Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

FUNDING TRAVEL COST ACCORDING TO MICHAEL URBAN SETTLEMENT

Tumakova Y.A. 1 Gorbacheva L.S. 1
1 Tehnicki Irkutsk National University
In the present work, for example, Michael urban settlement, examines the budget of municipal operations through financial analysis of needs the recreation of local residents. The relevance of such an approach is not in doubt because in the rest there is a direct or indirect impact on the economic-demographic, socio-political, ideological and psychological spheres of human life and society study allows to characterize the activities of leisure, as well as to determine its role and importance for economic development in Mikhaylovskoye urban settlement. Today, if you look from the side of municipal budgeting, this role seems to us inadequate, because the satisfaction of the constitutional right to recreation the municipality spends about 3%, and the remaining 98% goes to the activity rest is not connected (including to work).This study allows to characterize the activities of leisure, as well as to determine its role and importance for economic development in Mikhaylovskoye urban settlement. Today, if you look from the side of municipal budgeting, this role seems to us inadequate, because the satisfaction of the constitutional right to recreation the municipality spends about 3%, and the remaining 98% goes to the activity rest is not connected (including to work)
budget
michael urban settlement
the expenditure budget
leisure
education
social policy

Исследование общих проблем отдыха, его содержания и сущности имеет высокий уровень общественной значимости, в силу того, что право на отдых и досуг для каждого является общепризнанным (Всеобщая декларация прав человека, ст.24). Положения об отдыхе граждан включены в конституции многих стран (Конституция РФ, п.5 ст.37). Многие основополагающие аспекты деятельности органов местного самоуправления связаны с организацией и развитием отдыха [1].

Бюджетная стратегия любого муниципального образования ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию территории, обеспечение достойной жизни людей. При этом недофинансирование со стороны государства видов деятельности отдыха может привести к нарушению конституционных прав граждан, затруднить возможности решения задач и вопросов местного значения, связанных с его развитием. Социальная ориентация рынка услуг отдыха предусмотрена действующим законодательством, находит свое выражение в полномочиях органов местного самоуправления [2; 3, с. 368].

В настоящей работе, на примере Михайловского городского поселения, исследуется бюджетная деятельность муниципалитета посредством финансового анализа потребностей отдыха местного населения. Актуальность такого подхода не вызывает сомнения поскольку через отдых происходит прямое или косвенное воздействие на экономико-демографические, социально-политические и идейно-психологические сферы жизнедеятельности человека и общества [4].

Михайловское городское поселение — это муниципальное образование со статусом городского поселения в составе Черемховского района Иркутской области (рис.1). Его административный центр — посёлок Михайловка.

Рис.1 Схематическое расположение Черемховского района на карте Иркутской области

Бюджетный анализ показывает, что за последние три года доходы и расходы бюджета Михайловского городского поселения изменились незначительно (до 1% роста) по сравнению с базовым периодом 2014 года (рис. 2). При этом в 2015 году темпы роста основных показателей бюджета были отрицательными (-13% по доходам и –11% по расходам, соответственно). Дефицит бюджета в 2014 году составил 541,5 тыс. руб., в 2015 году – 1231 тыс. руб., а в 2016 году наблюдался профицит в размере 512,7 тыс. руб. (табл.2).

Рис 2. Бюджет Михайловского городского поселения

В научной литературе отдых принято рассматривать фрагментарно (как свободное время, удовольствие, рекреацию, досуг и т. д.) или опосредовано по отношению к тем или иным видам деятельности людей [5]. В последнем случае является очевидным представление, например, физической культуры и спорта, культуры и кинематографии, здравоохранения, образования, социальной политики и др. содержательными видами физиологически-необходимой и социально-специфической формами отдыха [см. 3, с.32]. В бюджетном отношении сумма указанных расходов представляет собой совокупные расходы на отдых, которые могут быть соотнесены с общими расходами бюджета (табл. 1).

Таблица 1. Расходы на отдых в бюджете Михайловского городского поселения (тыс. руб.)

