Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

LEGAL FRAMEWORK FOR USE OF ELECTRONIC DOCUMENT TURNOVER IN JURISDICTION COURTS

Savrasova L.N. 1 Petrina V.V. 1 Snopova E.A. 1
1 The Central branch of the FSBEIHE "The Russian State University of Justice"
The article analyzes the norms of the current legislation on an electronic document and discusses the problems of applying electronic document management in courts of general jurisdiction. Due to the rapid improvement of technologies and their widespread introduction into numerous areas of work of the court, electronic document management takes a high position compared to its paper counterpart, but there are some problems associated with the procedure for obtaining and using an electronic document due to its features and specifics. Active use of an electronic document in the work of the court apparatus indicates the need to create a system that ensures the legal significance of this interaction, since the legislator gives such documents a lower evidentiary strength than other types of evidence. The emphasis is placed on the need to address the problem of the use of an electronic document and electronic document management, which, among other things, contributes to a more complete informatization of the courts.
activity of court
electronic document circulation
electronic document
electronic signature
sms-notifications

Согласно ГОСТ Р 6.30-2003, развитие технологий позволило заменить бумажный документооборот на электронный. Данный стандарт включает состав реквизитов, требования к оформлению документов и бланков [2].  Если документ – «это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать», то электронный документ – это «документ, информация которого представлена в электронной форме», а электронный документооборот (ЭДО) – это «документооборот с использованием автоматизированной информационной системы» [1]. Электронным документом является информация, которая представляется в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком, а также для передачи по сетям и обработки в информационных системах [4].

Документооборот современной организации, предприятия, учреждения формируется на основе синтеза как традиционных бумажных, так и компьютерных технологий. Подготовка и набор текста, редактирование, форматирование, сохранение на носитель, обработка и пересылка осуществляются в бумажном и в электронном виде с преобладанием второго. Отметим, что подготовка, форматирование, передача по сети и хранение в памяти компьютера электронных документов не возможны без владения навыками работы со сложными современными техническими средствами. Уникальность ЭДО проявляется в приравнивании документа, подписанного электронной цифровой подписью документу, зафиксированному на бумажном носителе, то есть является ему равнозначным [5].

Быстрое развитие информационно-компьютерных технологий отразилось и на работе судов, на основе их регулирования нормами гражданского и административного судопроизводства. По мнению многих ученых и практиков, постепенное внедрение и развитие электронного документооборота и электронного правосудия ставит задачу перед судами повысить эффективность отправления правосудия, прежде всего в судах общей юрисдикции.

Технологическая цепочка движения и обработки электронных документов в судах в общем виде включает несколько этапов. Прежде всего, это прием поступающих в суд документов, который осуществляется централизованно сотрудниками канцелярии. Что касается факсимильных сообщений или электронных писем, то их прием может быть организован децентрализовано. Автоматизированная форма регистрации документов осуществляется с помощью специального программного обеспечения, которое устанавливается, как правило, на сервер локальной сети. Поступающие в суд документы подлежат обязательной регистрации и вносятся в регистрационно-учетную карточку подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика» ГАС «Правосудие» и сохраняются в базе данных.

Обращения в суд на бумажных носителях в данное время утрачивают своё актуальное значение. Такого рода документы могут быть поданы посредством специальной формы на сайте суда (ч. 1 ст. 144 ГПК РФ). Так Кодексом предусмотрена подача следующих документов: заявления об обеспечении иска; об обеспечении имущественных интересов; искового заявления, документов, прилагаемых к нему, ходатайств, встречного иска (ст. 92, 99, 125, 126, 131, 159, 132);  иных видов заявлений (ст. 51, 52, 53, 193, 199, 204, 209, 214, 220, 224, 225, 229, 231, 237, 242); жалоб (ст. 260, 262, 277, 308).

