Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ELECTROCONVULSIVE THERAPY IN THE MEDIA

Ivanova O.N. 1 Bulygina I.E. 1
1 Chuvash State University named after I.N. Ulyanov
Introduction: Electroconvulsive therapy (ECT) currently causes negative and horrifying emotions, often dictated by the media. Objective - to study the portrayal of ECT in media and her influence on society. Materials and methods. Analyzed scientific domestic and foreign publications, which contain a description of ECT in the media. Results. Studies by the British press have shown that, in general, articles negatively reflected ECT, positively and neutrally. The main negative topics included torture and cruelty, side effects and brain damage, primitive methods, use against creativity, against women, holding without informed consent, as a racist treatment, for treating homosexuality as a way to deal with difficult patients. Similar results were obtained in the analysis of feature films in which the characters were made ECT. Negative assessments of the attitude towards ECT were given by respondents, which films were the most frequent source of information and a lower level of education. Conclusions: Formation at society of the wrong negative idea of ECT promotes refusal mentally of patients and their relatives from such treatment.
mass media
electroconvulsive therapy
population

Введение

Электросудорожная терапия (ЭСТ) была впервые введена в практику в 1930-х годах. Такие мифы, как «ЭСТ вызывает необратимое органическое повреждение мозга», «Вследствие ЭСТ у пациентов развивается слабоумие», «ЭСТ является запрещенным методом», «ЭСТ служит для наказания людей и является репрессивным методом, дающим психиатрам изуверское орудие для борьбы с инакомыслящими» появились в период 1940-1960 гг. и до сих пор поддерживается со стороны средств массовой информации (СМИ) [2].

Кинематография и пресса изображают данный вид лечения со стороны ужасающей реальности, что искажает реальность «медицинскую», основным предназначением которого является лечение наиболее тяжелых психических расстройств.

Материал и методы. Основным объектом исследования были научные отечественные и зарубежные публикации, в которых содержится описание ЭСТ в СМИ.

ЭСТ в кинематографии.

Результаты исследования 35 фильмов различной тематики и периодизации, а именно 13 фильмов на хинди в период с 1967 по 2008 гг., содержавшие ссылки или описание ЭСТ и 22 фильма, начиная с «Змеиной ямы» и заканчивая «Реквием по мечте», изображающие или ссылающиеся на ЭСТ (снятые между 1948 и 2000 гг.) показали, что изображение ЭСТ было неточным, искаженным и драматизированным [4, 8]. В двух фильмах «Змеиная яма» и «Страх вырывается наружу» ЭСТ изображалось как тяжелое, но эффективное средство лечения психических расстройств [8].

ЭСТ назначалось для наказания, уничтожения личности, возникновения сумасшествия, вызывало болевые ощущения и практически всегда применялось с силой. Премедикация применялась редко. Лечение вызывало побочные эффекты: амнезию, состояние зомби; клиническое улучшение было редким [4].

Врачи, использовавшие на практике ЭСТ, изображались в виде злодеев, применяющих данный вид лечения в качестве наказания, чтобы вызвать умопомешательство, амнезию или изменение личности на психоэмоциональном уровне. Только приблизительно треть фильмов изображали психиатров, как этических профессионалов, и менее чем в половине фильмов ЭСТ был представлен как лечебный аппарат для обоснованного психиатрического показания. Пациенты с психическими расстройствами чаще всего изображаются как агрессивные, опасные и непредсказуемые [4, 8].

Отто Валь, авторитет в области медиа-психологии в своей книге «Media Madness» (1995), дает краткий обзор форм использования СМИ для изображения психического заболевания: «Все считает, что СМИ выполняют очень плохую работу и создают вредные последствия, распространяя ложную информацию с распространением стигматизирующих стереотипов, ссылающихся на психически больных людей. Стереотипы: бунтарь, кровожадный маньяк, прирожденный убийца, обольстительница, просвещенный член общества, нарцисс, агрессор [цит. по 9].

С середины шестидесятых годов голливудские авторы сняли всего три фильма, разделяющих какое-то позитивное отношение к психиатрам, такие как «Я никогда не обещал вам сад роз» (1977), «Обычные люди» (1980) и «Умница Уилл Хантинг» (1997). Однако данный пример слабо повлиял на статистику влияния ЭСТ на зрителя [4].

