Введение
Электросудорожная терапия (ЭСТ) была впервые введена в практику в 1930-х годах. Такие мифы, как «ЭСТ вызывает необратимое органическое повреждение мозга», «Вследствие ЭСТ у пациентов развивается слабоумие», «ЭСТ является запрещенным методом», «ЭСТ служит для наказания людей и является репрессивным методом, дающим психиатрам изуверское орудие для борьбы с инакомыслящими» появились в период 1940-1960 гг. и до сих пор поддерживается со стороны средств массовой информации (СМИ) [2].
Кинематография и пресса изображают данный вид лечения со стороны ужасающей реальности, что искажает реальность «медицинскую», основным предназначением которого является лечение наиболее тяжелых психических расстройств.
Материал и методы. Основным объектом исследования были научные отечественные и зарубежные публикации, в которых содержится описание ЭСТ в СМИ.
ЭСТ в кинематографии.
Результаты исследования 35 фильмов различной тематики и периодизации, а именно 13 фильмов на хинди в период с 1967 по 2008 гг., содержавшие ссылки или описание ЭСТ и 22 фильма, начиная с «Змеиной ямы» и заканчивая «Реквием по мечте», изображающие или ссылающиеся на ЭСТ (снятые между 1948 и 2000 гг.) показали, что изображение ЭСТ было неточным, искаженным и драматизированным [4, 8]. В двух фильмах «Змеиная яма» и «Страх вырывается наружу» ЭСТ изображалось как тяжелое, но эффективное средство лечения психических расстройств [8].
ЭСТ назначалось для наказания, уничтожения личности, возникновения сумасшествия, вызывало болевые ощущения и практически всегда применялось с силой. Премедикация применялась редко. Лечение вызывало побочные эффекты: амнезию, состояние зомби; клиническое улучшение было редким [4].
Врачи, использовавшие на практике ЭСТ, изображались в виде злодеев, применяющих данный вид лечения в качестве наказания, чтобы вызвать умопомешательство, амнезию или изменение личности на психоэмоциональном уровне. Только приблизительно треть фильмов изображали психиатров, как этических профессионалов, и менее чем в половине фильмов ЭСТ был представлен как лечебный аппарат для обоснованного психиатрического показания. Пациенты с психическими расстройствами чаще всего изображаются как агрессивные, опасные и непредсказуемые [4, 8].
Отто Валь, авторитет в области медиа-психологии в своей книге «Media Madness» (1995), дает краткий обзор форм использования СМИ для изображения психического заболевания: «Все считает, что СМИ выполняют очень плохую работу и создают вредные последствия, распространяя ложную информацию с распространением стигматизирующих стереотипов, ссылающихся на психически больных людей. Стереотипы: бунтарь, кровожадный маньяк, прирожденный убийца, обольстительница, просвещенный член общества, нарцисс, агрессор [цит. по 9].
С середины шестидесятых годов голливудские авторы сняли всего три фильма, разделяющих какое-то позитивное отношение к психиатрам, такие как «Я никогда не обещал вам сад роз» (1977), «Обычные люди» (1980) и «Умница Уилл Хантинг» (1997). Однако данный пример слабо повлиял на статистику влияния ЭСТ на зрителя [4].
Почему ЭСТ в фильмах было изображено неточно, искажено? Одна из причин заключается в том, что режиссеры слишком ленивы, чтобы тщательно изучить истинное применение ЭСТ в медицинских целях или не считают, что точность фона (с учетом связанных с ней бюджетных требований) действительно необходима. Второй причиной является то, что режиссеры фильмов не отражают процесс информированного согласия, введения анестезии, и другие процедуры не учитываются. Представлены только самые важные элементы, такие как нажатие кнопки стимула и припадок. Третья причина заключается в том, что некоторые режиссеры могут проводить личные антипсихиатрические и анти-ЭСТ-программы. По крайней мере, один кинорежиссер из Индии публично исповедовал свои предубеждения против психиатрии и ЭСТ. Четвертая причина заключается в том, что, если сюжет фильма требует использования ЭСТ для нетерапевтического показания, режиссер не имеет реальной необходимости отображать лечение в точном свете [4].