Но всё же есть проблемы, которые препятствуют осуществлению ускоренной подачи таких документов в суды. Особенно это связывают, прежде всего, с наличием электронной подписи. Под электронной подписью следует понимать задокументированную информацию, присоединённую к подписываемому субъектом электронному документу, или каким-либо образом связанную с ним, позволяющую распознать лицо, которое подписало его [5]. Такая подпись создается сложным алгоритмом в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа. 

Для подачи в суд электронного документа может использоваться не только простая электронная подпись, с применяющейся в ней учетной записью физического лица, но также усиленная квалифицированная электронная подпись [3]. КАС РФ устанавливает требования к виду электронной подписи, однако не уточняет конкретный вид такой подписи.  Тем не менее, Закон № 149-ФЗ закрепляет возможность использования электронного документа и цифровой подписи в жизнедеятельности суда [4]. Эти два атрибута составляют основу для формирования электронного документооборота. Трудность доступа к электронному правосудию содержится в неявственном характере норм, определяющих возможности использования документов в безбумажном виде в гражданском процессе. Осуществление права на обращение в суд с документами в электронном виде зависит от оснащённостей техники суда.

Раздел «Подача процессуальных документов в электронном виде» присутствует на многих сайтах судов. Но, несмотря на это, суды с технической стороны пока не способны пользоваться электронными документами, так как их материально-техническое оснащение занимает такое положение, что возможность предоставления в суд электронного документа, его прочтения и установления достоверности в настоящий момент времени затруднена. Следует заметить, что данный раздел отсутствует на официальных сайтах судов в различных регионах страны, что предполагает невозможность исполнения права на обращение в мировой суд с документами в электронном виде.

Лица, участвующие в деле по их ходатайству, вправе получать копии судебных актов, извещения и другие материалы в виде электронных документов (за исключением документов, содержащих информацию с ограниченным доступом). Это предусмотрено ст. 45 КАС РФ.  Однако на практике многое зависит от наличия и возможностей техники: размещение информации на официальном сайте суда в сети Интернет; использование систем видеоконференцсвязи для участия в судебном заседании лиц, задействованных в судебном процессе; высылка копии судебного постановления через сеть Интернет и др.

В гражданском процессе допущено извещение лиц, участвующих в деле, с помощью смс-сообщений. Статьей 113 ГПК РФ закреплено, что лица участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд не только заказным письмом, судебной повесткой, телеграммой или телефонограммой, но и другими способами с использованием средств связи, обеспечивающих извещение и вручение адресату. В связи с тем, что часто суды не признавали смс-извещения надлежащими, Постановлением Пленума ВС РФ от 09.02.2012 № 3 судам разъяснено, что такой вид извещения допускается, но только в случае согласия на уведомление посредством смс, подтвержденного распиской. В результате суды получили четкие инструкции, как оповещать участников процесса о времени, дате и месте заседания.

 В дальнейшем участники процесса должны самостоятельно принимать меры по получению информации о движении дела с использованием других средств связи. Со своей стороны суды выполняют обязанности по размещению информации на своих официальных сайтах.

На современном этапе не все суды могут себе позволить работать с электронными документами, в частности, из-за недостаточного уровня информатизации, а также неполного снабжения современными техническими средствами. В результате, деятельность этих судов затруднена.

Все вышеизложенное  подчеркивает важность направления развития законодательства России и правоприменительной практики в вопросах правового регулирования отношений в области движения электронных документов и придания им юридической силы. Порядок организации электронного документооборота устанавливается судебным департаментом. 

Бесспорно, развитие информационно-компьютерных технологий становится  важнейшим направлением реформирования деятельности судов, так как ориентированы на повышение доступности судопроизводства, его оперативности, эффективности и открытости. Для аппарата судов внедрение электронного документооборота постепенно упростит и ускорит работу с документами. Использование средств связи сократит временные затраты на прием и регистрацию входящей документации, подготовку судебных актов, на оповещение лиц, участвующих в деле, и как следствие, способствует сокращению сроков рассмотрения дел.  Но для преодоления трудностей на пути внедрения электронного документооборота в судебный процесс и другие сферы деятельности судов требуется некоторое время и усовершенствование материально-технической базы.