресурсов частным пользователям при условии наличия государственных функций по сохранению, лесовосстановлению лесов и контролю за проведением рубок [8, c.2].
Сегодня, государство не имеет возможности стратегического влияния на лесопромышленный комплекс, поскольку не существует четко эффективной и последовательной национальной лесной политики. При этом концепции и программы по развитию лесного хозяйства часто дублируют друг друга и содержат противоречивые, а иногда взаимоисключающие положения. Заявленная «Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года» и «Основные направления развития лесной промышленности» практически не работают, так как носят неконкретный характер и не подкреплены соответствующими законодательными актами и ресурсами [6, c.1].
В итоге, в отношении лесного комплекса сложилась нестабильная, постоянно меняющаяся нормативно-правовая база и налоговое законодательство. Крупные лесопромышленные предприятия испытывают недостаток сырья, а лесные ресурсы сдаются в аренду неэффективным лесопользователям, которые не несут никакой ответственности лесные ресурсы. Как производное, на инвестиционный климат в России оказывают негативное влияние «лесные войны» и слабое корпоративное право. Действующие законодательные основы не обеспечивают надёжную защиту интересов инвесторов и вложения в российский лесной сектор считаются весьма рискованными.
Применительно к таможенной политике в лесном секторе можно отметить ее фискальный характер и отсутствие заградительных вывозных экспортных пошлин на круглые сортименты, а также наличие высоких вывозных экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины (целлюлозу, картон, упаковку), что делает ее малоэффективной. В качестве проблемы нельзя не отметить отсутствие гибкой системы реагирования на изменение конъюнктуры зарубежных товарных рынков, что, в случае падения мировых цен на лесные ресурсы, приводит к отрицательным финансовым результатам экспортной деятельности [3, c.38].
Кроме внешних, существует и ряд внутренних проблем, тормозящих отечественный лесопромышленный комплекс в области конкурентоспособности и требующих управленческих решений, а именно: рост тарифов на электроэнергию, газ, автотранспортные и железнодорожные перевозки, пошлины на ввоз высокотехнологичного оборудования [5, c.62].
Все вышеизложенные проблемы можно и нужно устранить и тогда лесопромышленные предприятия покажут хорошие показатели прибыли и это будет способствовать наиболее активному развитию лесопромышленного комплекса в целом, и он станет привлекательным для экономических интересов крупных вертикально-интегрированных компаний, где наблюдается активная деятельность российских инвесторов.
В целом, это позволит осуществить полноценное инвестиционное наполнение крупных экономически значимых проектов, а также обеспечит координацию всех базовых составляющих многоуровневой отрасли, активизирует внешнеэкономическую деятельность российских лесопромышленных предприятий и укрепит их позиции на международном рынке.
Однако, в настоящее время большинство лесопромышленных предприятий практически не способно к модернизации и развитию экологически чистых производств. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, по статистическим данным показывают показатели гораздо ниже своих возможностей.
В сложившейся ситуации эффективное управление лесопромышленными предприятиями требует принятия мер, направленных на укрепление координации деятельности отраслей производства и переработки. Развитие и укрепление позиций государства в интересах эффективного лесопользования и лесовосстановления, а также в сфере внешнеторговой деятельности и международных контактов следует параллельно с основными тенденциями развития российской экономики [7, c.1].
Создание управленческой структурной вертикали: министерство природных ресурсов РФ; федеральное агентство лесного хозяйства; управление лесами, в значительной степени соответствует мировому опыту в вопросах государственного регулирования лесного сектора, и позволяет четко разделить функции органов управления по ведению хозяйства и надзору, а также распределить полномочия и определить сферы ответственности федеральных центров и субъектов РФ [4, c.324].
Таким образом, в качестве вывода отметим, что эффективное управление лесопромышленными предприятиями в условиях рыночной экономики должно обеспечить баланс экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, связанных с лесными ресурсами: государства, крупных отечественных и иностранных инвесторов, частных предпринимателей в области законодательства, инвестиционного климата, экономических рычагов и механизмов.