Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE BERESTNEV NIKOLAI MIKHAILOVICH - THE FAMOUS RUSSIAN BACTERIOLOGIST (1867-1909) (TO 150 ANNIVERSARY OF BIRTH)

Banchuk I.I. 1 Bykova A.A. 1
1 Belgorod state national research University
This article describes the life of the great Russian bacteriologist berestneva N. M. Nikolai Mikhailovich was the immediate assistant of the founder of the Moscow bacteriological Institute G. N. Gabrichevskogo, and after his death, Director of the Institute. Under the leadership Gabrichevskogo with Berestnev was established diphtheria, tetanus and protiwastmaticescoe serum. From 1892 he actively participated in many expeditions to study plague, cholera and malaria, and to combat them. In the last years of his life was Chairman Pirogovskaya malarial Commission. In the dissertation about "Lumpy", it is necessary to note especially the works berestneva for plague, cholera and malaria. In 1904 he became head of the anti-plague laboratory at Fort Alexander I in Kronstadt, where in 1908 he passed the Director of the Moscow bacteriological Institute. As described in the case of nursing Nicholas Mikhailovich of his colleague, Podrevskogo L. V., once infected them with the bubonic plague. In the course of their practical activities of Nikolai Mikhailovich made additions to the method of staining microorganisms by Romanovsky, and one of the first to use hidiselu of the population and the extermination of the Anopheles larva, repeatedly traveled to the plague and malaria to study them and organize the fight against these diseases.
bacteriologist
radiant fungus
plague
malaria
genitalia of the population
the moscow bacteriological institute
laboratory of anti-plague
cholera
diphtheria serum
anti-tetanus serum
protiwastmaticescoe serum
two outbreaks of plague
pneumonic plague
bubonic form of plague.

Рис. 1. Берестнев Н.М.

Берестнев Николай Михайлович – известный русский врач-бактериолог (1867 - 1910). Родился в г. Гродно. Окончил Слуцкую мужскую гимназию в 1886 году. Окончил курс в Московском университете, изучал бактериологию под руководством профессора Г.Н. Габричевского, которому много помогал в созидании московского бактериологического института (1895) [5]. В докторской диссертации H. М. Берестнев описал лучистый грибок и изложил эпидемиологические особенности актиномикоза. Им были изучены инволюционные формы возбудителя чумы и особенности распространения этого заболевания в некоторых районах. Он также установил цикл развития паразита малярии в теле комара и предложил модификацию способа Романовского для окраски возбудителя. H. М. Берестнев одним из первых применил хинизацию населения и истребление личинок малярийных комаров; многократно выезжал в очаги чумы и малярии для их изучения и организации борьбы с этими заболеваниями [4; 6]. В 1900—1901 годы работал в Бомбее по ликвидации эпидемии чумы. В 1897 году защитил докторскую диссертацию ("Актиномикоз и его возбудители", М.), после чего состоял приват-доцентом Московского университета. С 1895 по 1904 годы состоял помощником директора московского бактериологического института. С 1900 года принял участие в ряде научных экспедиций по изучению чумы в Индии и Батуми, малярии в Италии и в России [8].

12

Рис. 2. Фотография бактериолога Н.М. Берестнева в лаборатории при проведении опыта (1894 г.)

В 1904 году стал заведующим противочумной лабораторией на форте Александр I в Кронштадте, откуда в 1908 году перешел директором в московский бактериологический институт. Написал ряд научных работ по бактериологии дифтерии, холеры, чумы и малярии [2]. В 1894 г. Габричевский приступил к изготовлению сыворотки в Москве. Поддержки не было никакой, и первая лошадь для иммунизации была приобретена на его собственные скудные средства. Работа была тяжелая. Особых помещений для иммунизации не имелось. В результате неутомимой, энергичной деятельности Габричевского и приближенной группы ученых,в которой и состоял Берестнев Н.М., к осени 1895 г. были выстроены конюшни для 22 лошадей: 18 иммунизировались для получения противодифтерийной сыворотки, 1 — противостолбнячной и 3 —противострептококковой. Дифтерийная сыворотка была даже с современной точки зрения вполне удовлетворительной.

