Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE TIMBER INDUSTRY ENTERPRISE

Stepanova Yu.N. 1 Mischenko A.V. 1
1 The Voronezh state timber university of G. F. Morozova
management. This problem is relevant for all countries in the world. It has special significance for Russia, which is carrying out stabilization of market relations under sanctions. The timber industry complex has certain features that are reflected in extreme degree of exposure to the direct impact of climatic and meteorological factors. Changing climatic conditions are the basis for the mismatch of interspecific interactions in ecosystems, changes in the productivity of forest ecosystems, shifting boundaries of forest areas, shifts in the timing of the onset of phenological events. In addition, many factors influence the degree of exposure to climate change, among which there are economic, social, political, technological and innovative factors. Creation of an effective system of balanced development of a timber enterprise is a complex task, connected with the formation of a legal, economic and social base, solving a number of scientific and organizational problems. At the same time, the main strategic priorities are highlighted, designed to ensure conservation of resource and ecological functions of the forest. Balanced management of a timber industry enterprise should be based on criteria and indicators that characterize the rules of human interaction with forest ecosystems. The criteria reflect the strategic orientation of implementing the principles of sustainable management, and indicators include quantitative indicators that provide an objective assessment of management processes.
timber industry complex
timber enterprise
innovations
management
forest resources

Предприятия лесопромышленного комплекса являются наиболее важными для изучения с точки зрения управления, ввиду своей сложности, многосторонности, распространенности по всему миру и необходимости использования их продукции для экономики любых стран. Анализ состояния и проблем развития лесного комплекса России позволяет говорить о том, что природные лесные ресурсы могут стать мощным потенциалом для устойчивого развития экономики страны в целом. На сегодняшний момент, несмотря на то, что лесопромышленный комплекс обеспечивает своей продукцией практически все отрасли экономики, в структуре промышленного производства России его доля составляет лишь 4,3 %, что соответствует последнему месту. Это свидетельствует о том, что лесные ресурсы, как стратегическое сырье не только для государства в целом, но и для регионов не используются с должной эффективностью. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что основная часть лесопромышленных предприятий, относящихся к этой отрасли производства, являются градообразующими, то есть выступают частью сложной структуры, в которой город и предприятие неразрывны. При этом на градообразующее предприятие ложится не только экономическая, но и социальная нагрузка, в преобладающей мере обеспечивающие условия жизнедеятельности в населенном пункте, городе или даже регионе [1, c. 209] .

В условиях современных реалий, несмотря на определенный экономический рост в последние годы, экономическая обстановка из-за санкционных влияний в России остается достаточно сложной. В первую очередь это отражается в виде низкого уровня конкурентоспособности продукции российских лесопромышленных предприятий, в следствии технологической отсталости лесопромышленного комплекса в целом.

Новый процесс глобальных изменений на предприятиях лесопромышленного комплекса, обеспечивающий в ближайшей перспективе их устойчивый подъем, возможен только на инновационной, экономической и организационной основах, базирующийся на инновационном типе воспроизводства. Для запуска такого процесса необходимо сформировать и мобилизировать все внутренние источники развития предприятий и, прежде всего, имеющийся у них интеллектуальный потенциал, способный трансформироваться в технологическое развитие.

В свою очередь такими предприятиями необходимо грамотно управлять. Сложившийся в этой сфере опыт показывает, что управление инновационным развитием является весьма эффективным инструментом для лесопромышленных предприятий на всех уровнях инновационной деятельности. В целом эффективность инновационного развития лесопромышленного предприятия зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих хозяйствующих субъектов в отдельности, но и от процесса их взаимодействия друг с другом в качестве элементов большой общей системы по созданию и использованию новых технологий. Основные аспекты эффективного инновационного управления лесопромышленными предприятиями, представлены на рисунке1.

Рисунок 1 -  Аспекты эффективного инновационного управления лесопромышленными предприятиями

У лесопромышленных предприятий накопилось немало сложных проблем, требующих незамедлительного решения. Для обновления сильно изношенной материально-технической базы требуют модернизации основных фондов в минимальном размере 70 %. У лесозаготовительных производств наблюдается острая нехватка собственных средств. По статистическим данным в целом по отрасли отмечается низкая производительность труда. Актуальнейшими задачами на сегодняшний день являются повышение глубины переработки лесных ресурсов и изменение сырьевой направленности лесного экспорта России. Решение прежде всего этих задач позволит взять под контроль маршруты перевозки древесины, а также мощности по ее первичной переработке на предмет легальности происхождения и как следствие уплаты налогов в бюджеты РФ, что в свою очередь укрепит позиции российского лесного бизнеса на международной арене [2, c.238].

