Ни для кого не секрет, что многие выдающиеся врачи проявляли героизм в своей профессии и жертвовали не только всем своим свободным временем, но и жизнью [6]. Ипполит Александрович относится именно к таким. Для него врачебная деятельность была далеко не службой, а призванием, и не просто выполнением своих рутинных профессиональных обязанностей, а осознанная необходимость работать совершенно в любых условиях, даже если работа крайне опасна для собственной жизни. Его личный героизм во врачебной деятельности, в первую очередь раскрывается в борьбе с заразными и особо опасными болезнями. Так же героизм присутствует и в ежедневном риске врача быть зараженным тяжелым, порой совершенно неизлечимым заболеванием в годы жизни ученого. История хранит множество примеров высокого служения человечеству ученых и врачей, их готовности к самопожертвованию.
В годы жизни Ипполита Александровича на земном шаре свирепствовали эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, сыпного тифа, туберкулеза. Астраханская губерния не была исключением. Она относилась к числу особо неблагоприятных по инфекционным болезням на территории России. Этому способствовал климат Астраханской губернии, так как он был «благоприятным» для возникновения инфекций. Данный климат дополнялся многочисленным скоплением людей на соляных и рыбных промыслах, низким уровнем жизни и зачастую антисанитарией в жилых помещениях. Местоположение Астрахани на перекрестке сухопутных и водных дорог превращало город в своеобразные ворота, через которые, время от времени, врывались эпидемии опустошительных болезней — чумы, холеры, оспы. В летописях Астрахани они отмечены под названием «моровых язв» и «поветрий». В результате такой сложившейся обстановки на территории губернии работало множество ученых и врачей, которые изучали особо опасные инфекции, пути их передачи, осложнения, а так же профилактику и лечение, сделав большой вклад в развитие и становление такой науки как инфекционные болезни [5].
К числу одной из самых страшных инфекций, конечно, в первую очередь относили чуму. К началу XX века в Астрахани было зарегистрировано 6 чумных эпидемий. Впервые в Астрахансокй губернии она появилась 20 июня 1692 года, а закончилась лишь в декабре 1693 года. За это время чумная инфекция унесла жизни 10 тысяч Астраханцев и 5 тысяч иногородних жителей. В 1727–1728 годах новая эпидемия унесла почти половину жителей. Эти данные способствовали развитию заинтересованности многих ученых к данной проблеме [3, 5].
В этом было так же заинтересованно царское правительство, которое в 1901 году объявило о немедленном открытии в Астрахани противочумной бактериологической лаборатории. Первый заведующий лабораторией был известный, в ту пору, деятель русской общественной медицины — С. К. Констансов. В 1910 году в Астрахани состоялся первый съезд чумологов юга России. Борьба медиков с «черной смертью» была героической, но, не зная истинной причины чумы, не имея специфических средств профилактики, и лечения, они принимали меры лишь в какой-то степени предотвращавшие распространение этой болезни. В изучении чумы велики заслуги русских ученых и врачей. В 1912 году видный астраханский врач, ученый и общественный деятель Ипполит Александрович Деминский открыл чуму у сусликов. Работая с выделенными от суслика чумными микробами, он заразился и погиб от чумы 9 октября 1912 года, открыв тем самым тайну страшной болезни.
Рис. 1. Деминский Ипполит Александрович [5].
Ипполит Александрович Деминский родился 16 апреля 1864 года в Новомиргороде Херсонской губернии в семье ветеренарного врача. Через несколько лет, когда ему было 3 года, его семья переезжает в Астрахань [4, 5].
Когда мальчику было 14 лет, умерла его мать, а еще через два года и отец — ветеринарный врач. В 16 лет Ипполит Александрович остается круглым сиротой. Закончить Астраханскую мужскую гимназию у него получается благодаря поддержке семьи его друга — будущего академика С. И. Коржинского. После гимназии в 1883 году он поступает на медицинский факультет Казанского Университета. В Казани он жил на стипендию, потом в течение многих лет отрабатывал ее, занимая различные врачебные места в огромной Астраханской губернии. В этот период он сотрудничал с газетами, занимался геологией и ботаникой, думал об укреплении песков [2, 5].