Виды деятельности отдыха

2014

2015

2016

Образование

149,5

70,0

34,2

Социальная политика

310,6

340,0

357,6

Физическая культура и спорт

177,0

88,2

93,0

Культура, кинематография

380,0

162,0

360,2

Сумма расходов на отдых

1017,1

660,2

845,0

Расходы бюджета

31320,5

27850,7

31384,2

Удельный вес отдыха в расходах

бюджета, %

3,3

2,4

2,7

 

Как видно из таблицы в 2014 и 2016 годах расходы на отдых были максимальными по сравнению с 2015 годом. Такое снижение расходов на отдых в 2015 году может быть вызвано как с уменьшением общих расходов бюджета, так и доходов бюджета которые в последние 3 года имели тенденцию снижения. Эти колебания вызваны последствиями финансового кризиса 2014 - 2015 гг. [9]

В целом становится ясно, что суммарные расходы на отдых занимают незначительную часть (в среднем 2,7%) общих расходов муниципального бюджета. В структуре общих расходов на отдых наибольшее финансирование имеют социальная политика (40%), культура и кинематограф (36%). В то время как деятельность образования и физической культуры и спорта финансируется в гораздо меньших объемах (10% и 14% соответственно). Полученные оценки позволяют установить приоритеты муниципальной политики Михайловского городского поселения. Вместе с тем нельзя не отметить, что незначительный удельный вес совокупных расходов на отдых в местном бюджете весьма невелик в сравнении с общими расходами, как и невелики доли отдельных составляющих отдыха (образования, физической культуры и др.).

В частности, анализ финансирования деятельности образования (рис.3) показывает, что расходы в 2015 году на 53,2% сократились по сравнению с 2014 годом и в 2016 году на 51,1% по сравнению с 2015 годом. Причиной уменьшения расходов на образование связаны с тем, что доходы в образовательные учреждения поступают неравномерно в течение года, что затрудняет не только их годовое планирование, но и планирование их расходов, что и снижает эффективность использования средств, выдвигая на первый план не рационализацию расходов и экономию средств, а скорость их расходования часто в ущерб эффективности и результативности. [7]

Рис.3 Расходы на образования

Социальная политика по сравнению с другими видами деятельности в период с 2014 по 2016 гг. выросла на 15% (рис.4). Повышением этих расходов на отдых можно объяснить тем, что численность населения составляет 7641 человека и большая часть из них пожилые люди (за 2016 год), поэтому безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому будет предусматриваться опережающий рост ассигнований на эти цели из бюджетов всех уровней по сравнению с большинством других направлений государственных расходов.[8;9]

Рис.4 Расходы на социальную политику

Резкое снижение расходов на физическую культуру и спорт в 2015 году на 50,2% по сравнению с предыдущим годом (рис.5). Вызван ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта:

· недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

· несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а именно ее моральное и физическое старение;

· недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;

· отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни. [6]

Рис. 5 Расходы на физическую культуру и спорт

В сфере культуры и кинематографии в 2015 году расходы были сокращены по сравнению с исследуемыми годами (на 57,4% по сравнению с 2014 годом) (рис.6), это связано с общей экономической ситуацией в стране вызванной финансовым кризисом 2014-2015 гг. В указанный период снижения расходов вызвано с перераспределением средств в другие виды деятельности. Повышение в 2016 году (по сравнению с 2015 годом) расходов в сфере культуры и кинематографии на 122,3% связано с дополнительным привлечением средств в культуру и кинематографию поселения.

Рис.6 Расходы на культуру и кинематографию

Проведенное исследование позволяет дать характеристику деятельности отдыха, а также определить его роль и значение для развития экономики в Михайловском городском поселении. Сегодня, если посмотреть со стороны муниципального бюджетирования, эта роль нам представляется недостаточной, поскольку на удовлетворение конституционного права на отдых муниципалитет затрачивает около 3%, а остальные 98% уходят на деятельность с отдыхом не связанную (в т.ч. на труд).

Представляется целесообразным увеличение бюджетного финансирования отдыха, т.к. любое расширение производственной (и непроизводственной) экономической деятельности приводит к ухудшению способностей к труду, если оно не сопровождается адекватным улучшением условий для деятельности отдыха.

Статья подготовлена под руководством доцента ИРНИТУ В.М. Хромешкина по теме государственные расходы, шифр специальности 08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит.