Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

MOTIVATION OF THE SPEECH ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF ARTISTIC LITERATURE

Gavrilkova N.E. 1 Khaybullina V.I. 1
1 Of the "MGTU im.G.And. Nosova"
The article deals with the development of speech of preschool children at the present stage. The relevance of the study is due to the need to use different means of motivation to increase the speech activity of preschool children. The importance of the motivation of preschool children for various activities and including the speech activity of children, is underlined. The authors describe the possibility of using fiction as a means of motivating preschool children to speech activity. Methods and methods of using fiction to activate the speech activity of preschool children are described, examples are given on specific works of fiction. A set of diagnostic methods for determining the dominance of motives is proposed; the definition of word stock in the child's active memory; study of coherent speech of children. The authors draw conclusions about the direct relationship between the development of speech in preschool children and motivation for communication.
preschool child
fiction
motive
development of speech.

Речь является важнейшей психической функцией ребенка и одним из главных компонентов готовности к школьному обучению.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделяется в качестве одной из основных образовательных областей. Именно речь – основание для развития всех остальных видов детской деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, познавательно-исследовательской и др. В этой связи, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем.

Для стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста необходима мотивация, ведь речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами.

Мотив – это повод к какому–либо поступку, к активности. Присутствие речевой мотивации у детей означает, что существует внутреннее побуждение к выражению собственных мыслей, переживаний. Поэтому перед педагогом стоит задача не просто дать ребенку знания, а сформировать интерес, научить действовать самостоятельно: находить себе интересное занятие, уметь определять задачи, цели деятельности и уметь находить решение проблемных ситуаций. И здесь первостепенное значение имеет сформированность познавательной мотивации. В дошкольном возрасте у детей появляются новые мотивы: достижения ус­пеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи. Равнодушие младших до­школьников к удачам и неудачам сменяется у средних дошкольников переживани­ем успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех — умень­шение его). У старших дошкольников стимулировать может и неуспех.

Л.В. Градусова, Н.И.Левшина, Л.Н.Санникова отмечают, что  «все же важно отметить, что уже с 4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, так как ребенок на­чинает планировать смысл своей деятельности. Разнообразные интересы приобретают относительную устойчивость. Вследствие всего перечисленного начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребенка» [5].

А.А. Леонтьев, И.А.Зимняя выделяют несколько условий, без которых затруднена речевая деятельность. Среди таких условий – потребность в высказываниях, ведь без необходимости высказать свои стремления, чувства и мысли человек не смог бы заговорить. Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение данной нужды, стремление вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса, т.е. мотивации [1;3].

Л.С. Выготский отмечал: «Каждой фразе, каждому разговору предшествует возникновение мотива речи — ради чего я говорю, из какого источника аффективных побуждений и потребностей питается эта деятельность» [2].

В повседневном речевом взаимодействии и в деятельности детей мотивы являются элементарными потребностями ребенка в позитивных эмоциях, в признании и поддержке. Во время занятий по речевому развитию часто исчезает эта естественность общения, уменьшается желание выражать мысли, т.к. педагог просит ребенка дать ответ на вопрос, пересказать что-то или повторить. Не всегда учитывается, есть ли желание у ребенка это делать.

Мотив речи «ради чего я говорю» (Л.С.Выготский) появляется у детей при наличии эмоций, которые связанны с яркими впечатления­ми, интересом к различным заданиям, предлагаемым педагогом, а также при наличии собеседников, так как говорить в пространство, «в ни­куда» дошкольники не хотят.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

 «Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью» [3].

Чтобы повысить интерес детей на занятиях по речевому развитию возможно использование следующих приемов:

- игровой (любые игры);

- сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.);

- использование схем, моделей;

- поощрение разными предметами (ленточками, флажками, фишками);
- чтение художественных произведений [4].

«Немаловажное значение для мотивации детей к речевой активности играет чтение художественной литературы.  Основными методами чтения и рассказывания художественных произведений детям являются следующие: чтение и рассказывание воспитателя; инсценирование; чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой и др.»[3].

Художественная литература – одним из важных компонентов в формировании речи детей. Литература является важным источником развития всех сторон речи детей,  дает образец русского литературного языка, помогает почувствовать красоту родного языка и его разнообразность. Именно при помощи художественной литературы у детей формируется грамотная, связанная диалогическая и монологическая речь, развивается фонематический слух, звуковая и интонационная культура речи [4].

