Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE SOCIAL LEGISLATION OF THE VOLGOGRAD REGION IN THE SPHERE OF PREVENTION OF OFFENSES OF TEENAGERS

Fetisova A.V. 1
1 Volgograd State University
Preventive activity of the specialist in social work is capable to be implemented successfully on condition of the solution of a number of problems organizational and administrative, standard and legal, social and economic, psychology and pedagogical and staffing. In work need of codification of the social and security legislation for the sphere of prevention of offenses the teenager is proved in the Volgograd region, basic provisions of the normative legal acts providing to experts and social institutions better social protection by the person in need including such category of the population as youth are analysed. In the analysis of the professional standard "The Specialist in Rehabilitation Work in the Social Sphere" containing labor functions of rehabilitation character, but not preventive, there is very sharp a question of a role of the social worker in the actions intended for prevention of deviant behavior of young people. Unfortunately, neither in this standard, nor in any other attention isn't paid to professional functions of such expert as the social worker or the organizer of work with youth. On the basis of the above the lack of an accurate role of social workers in this kind of activity is revealed.
deviant behavior
teenager
prevention of offenses
neglect
social work

Правовая база социальной работы в России призвана обеспечить специалистам и социальным учреждениям более качественную социальную защиту нуждающимся, включая такую категорию населения, как молодежь [5].

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних, является федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [10]. Данный нормативно-правовой акт не только создал основу деятельности, направленной на предотвращение преступлений и правонарушений несовершеннолетних граждан, но и явился первым федеральным законом, регулирующим профилактическую деятельность в целом.

Основным достоинством данного нормативно-правового акта является комплексная система принципов, на которых базируется деятельность органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков. Данный закон определяет перечень тех органов и учреждений, которые составляют систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетней молодежи.

К недостаткам указанного нормативно-правового акта следует отнести отсутствие законодательного регулирования порядка обжалования и опротестования постановления судьи о помещении подростка. Кроме того, в законе отсутствуют основные направления деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков, что способствовало бы предотвращению тех или иных девиантных отклонений в молодежной среде.

Профилактическая деятельность специалиста по социальной работе способна успешно реализоваться при условии решения целого ряда проблем организационно-управленческого, нормативно-правового, социально-экономического, психолого-педагогического и кадрового обеспечения. Объяснение этого тезиса связано с тем, что в практику современной социальной работы динамично внедряются инновационные формы профилактических служб. В свое время это были «Телефоны доверия», психологические консультации, социальные приюты, социально-педагогические центры, реабилитационные центры.

Успешная профилактика должна быть основана на комплексном подходе, позволяющем активизировать социальные системы и структуры, нацеленные на предотвращение правонарушений несовершеннолетних [1].

Приказом Министерства труда РФ от 18.11.2013г. №681н был утверждён профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» [9]. Данный стандарт содержит трудовые функции реабилитационного характера, но не профилактического. Вопрос о роли социального работника в мероприятиях, предназначенных для профилактики девиантного поведения молодых людей, становится очень острым. К сожалению, ни в данном стандарте, ни в каком-либо другом не уделено внимание профессиональным функциям такого специалиста, как социальный работник или организатор работы с молодежью.

Образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2002г. №154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» [8]. Борьба с безнадзорностью - основная функция данного штаба. Данной структуре предоставлено право заслушивать на своих заседаниях высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам работы по предупреждению безнадзорности. Кроме того, он ежемесячно отчитывается Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о проделанной работе в рамках профилактики в данной сфере деятельности. Органам исполнительной власти, а также органам местного самоуправления рекомендуется не только разрабатывать, но и осуществлять комплекс  мероприятий по решению данной проблемы у подростков, оказывать медицинскую помощь и устройство несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Необходимо подчеркнуть, что помимо применения индивидуальных коррекционно-профилактических форм и методов работы с определенным подростком, склонным к девиантному поведению, существующие законодательные нормы регламентируют ставить его на профилактический учет, который осуществляется на базе образовательных учреждений. Тех подростков, которые нуждаются в мерах особого педагогического воздействия, следует направлять в специальные учебно-воспитательные учреждения в целях прохождения реабилитации.