Почему ЭСТ в фильмах было изображено неточно, искажено? Одна из причин заключается в том, что режиссеры слишком ленивы, чтобы тщательно изучить истинное применение ЭСТ в медицинских целях или не считают, что точность фона (с учетом связанных с ней бюджетных требований) действительно необходима. Второй причиной является то, что режиссеры фильмов не отражают процесс информированного согласия, введения анестезии, и другие процедуры не учитываются. Представлены только самые важные элементы, такие как нажатие кнопки стимула и припадок. Третья причина заключается в том, что некоторые режиссеры могут проводить личные антипсихиатрические и анти-ЭСТ-программы. По крайней мере, один кинорежиссер из Индии публично исповедовал свои предубеждения против психиатрии и ЭСТ. Четвертая причина заключается в том, что, если сюжет фильма требует использования ЭСТ для нетерапевтического показания, режиссер не имеет реальной необходимости отображать лечение в точном свете [4].

Фильмы исключительно важны с точки зрения влияния на восприятие зрителей психического расстройства из-за недостаточной осведомленности широкой общественности о проблемах, связанных с психическими расстройствами, а с другой стороны, другие средства коммуникации в значительной степени способствуют размыванию и мистификации определенных психических расстройств и для лиц психически больных [8].

ЭСТ в прессе.

Результаты исследования британской прессы показали, что в целом 111 статей негативно отразили ЭCT, 39 положительно и 198 нейтрально. Основные негативные темы включали в себя: пытки и жестокость, побочные эффекты и повреждение головного мозга, примитивность метода, использование против творчества, против женщин, проведение без информированного согласия, в качестве расистского лечения, для лечения гомосексуализма, как способ борьбы с трудными пациентами. Было отмечено, что большинство негативных существенных комментариев относительно ЭСТ появились в либеральных газетах, тогда как большинство положительных комментариев было опубликовано в консервативных газетах. Некоторые негативные статьи ссылались более чем на одну негативную тему [5].

Основное различие между медиа и психиатрическими профессиями заключается в акценте на форму, а не на содержание. Для СМИ содержание всех сообщений о психических заболеваниях, даже для тех, у кого есть явные образовательные цели, являются вспомогательными по отношению к другому вопросу: интересно ли это?

СМИ − это бизнес. Его выход обусловлен первостепенной задачей − завоевать и удержать внимание. Информация − сырой продукт, который должен быть обработан в форму для достижения этой цели. Психиатры, в отличие от своих коллег по СМИ, стараются соблюдать принципы конфиденциальности, точности и честности, часто неправильно понимают целей кинематографистов. Вместо этого профессионалы СМИ связаны тремя другими ограничениями: новизной, конфликтом и ясностью. Истории, таким образом, переупаковываются в формы, уже знакомые для целевой аудитории [9].

Влияние ЭСТ в СМИ на население, психически больных и их родственников.

Большинство жителей в Чувашской Республике узнали об этом методе лечения из СМИ, включая зарубежные художественные фильмы, далее от врачей и медсестер, от других людей. Родственники больных имели самый низкий уровень осведомленности об ЭСТ. Превалировало негативное отношение к ЭСТ, низкая осведомленность о процедуре лечения, отказ от ее проведения, даже в случае прогрессирования. Женщины, по сравнению с мужчинами, почему-то считали, что ЭСТ может проводиться нелегально. Среди тех, кто согласился бы на процедуру лечения, чаще высказывались за то, чтобы ЭСТ использовалась "как средство последней надежды". Респонденты, которые указали, что их родственники в прошлом подвергались ЭСТ, все были проинформированы о данном методе лечения врачами, но чаще других опрошенных считали ЭСТ мучительной (болезненной) процедурой [1, 6, 7].

Основной источник информации об ЭСТ у психически больных − информация от других психически больных, далее от врачей, из СМИ и книг; художественных фильмов, Интернета. Отрицательные ответы были характерны для больных, которые испытали на практике данный метод лечения.

Большинство психически больных считали ЭСТ мучительной (болезненной) процедурой и «средством последней надежды». Больные, которым проводилась ЭСТ, намного чаще получали информацию об этом методе лечения от врачей. Намного чаще соглашались больные на повторное проведение ЭСТ в будущем в случае ухудшения психического состояния.

В другом исследовании половина опрошенных больных считала ЭСТ опасным методом лечения психических расстройств, чаще в группе, которые знали об ЭСТ, но никогда не лечились данным методом. Эта группа также чаще остальных считала, что злоупотребление мучительной и болезненной процедурой необходимо для наказания непослушных больных, как «средство последней надежды». Согласилась бы на проведение (повторение) ЭСТ в будущем в случае ухудшения психического состояния половина больных, получавших ЭСТ [1, 6, 7].

Фильмы считаются основным источником информации об ЭСT для населения Чувашии, за которыми следуют СМИ, друзья и знакомые, книги, колледж или университет, Интернет. Больше половины респондентов выразили отрицательные эмоции или отношение к ЭСТ. Больше мужчин, чем женщин, получали информацию об ЭСТ из фильмов. Женщины чаще выражали негативные эмоции, в то время как нейтральные эмоции чаще встречались среди мужчин. Пожилые респонденты с большей вероятностью получившие информацию об ЭСТ через книги, считали его эффективным для использования в качестве лечения своих больных родственников. Лица с высшим образованием приводили в качестве показании для ЭСТ депрессию и психоз и положительно относились к ЭСТ, отмечали его эффективность. Фильмы были наиболее частым источником информации для респондентов с более низким уровнем образования [7].

Отношение к ЭСТ врачей, медицинских работников и студентов-медиков после информации в СМИ.

Источниками информации ЭСТ среди медицинских работников Чувашской Республики были книги и формальные исследования, тогда как в других профессиях чаще обращались к СМИ и фильмам и с большей вероятностью относились к ЭСТ отрицательно. Сравнивая врачей и медсестер, врачи рассматривали ЭСТ эффективным методом лечения психических расстройств. Врачи также с большей вероятностью получали информацию из книг и с меньшей вероятностью получали информацию из Интернета по сравнению с медсестрами [1, 6].

Главным источником информации у британских и австралийских студентов выступали газеты, журналы и книги, которых цитировали около половины студентов, а затем фильмы, телевидение, коллеги-медики, семья и друзья [10]. У студентов-медиков из России основным источником информации являются преимущественно американские художественные фильмы, а затем книги, знакомые и друзья, учеба, Интернет. Эффект после показа фрагментов фильмов с информированным согласием пациента ("Доктор Хаус") и эффектом от проводимой терапии ("Чехол" или "Пиджак") достоверно улучшили число положительных оценок у студентов в Чувашской Республике [1]. И напротив, после просмотра британскими и австралийскими студентами фрагментов из следующих фильмов: "Возвращение в страну Оз", "Подручный Хадсакера", "Обыкновенные люди", "Пролетая над гнездом кукушки" и "Деревенщина из Беверли-Хиллз" доля учащихся, которые порекомендовали бы ЭСТ члену семьи или другу снизилась с 49% до 40% и увеличилось количество студентов, отрицающих лечение посредством ЭСТ с 9% до 23%. Только половина студентов одобрила лечение, четверть считала его безопасным, и менее трети считали его эффективным [10].

Результаты отношения среди отечественных психиатров к ЭСТ показали, что врачи, которые никогда не были свидетелями ЭСТ, чаще всего считают, что она вызывает повреждение головного мозга, является болезненной процедурой и наименее вероятно согласились лечить близкого родственника с ЭСТ [6].

Большинство студентов из Ирака, Египта, Соединенного Королевства считали, что ЭСТ негативно отражается в фильмах. Такого мнения особенно придерживались студенты-египтяне, которые видели практику ЭСТ больше в фильмах, чем наяву [3].

A. McDonald и G. Walter отметили, что разнообразные исследования, касающиеся общественного отношения к ЭСТ, показали, что СМИ, включая фильмы, были источником информации об ЭСТ. В последнее время эти авторы предположили, что зрители без личного или профессионального воздействия на лечение могут не различить изображение ЭСТ в СМИ и клиническую реальность [8].

В исследовании индийских студентов-медиков, несмотря на высшее образование и медицинское образование, 37% респондентов сообщили, что СМИ (особенно телевидение и фильмы) являются самым важным влиянием на их отношение к ЭСТ [4].

Большинство учащихся во всех странах, где проводили опрос, считали, что взгляды общественности на ЭСТ были неточными и что средства массовой информации, особенно киноиндустрия, ввели в заблуждение общественность [1, 3, 10].

Проанализировав практику использования ЭСТ в СМИ, можно сделать вывод, что цели кинопродюсеров и редакторов газет и журналов не имеют ничего общего с медициной. «Реалистичная» картина использования ЭСТ при лечении психических расстройств и других заболеваний в медицине весьма отличается от изображения использования ЭСТ в СМИ, создается искаженная реальность данного метода, что приводит к формированию у общества негативного отношения к ЭСТ и способствует отказу психически больных и их родственников от лечения.