Фильмы исключительно важны с точки зрения влияния на восприятие зрителей психического расстройства из-за недостаточной осведомленности широкой общественности о проблемах, связанных с психическими расстройствами, а с другой стороны, другие средства коммуникации в значительной степени способствуют размыванию и мистификации определенных психических расстройств и для лиц психически больных [8].
ЭСТ в прессе.
Результаты исследования британской прессы показали, что в целом 111 статей негативно отразили ЭCT, 39 положительно и 198 нейтрально. Основные негативные темы включали в себя: пытки и жестокость, побочные эффекты и повреждение головного мозга, примитивность метода, использование против творчества, против женщин, проведение без информированного согласия, в качестве расистского лечения, для лечения гомосексуализма, как способ борьбы с трудными пациентами. Было отмечено, что большинство негативных существенных комментариев относительно ЭСТ появились в либеральных газетах, тогда как большинство положительных комментариев было опубликовано в консервативных газетах. Некоторые негативные статьи ссылались более чем на одну негативную тему [5].
Основное различие между медиа и психиатрическими профессиями заключается в акценте на форму, а не на содержание. Для СМИ содержание всех сообщений о психических заболеваниях, даже для тех, у кого есть явные образовательные цели, являются вспомогательными по отношению к другому вопросу: интересно ли это?
СМИ − это бизнес. Его выход обусловлен первостепенной задачей − завоевать и удержать внимание. Информация − сырой продукт, который должен быть обработан в форму для достижения этой цели. Психиатры, в отличие от своих коллег по СМИ, стараются соблюдать принципы конфиденциальности, точности и честности, часто неправильно понимают целей кинематографистов. Вместо этого профессионалы СМИ связаны тремя другими ограничениями: новизной, конфликтом и ясностью. Истории, таким образом, переупаковываются в формы, уже знакомые для целевой аудитории [9].
Влияние ЭСТ в СМИ на население, психически больных и их родственников.
Большинство жителей в Чувашской Республике узнали об этом методе лечения из СМИ, включая зарубежные художественные фильмы, далее от врачей и медсестер, от других людей. Родственники больных имели самый низкий уровень осведомленности об ЭСТ. Превалировало негативное отношение к ЭСТ, низкая осведомленность о процедуре лечения, отказ от ее проведения, даже в случае прогрессирования. Женщины, по сравнению с мужчинами, почему-то считали, что ЭСТ может проводиться нелегально. Среди тех, кто согласился бы на процедуру лечения, чаще высказывались за то, чтобы ЭСТ использовалась "как средство последней надежды". Респонденты, которые указали, что их родственники в прошлом подвергались ЭСТ, все были проинформированы о данном методе лечения врачами, но чаще других опрошенных считали ЭСТ мучительной (болезненной) процедурой [1, 6, 7].
Основной источник информации об ЭСТ у психически больных − информация от других психически больных, далее от врачей, из СМИ и книг; художественных фильмов, Интернета. Отрицательные ответы были характерны для больных, которые испытали на практике данный метод лечения.
Большинство психически больных считали ЭСТ мучительной (болезненной) процедурой и «средством последней надежды». Больные, которым проводилась ЭСТ, намного чаще получали информацию об этом методе лечения от врачей. Намного чаще соглашались больные на повторное проведение ЭСТ в будущем в случае ухудшения психического состояния.
В другом исследовании половина опрошенных больных считала ЭСТ опасным методом лечения психических расстройств, чаще в группе, которые знали об ЭСТ, но никогда не лечились данным методом. Эта группа также чаще остальных считала, что злоупотребление мучительной и болезненной процедурой необходимо для наказания непослушных больных, как «средство последней надежды». Согласилась бы на проведение (повторение) ЭСТ в будущем в случае ухудшения психического состояния половина больных, получавших ЭСТ [1, 6, 7].
Фильмы считаются основным источником информации об ЭСT для населения Чувашии, за которыми следуют СМИ, друзья и знакомые, книги, колледж или университет, Интернет. Больше половины респондентов выразили отрицательные эмоции или отношение к ЭСТ. Больше мужчин, чем женщин, получали информацию об ЭСТ из фильмов. Женщины чаще выражали негативные эмоции, в то время как нейтральные эмоции чаще встречались среди мужчин. Пожилые респонденты с большей вероятностью получившие информацию об ЭСТ через книги, считали его эффективным для использования в качестве лечения своих больных родственников. Лица с высшим образованием приводили в качестве показании для ЭСТ депрессию и психоз и положительно относились к ЭСТ, отмечали его эффективность. Фильмы были наиболее частым источником информации для респондентов с более низким уровнем образования [7].
Отношение к ЭСТ врачей, медицинских работников и студентов-медиков после информации в СМИ.
Источниками информации ЭСТ среди медицинских работников Чувашской Республики были книги и формальные исследования, тогда как в других профессиях чаще обращались к СМИ и фильмам и с большей вероятностью относились к ЭСТ отрицательно. Сравнивая врачей и медсестер, врачи рассматривали ЭСТ эффективным методом лечения психических расстройств. Врачи также с большей вероятностью получали информацию из книг и с меньшей вероятностью получали информацию из Интернета по сравнению с медсестрами [1, 6].
Главным источником информации у британских и австралийских студентов выступали газеты, журналы и книги, которых цитировали около половины студентов, а затем фильмы, телевидение, коллеги-медики, семья и друзья [10]. У студентов-медиков из России основным источником информации являются преимущественно американские художественные фильмы, а затем книги, знакомые и друзья, учеба, Интернет. Эффект после показа фрагментов фильмов с информированным согласием пациента ("Доктор Хаус") и эффектом от проводимой терапии ("Чехол" или "Пиджак") достоверно улучшили число положительных оценок у студентов в Чувашской Республике [1]. И напротив, после просмотра британскими и австралийскими студентами фрагментов из следующих фильмов: "Возвращение в страну Оз", "Подручный Хадсакера", "Обыкновенные люди", "Пролетая над гнездом кукушки" и "Деревенщина из Беверли-Хиллз" доля учащихся, которые порекомендовали бы ЭСТ члену семьи или другу снизилась с 49% до 40% и увеличилось количество студентов, отрицающих лечение посредством ЭСТ с 9% до 23%. Только половина студентов одобрила лечение, четверть считала его безопасным, и менее трети считали его эффективным [10].
Результаты отношения среди отечественных психиатров к ЭСТ показали, что врачи, которые никогда не были свидетелями ЭСТ, чаще всего считают, что она вызывает повреждение головного мозга, является болезненной процедурой и наименее вероятно согласились лечить близкого родственника с ЭСТ [6].
Большинство студентов из Ирака, Египта, Соединенного Королевства считали, что ЭСТ негативно отражается в фильмах. Такого мнения особенно придерживались студенты-египтяне, которые видели практику ЭСТ больше в фильмах, чем наяву [3].
A. McDonald и G. Walter отметили, что разнообразные исследования, касающиеся общественного отношения к ЭСТ, показали, что СМИ, включая фильмы, были источником информации об ЭСТ. В последнее время эти авторы предположили, что зрители без личного или профессионального воздействия на лечение могут не различить изображение ЭСТ в СМИ и клиническую реальность [8].
В исследовании индийских студентов-медиков, несмотря на высшее образование и медицинское образование, 37% респондентов сообщили, что СМИ (особенно телевидение и фильмы) являются самым важным влиянием на их отношение к ЭСТ [4].
Большинство учащихся во всех странах, где проводили опрос, считали, что взгляды общественности на ЭСТ были неточными и что средства массовой информации, особенно киноиндустрия, ввели в заблуждение общественность [1, 3, 10].
Проанализировав практику использования ЭСТ в СМИ, можно сделать вывод, что цели кинопродюсеров и редакторов газет и журналов не имеют ничего общего с медициной. «Реалистичная» картина использования ЭСТ при лечении психических расстройств и других заболеваний в медицине весьма отличается от изображения использования ЭСТ в СМИ, создается искаженная реальность данного метода, что приводит к формированию у общества негативного отношения к ЭСТ и способствует отказу психически больных и их родственников от лечения.