В настоящее время существует множество экономических моделей. У каждой страны она имеет индивидуальную особенность, которая отражается в экономическом развитии на различных уровнях, а именно: региональном и национальном.
После распада СССР перед Россией и другими странами постсоветского пространства, в частности Казахстаном, возникла важнейшая задача: сформировать новую, рыночную, отличную от плановой экономическую модель. На сегодняшний день экономики России и Казахстана характеризуются как социально ориентированные, переходные к рыночной, т.к. процесс трансформации еще не завершился [5]. Однако, стоит учесть, что национальные модели с рыночной экономикой разных государств имеют значительные различия, несмотря на одну принадлежность к направлению экономического развития.
Рассматривая современные развитые страны, можно выделить следующие модели: германская, французская, модель Великобритании, японская, американская, скандинавская [6]. Разберем из вышеуказанных моделей две последние. Каждая из них имеет свою отличительную черту: так, например, для либеральной американской экономической модели свойственен принцип социал-дарвинизма, которому присущи жесткая конкурентная среда, опирающаяся на бизнес, а не на государственные органы, наличие сильного предпринимательского духа и ограниченная роль государства в области материальной поддержки населения (социальные пособия выдаются лишь тем, кто меньше всего обеспечен среди граждан). Что же касается скандинавской экономической модели, в качестве примера можно рассмотреть Швецию, то здесь в центре экономической политики стоит государство, и важную роль играет социал-демократическая направленность страны. Также стоит принять во внимание экономическую модель Финляндии, которая хоть и относится к странам Скандинавии, но обладает своими отличительными чертами.
Из всего вышесказанного вытекают следующие вопросы: какова роль государства в эффективности экономики, что представляет собой социальная ориентированность и сложилась ли она в национальных моделях Казахстана и России? Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, проанализируем, в качестве примера, особенности экономики скандинавских стран, которые, как известно, именуются «государствами всеобщего благоденствия».
Для начала необходимо отметить, что скандинавские страны относятся к смешанному типу экономического регулирования. В отличие от рыночной, смешанная экономика не опровергает планирование. Тем не менее, стоит отметить, что она характеризуется именно индикативным или селективным планированием, а не директивным, как в плановой экономике. Сочетание механизма рынка с государственным регулированием является важнейшей чертой смешанной экономики. Государство с помощью бюджетных расходов, налоговых обложений и соответствующих конкретной стране законов устраняет недочеты рынка, тем самым стараясь достичь стабильного экономического роста. Сам феномен данного термина связан с английским экономистом Джоном Кейнсом, благодаря которому возник фундамент смешанной экономической системы. Он утверждал, что во избежание «провалов рынка», необходима государственная координация для равномерного распределения дохода.
Как было сказано ранее, смешанная экономика основывается на взаимодействии рынка с государственным сектором. Экономике стран Скандинавии характерна высокая доля государственных расходов, особенно на научно-исследовательские и опытно-конструкторские расходы (НИОКР). Например, в Швеции они составляют 3,3% (для сравнения: доля государственных расходов в Японии – 2,9%, США – 2,5%) [3].
Предоставление социальных гарантий предполагает высокую степень налогообложения, что характерно для стран Северной Европы. Такой весомый вклад в «человеческий капитал» имеет и обратную сторону. К примеру, приверженцы либерального подхода, выступающие против больших социальных выплат, своим главным аргументом считают снижение мотивации в предпринимательской деятельности. Они утверждают, что высокие налоги препятствуют запуску механизма инвестиционной активности предпринимателями, которые в случае отсутствия прогрессивного налогообложения могли бы создать новую продукцию.
Однако, чтобы предотвратить «провалы государства», правительство содействует созданию коллективных договоров, где капиталисты и рабочие трудятся вместе. Вдобавок, в ответ на мнение либералов, дирижисты - сторонники политики активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства, считают, что повышение качества «человеческого капитала» есть фактор конкурентноспособности, современного экономического роста, основанного на инновациях, знаниях и что причина необходимости в его повышении – гиперконкуренция национальных экономик. Все это объясняет разительную нагрузку на частный сектор экономики за счет потребности в больших масштабах перераспределения доходов. Таким образом, наличие данных функций государства относят экономику скандинавских стран к смешанной экономической системе.