За десять лет (с 1895 по 1905 г.) из-под пера сотрудников бактериологического института вышло 200 научных работ. Авторы этих работ — Л. С. Розенталь, H. М. Берестнев, П. В. Циклинская, С. С. Муравьев, В. И. Молчанов, И. Л. Бомштейн, H. С. Стериопуло, В. И. Яковлев. Ежедневно за завтраком на один час собирались все сотрудники. Здесь шла оживленная беседа по вопросам бактериологии и биологии. Л. Чугаев, который много позже произнес речь на заседании X пироговского съезда, посвященного памяти безвременно ушедшего из жизни Габричевского, подчеркивал, что в институте не было «ни эллина, ни иудея, ни варвара», все были равны, и все сотрудники были одинаково спаяны любовью к Науке и Родине [3].

Рис. 3. Фотография Н.М. Берестнева с сотрудниками Особой лаборатории Института экспериментальной медицины на Форте "Александр I" в Кронштадте (1904–1906 гг.)

Бактериологическая лаборатория на форте «Александр I», производящая противочумную сыворотку, работала очень хорошо. Теория шла рука об руку с практикой. Приезжали туда и врачи с периферии: они изучали бактериологию вообще и бактериологию чумы в частности. Устраивались курсы по изучению чумы; преподавали A. А. Владимиров, С. И. Златогоров, Н. М. Берестнев, B. И. Исаев. Лаборатория внесла свой вклад в мировую науку и прославилась неустрашимостью и героизмом своих сотрудников. Некоторые из них отдавали свою жизнь для победы над чумой.

Сотрудники форта «Александр I» во главе со своим заведующим — ветеринарным врачом Владимиром Ивановичем Турчиновичем-Выжникевичем, занимались и вопросом происхождения, течения и лечения легочной формы болезни [1].

Форт «Александр I» («Чумной») — одно из оборонительных сооружений, входящих в систему обороны Кронштадта. Расположен на небольшом островке к югу от острова Котлин. Построен в 1838—1845 гг. по проекту архитектора Мориса Дестрема. С 1897 г. форт находился в ведении Института экспериментальной медицины (там находилась Особая противочумная лаборатория). Несмотря на строгий контроль, на территории лаборатории было две вспышки чумы — в 1904 и 1907 годах. В мирное время штат лаборатории состоял, кроме заведующего, из трех - четырех сотрудников и, кроме того, в лаборатории работали несколько прикомандированных стажеров, но с началом Первой мировой войны, когда для снабжения армии потребовалось резко увеличить производство вакцин и сывороток, штат Чумного форта увеличился до 60 человек медицинского персонала [9].

В результате лабораторного заражения от легочной формы чумы скончался (17 февраля 1907 г.) прикомандированный к Особой лаборатории Форта "Император Александр I" военный врач Мануил Федорович Шрейбер, вскрывавший без перчаток его труп врач 4-го Кавказского стрелкового батальона Лев Владимирович Подлевский (1870-1943), заболел бубонной формой чумы (к вечеру того же дня развился правосторонний подмышечный бубон и резко повысилась температура). За которым ухаживал сам заведующий противочумной лабораторией, известный русский бактериолог, Берестнев Николай Михайловича. Сначала предположили, что Л.В. Подлевский заразился при вскрытии трупа М.Ф. Шрейбера, но проф. В.В. Подвысоцкий, директор Института экспериментальной медицины, в ведении которого находилась лаборатория на форте, высказал предположение, что наблюдаемые у больного явления могли быть вызваны реакцией организма после произведенных ему в большом количестве предохранительных прививок. К счастью, оказалось, правильным второе предположение и Подлевский стал выздоравливать. Смерть доктора М.Ф. Шрейбера и тревожные вести о ходе болезни доктора Л.В. Подлевского приковали на несколько недель интерес всего просвещенного мира к этому еле заметному каменному форту [10].