Уже 1901 году он был назначен врачом Баскунчакских соляных промыслов, где за годы своей работы создал больницу с отделением для инфекционных больных, бактериологическую лабораторию, организовал грязелечебницу. В 1907 году он стал заведовать Тинакской грязелечебницей, успев всего за 2 года преобразовать ее в благоустроенный российский курорт. Но, конечно, самое главное свое предназначение И. А. Деминский видел в изучении особо опасных инфекций — чумы и холеры. За участие в ликвидации эпидемий чумы 1905 и 1907 годов он был награжден серебряной медалью и орденом св. Анны III степени. В 1909 году И. А. Деминского утвердили на должность помощника заведующего Астраханской бактериологической лаборатории МВД. В 1910 году в Астрахани состоялся I съезд участников противочумных мероприятий юга России, гдн И. А. Деминский уже в то время утверждал, что источник заболеваний в Астраханской губернии надо искать в окружающей природе [3, 4].
В 1911 году в поселении Саганай Ипполит Александрович обнаружил, что верблюд является носителем чумы. Из органов верблюда, умершего от болезни, которую киргизы называли «кара-укпе» (черное легкое), была получена культура возбудителя чумы. Данная культура была немедленно направлена для дальнейших исследований в Кронштадтский чумной форт.
Последняя и самая важная командировка И.А. Деминского состоялась 22 августа 1912 года. Он отправился на борьбу с чумой, в слободу Рахинка Царевского уезда (Волгоградская область), где им впервые была выделена культура чумных бацилл от павшего суслика. В результате этого впервые было доказано, что именно суслики являются источником чумы в астраханских степях [4].
Величие души И. А. Деминского явствует из телеграммы, посланной заведующему Астраханской противочумной лабораторией известному микробиологу Н. Н. Клодницкому: «Я заразился от сусликов легочной чумой. Приезжайте, возьмите добытые культуры. Записи все в порядке. Остальное все расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как случай экспериментального заражения человека от сусликов. Прощайте. Деминский». Семья получила от него краткую записку, написанную на второй день болезни. Детям он завещал закончить образование, быть хорошими людьми и не падать духом [4]. Ему было 48 лет. Последнюю телеграмму записывала под диктовку И. А. Деминского слушательница Московских высших женских курсов Елена Меркурьевна Красильникова, которая ухаживала за Ипполитом Александровичем во время болезни и пережившая его только на 5 дней [5].
Рис. 2. Предсмертная записка И. А. Деминского
Несмотря на свою любовь и огромный интерес к инфекционным болезням И.А. Деминский был очень разносторонне развитым человеком. Он был хорошим литератором, занимался общественной деятельностью. Ипполит Александрович был общительным и мягким человеком, но при этом всегда умел отстаивать свои права, высказываясь резко и прямо. Это не всегда нравилось чиновникам [4].
При всей своей занятости у Деминского была семья, которую он очень любил. Всегда с увлечением выполнял домашние хлопоты, вытачивал на токарном станке некоторые вещи для дома. Особый трепет он испытывал к старшей дочери Ольге, мечтал, чтобы она получила медицинское образование и пошла по его стопам. Стихотворение «В глуши» он посвятил своим детям: «Едва лишь пробудясь, вас вспоминаю я». «Ложусь и я. И, мирно засыпая, вновь ваши имена я в мыслях называю», – строки из этого стихотворения. Так же он активно увлекался фотографией и оставил многочисленные кадры картин Астраханского края. Он очень любил природу и животных [5].
Трагическая гибель И. А. Деминского шокировала не только врачебную общественность. Для увековечивания его памяти был организован сбор средств, в котором приняли участие все российские врачи. Гимназия, в которой он учился, учредила стипендию его имени. В слободе Рахинка на могиле И. А. Деминского и Е. М. Красильниковой стоял памятник. В мае 1956 года, в связи со строительством Волжской ГЭС, их прах был перенесен в Астрахань и погребен на территории противочумной станции. На памятнике имеется надпись: «Доктор Ипполит Деминский и медичка Елена Красильникова. 1912 г» [5].
Рис. 3. Памятник И. А. Деминскому и Е. М. Красильниковой [4]