В продолжении вышесказанного, важным становится решение вопроса ценообразования и финансирования лесопромышленных предприятий. В настоящее время в России ведутся споры в отношении формирования арендной платы за пользование лесными ресурсами на фоне весьма высоких прочих фискальных платежей, включая экспортные пошлины. В то время как в мировой практике ситуация обратно противоположна, а именно высока начальная плата за лесные участки, а таможенные пошлины отсутствуют, что полностью позволяет устранить экономические барьеры на пути продвижения продукции лесопромышленных предприятий на мировой рынок.

Решение проблем, связанных с лесозаготовками возможно посредством вовлечения в эту сферу крупных лесопромышленных корпораций, но лишь при условии предоставления им лесных ресурсов в аренду или концессию на длительный срок. Данная экономическая политика позволит привлечь в отрасль большие объемы долгосрочных инвестиций. Следовательно, ближайшей задачей можно определить разработку современных экономических механизмов предоставления лесных ресурсов частным пользователям при условии наличия государственных функций по сохранению, лесовосстановлению лесов и контролю за проведением рубок [8, c.2]. 

Сегодня, государство не имеет возможности стратегического влияния на лесопромышленный комплекс, поскольку не существует четко эффективной и последовательной национальной лесной политики. При этом концепции и программы по развитию лесного хозяйства часто дублируют друг друга и содержат противоречивые, а иногда взаимоисключающие положения. Заявленная «Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года» и «Основные направления развития лесной промышленности» практически не работают, так как носят неконкретный характер и не подкреплены соответствующими законодательными актами и ресурсами [6, c.1].

В итоге, в отношении лесного комплекса сложилась нестабильная, постоянно меняющаяся нормативно-правовая база и налоговое законодательство. Крупные лесопромышленные предприятия испытывают недостаток сырья, а лесные ресурсы сдаются в аренду неэффективным лесопользователям, которые не несут никакой ответственности лесные ресурсы. Как производное, на инвестиционный климат в России оказывают негативное влияние «лесные войны» и слабое корпоративное право. Действующие законодательные основы не обеспечивают надёжную защиту интересов инвесторов и вложения в российский лесной сектор считаются весьма рискованными. 

Применительно к таможенной политике в лесном секторе можно отметить ее фискальный характер и отсутствие заградительных вывозных экспортных пошлин на круглые сортименты, а также наличие высоких вывозных экспортных пошлин на продукцию глубокой переработки древесины (целлюлозу, картон, упаковку), что делает ее малоэффективной. В качестве проблемы нельзя не отметить отсутствие гибкой системы реагирования на изменение конъюнктуры зарубежных товарных рынков, что, в случае падения мировых цен на лесные ресурсы, приводит к отрицательным финансовым результатам экспортной деятельности [3, c.38].

Кроме внешних, существует и ряд внутренних проблем, тормозящих отечественный лесопромышленный комплекс в области конкурентоспособности и требующих управленческих решений, а именно: рост тарифов на электроэнергию, газ, автотранспортные и железнодорожные перевозки, пошлины на ввоз высокотехнологичного оборудования [5, c.62].

Все вышеизложенные проблемы можно и нужно устранить и тогда лесопромышленные предприятия покажут хорошие показатели прибыли и это будет способствовать наиболее активному развитию лесопромышленного комплекса в целом, и он станет привлекательным для экономических интересов крупных вертикально-интегрированных компаний, где наблюдается активная деятельность российских инвесторов.

В целом, это позволит осуществить полноценное инвестиционное наполнение крупных экономически значимых проектов, а также обеспечит координацию всех базовых составляющих многоуровневой отрасли, активизирует внешнеэкономическую деятельность российских лесопромышленных предприятий и укрепит их позиции на международном рынке.

Однако, в настоящее время большинство лесопромышленных предприятий практически не способно к модернизации и развитию экологически чистых производств. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли, по статистическим данным показывают показатели гораздо ниже своих возможностей.

 В сложившейся ситуации эффективное управление лесопромышленными предприятиями требует принятия мер, направленных на укрепление координации деятельности отраслей производства и переработки. Развитие и укрепление позиций государства в интересах эффективного лесопользования и лесовосстановления, а также в сфере внешнеторговой деятельности и международных контактов следует параллельно с основными тенденциями развития российской экономики [7, c.1]. 

Создание управленческой структурной вертикали: министерство природных ресурсов РФ; федеральное агентство лесного хозяйства; управление лесами, в значительной степени соответствует мировому опыту в вопросах государственного регулирования лесного сектора, и позволяет четко разделить функции органов управления по ведению хозяйства и надзору, а также распределить полномочия и определить сферы ответственности федеральных центров и субъектов РФ [4, c.324]. 

Таким образом, в качестве вывода отметим, что эффективное управление лесопромышленными предприятиями в условиях рыночной экономики должно обеспечить баланс экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, связанных с лесными ресурсами: государства, крупных отечественных и иностранных инвесторов, частных предпринимателей в области законодательства, инвестиционного климата, экономических рычагов и механизмов.