Скандинавские страны известны всему миру одним из самых высоких уровней жизни. Им присуща социально–экономическая модель, которая основывается на социал-демократических положениях. Особенностями данной модели являются: большая доля государства в управлении рыночной экономикой, а также всеобъемлющая политика, направленная на выделение значительных средств в пользу социальной сферы.
Истоки возникновения шведской модели смешанной экономики, где присутствует колоссальный масштаб перераспределения доходов, корнями уходят глубоко в историю. На формирование национальных экономических систем и на их функционирование влияют как экономические, так и внеэкономические факторы, например, естественные особенности: местоположение, ресурсные возможности, климатические условия, размеры территории. Не имея колоний, а значит огромного рынка сбыта и большой сырьевой базы, государства Северной Европы могли «сделать ставку» либо на завоевание новых земель, либо на научно– технический прогресс или, другими словами, ориентироваться на собственные источники развития, т.е. были вынуждены вкладываться в человеческий капитал, который и стал главным фактором экономического роста.
Таким образом, возникла необходимость доступного образования, социального страхования, обеспечения занятости, здравоохранения и других видов предоставления социальных услуг для населения. Следствием такой необходимости стало большое перераспределение национального дохода через государственный бюджетный механизм. Именно он является характерной чертой смешанной экономики таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания. Стоит также отметить, что, помимо национального дохода, государство регулирует цены, использование рабочей силы, капитала.
Социал-демократическая шведская модель схожа с германской, но особенно отличается от американской либеральной социально-экономической модели. Их главное различие заключается в том, что в шведской модели присутствует фактор дирижизма, а также большие расходы на социальные гарантии, в то время как в американской модели социальные гарантии предоставляются лишь крайне малообеспеченным слоям населения, к тому же доля государственного сектора в значительной мере ниже, чем в странах Скандинавии.
Перейдем теперь к изучению национальной модели экономики Финляндии. Ее специфика заключается в том, что главную роль в качестве источника финансирования производства отведена фондовому рынку, а именно акционерному капиталу, где важное место занимает иностранный капитал. Так, например, иностранные вложения в корпорации Nokia составляли 90% [1]. В силу своих географических особенностей, Финляндии характерны селения, которые расположены на больших расстояниях друг от друга, а также большое количество озер, пастбищ и лесов. Чтобы все регионы государства были связаны между собой, возникла потребность в развитии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которая выдвинула страну на качественно новый уровень: от сырьевой экономики, которая базировалась на экспорте лесоматериалов, Финляндия сумела успешно перейти к экономике, опирающуюся на высокотехнологичные инновации. Стоит добавить, что данный переход обуславливается для скандинавской страны достаточно большим экономическим эффектом. Этим объясняется рост затрат на НИОКР с 1% в 1984 году до 3,5% [4].
Принимая во внимание экономическую модель Финляндии, Россия может почерпнуть полезный урок, ведь страны схожи географическими особенностями (тундры, леса, селения, разрозненные между собой), и тем, что Финляндия также была государством с сырьевой направленностью экономики, однако это не помешало ей встать на путь инновационного развития экономической системы. Для того, чтобы инновации были внедрены в повседневную жизнь, необходимо, чтобы проведение НИОКР совершалось в научно-исследовательских институтах совместно с промышленными предприятиями, которые могут использовать в промышленности новые технологии, а также следование малого и среднего бизнеса стратегиям, разработанным научно-исследовательскими центрами [2].
Подводя итоги, можно попытаться сформулировать ответ на первый поставленный вопрос: действительно ли большая доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны влечет за собой более низкую эффективность экономики, так как препятствует частному предпринимательству? Как было отмечено выше, значительная доля государства, характерная шведской модели экономики, подразумевает высокий уровень налогообложения для обеспечения социальных предоставлений населению. Говоря об эффективности моделей стран Скандинавии, стоит отметить, что, к примеру, Финляндия занимает 10% мирового рынка инновационной продукции и хотя роль государственного сектора в этой стране достаточно велика, но это не подавляет частное предпринимательство. Таким образом, на мой взгляд, главным является не то, сколько функций государства, а то, какие они по своему функционированию. В ответ на вопросы о социальной ориентированности, по моему мнению, необходимо учитывать, что излишние социальные гарантии имеют и негативные последствия, сказывающиеся на росте экономики и ее конкурентоспособности. Из этого следует, что России и Казахстану необходимо модернизировать свои национальные модели, где социальные расходы должны будут иметь более адресованный характер.