Специфичность особого положения несовершеннолетних правонарушителей перед законом состоит в том, что их юный возраст признается смягчающим обстоятельством и решением суда не может быть вынесен приговор лишения свободы, сроком больше чем 10 лет (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальное издание.  М., 2017). Также в отношении несовершеннолетних преступников стоит отметить потенциальную возможность вынесения судом приговора с отсрочкой исполнения. Необходимо отметить, что это является довольно частой судебной практикой. Помимо этого, в определенных случаях суд может освободить правонарушителя от уголовной ответственности и наказания с последующей передачей его дела в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и применения в его отношении особых мер воспитательного воздействия. К таким мерам относятся:

- осуществление родителями (либо заменяющих их лицами) или специализированными государственными учреждениями, надзора за подростком;

- принуждение суда возместить причиненный подростком ущерб пострадавшей стороне;

- установление определенных правил поведения и принятие мер по ограничению досуговой деятельности подростка.

В случае нарушения вышеперечисленных условий, суд вправе отменить принятое ранее решение и назначить меру наказания с привлечением несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Кроме того, в УК РФ содержится глава 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», закрепляющая ответственность за совершенное преступление.

Проблема не закрепленности в нормативно-правовых документах социальной работы как особого вида деятельности, реализуемого в учреждениях исполнения наказаний, также является проблемой, схожей с обсуждаемой тематикой. Должность специалиста по социальной работе также отсутствует и в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Тем не менее, психологами и педагогами все же осуществляется социальная работа с заключенными. Поэтому совершенно очевидной является необходимость законодательного совершенствования основ регуляции деятельности социальной работы с несовершеннолетними преступниками. Закрепление социальной работы в УИК РФ как средство социальной адаптации и помощи осужденным может рассматриваться, как мера по устранению этой проблемы.

Нормативно-правовую базу социальной работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Волгоградской области (далее – ВО) составляют Закон Волгоградской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», закон Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области», Постановление главы Администрации Волгоградской области «Об утверждении Положения о едином банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении», Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Волгограда «Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними силами специалистов центров профилактики Волгограда».

В соответствии с законом ВО от 25.07.2003г. №858-ОД «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», специалисты учреждений по профилактике правонарушений в целях предотвращения правонарушений подростков выполняют следующие функции:

-  регулярно информируют в определенной форме органы исполнительной власти, органы местного самоуправления о состоянии деятельности по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, беспризорности и правонарушений на подведомственной им территории;

- получают необходимую для осуществления своих должностных обязанностей информацию от муниципальных органов, органов местного самоуправления и организаций;

-  в определенном законом порядке осуществляют контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних в семье;

- организовывают получение необходимых сведений о безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних и нарушениях прав несовершеннолетних;

- ведут учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях муниципальных комиссий;

- обобщают полученные данные и результаты анализа в своей деятельности.

- организовывают профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями и т.д. [4].

Согласно п. 10 ст. 3 Постановления Главы Администрации ВО 10.12.2010г. №10/1 «Об утверждении Положения о едином банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации» [7], руководители учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений ежемесячно представляют в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав сведения о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и информацию о проделанной ими работе [6].

В соответствии с законом ВО «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3] должностные лица системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и специалисты учреждений социально-психологической помощи должны выполнять следующие функции:

- обязаны направлять в государственные органы, а также в органы местного самоуправления Волгоградской области информацию о причинах и условиях, способствующих правонарушениям подростков;

- обязаны вносить предложения по их устранению;

- обязаны информировать население региона о состоянии профилактической работы в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, главным недостатком законодательной базы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений подростков можно считать отсутствие четкой роли социальных работников в данном виде деятельности.