Приобщение детей к художественной литературе начинается с самого раннего детства со стихотворений А. Барто, рассказов Н. Носова, сказок С.А. Пушкина и многих других. Развитие речи у детей дошкольного возраста  так же происходит при рассматривании картинок сюжетно-ролевого характера с известными для детей сказочными персонажами. Очень важно использовать в развитии речи разные формы включения детей в речевую практику, например, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстрация и пересказ их содержания, чтение стихотворений и разучивание их, загадывание загадок и др.

Важность приобщения детей к художественной литературе отмечали педагоги, лингвисты, психологи такие, как Л.С. Выготский, Е.А. Флерина, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин и другие [6;7].

Е.А. Флерина говорила, что обогащение структуры речи, расширение лексикона, развитие детского словотворчества, все это происходит благодаря детской художественной литературы.  Именно она выделила критерии отбора детской литературы и особенности восприятия текста детьми, определила ее значение в воспитании дошкольников, предложила методику чтения литературы с учетом возрастных групп.

Во всех вариативных программах дошкольных учреждений прописывается содержание работы по речевому развитию дошкольников, определяются требования к объему умений и навыков, требования к речи детей в разных возрастных группах [9].

Для развития речи детям в дошкольном возрасте можно предложить книги с яркими, красочными картинками, например, такие, как С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», А. Барто «Игрушки», Д. Мамин-Сибиряк «Сказки про храброго зайца…», Ю. Васнецов «Дон-дон», «Водичка-водичка», А. Елесеева «Заинька походи», А. С. Пушкин «У лукоморья», А. А. Блок «Снег за снег», П.Ершов «Конек-Горбунок», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Н.Носов «Приключения Незнайки», рассказы А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», Дж. Родарри «Приключения Чиполино», а так же и русские народные сказки.  После прочтения сказки (рассказа), детям можно задать вопросы по сюжету либо попросить пересказать текст. Беседа с детьми может состоять из таких вопросов: С каких слов начиналась сказка? Какие персонажи были в сказке? Кто главный герой?  Чем закончилась сказка?  С помощью этих литературных произведений дети познакомятся с книжной культурой, научатся понимать на слух тексты различных жанров детской литературы, начнут активно закладываться предпосылки к обучению грамоте [5].

Первоначально ребенок оценивает только свои поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих. Этому способствует и построение наиболее простых детских сказок: заяц всегда положительный герой, а волк - обязательно отрицательный. Ребенок переносит свое общее эмоциональное отношение к персонажу на его конкретные поступки, и оказывается, что все действия зайца одобряются потому, что он хороший, а волк поступает дурно, потому что он сам плохой.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки.

В некоторых случаях само эмоциональное отношение к герою определяется этической оценкой его действий. Старшие дошкольники начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т.п.

 Не маловажное значение для мотивации детей к речевой активности играет чтение художественной литературы.

 Основными методами чтения и рассказывания художественных произведений детям являются следующие:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  • Рассказывание воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
  • Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
  • Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
  • Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

 а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

 б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

 а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

 б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

 в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

 г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

  • Чтение как часть занятия по развитию речи:

 а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

 б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала) [8].

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончания чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза.

В экспериментальной части нами использовался комплекс методик: «Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка»  (Н.И. Гуткина) - применяется с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере; методика «Назови слова» (А.Н. Бернштейн) - определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка; методика «Составление рассказа по сюжетной картинке» (Р.И. Лалаева). Целью данной методики является исследование связной речи детей.

В результате качественного анализа были выявлены  прямые взаимосвязи между развитием речи у детей младшего дошкольного возраста и преобладанием познавательного мотива в общении у детей. Исходя из таких результатов исследования, можно сделать вывод, что усиление мотивации детей на развитие речи будет способствовать более эффективному освоению детьми речевых навыков. В связи с этим мы планируем разработать технологию развития речи детей младшего дошкольного возраста, основанную на усилении мотивации к речевой активности с использованием художественной литературы.

Таким образом, мотивация речевой активности играет огромную роль в развитии  речи дошкольников. Художественная литература, наряду с другими средствами и методами, является одним из актуальных средств мотивации дошкольника к речевым высказываниям, формирования коммуникативных навыков детей.