Последние 20 лет Россия усердно старалась стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) и на протяжении всего этого времени не утихали споры о том, какие преимущества и недостатки принесет это членство. Вот уже несколько лет Российская Федерация является членом ВТО наравне с другими 159 странами мира.
Целью деятельности Всемирной Торговой Организации является либерализация мировой торговли и разработка и обеспечение справедливой конкуренции. Принципы и правила функционирования ВТО состоят в следующем:
- Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования и предоставление зарубежным компаниям, товарам и услугам не менее благоприятных условий, чем для отечественных производителей;
- Взаимность уступок, предполагающая ослабление двусторонних торговых ограничений;
- Прозрачность, связанная с опубликованием торговых правил и наличием структур, предоставляющие открытую информацию другим участникам ВТО;
- Реализация либерализации торговли за счет регулирования тарифов и сокращения таможенных пошлин;
- Разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров;
- Льготный период адаптации для развивающихся стран к условиям ВТО.
Для Российской Федерации на этапе вступления в ВТО важнейшими целями являлось:
- улучшение условий доступа российской продукции на иностранные рынки на недискриминационной основе;
- разрешение торговых споров согласно действующему международному механизму;
- приведение нормативно-правовой системы в соответствие с правилами ВТО;
- улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов;
- расширение возможностей для отечественных инвесторов в странах-членах ВТО;
- создание условий и механизмов для качественного повышения конкурентоспособности российской продукции за счет увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на отечественный рынок;
- представление национальных интересов в процессе выработки правил международной торговли;
- повышение имиджа Российской Федерации в мире как полноправного участника международной торговли.
Вопрос о присоединении к ВТО с самого начала был опутан огромной сетью домыслов и мифов. Самый популярный из них состоял в том, что после присоединения к этой организации для России сразу откроются все рынки, возникнет безработица, обанкротится множество предприятий и т. д. Спустя время мы можем констатировать, что ничего подобного не произошло, однако некоторые опасения до сих сохраняются.
В действительности в стратегической перспективе у России нет другого пути, помимо активной интеграции в систему мирохозяйственных связей в рамках правил ВТО. Это мощный инструмент развития экономики, который позволит нашей стране стать частью единого унифицированного, интегрированного инвестиционного пространства с сопоставимыми экономическими, правовыми, техническими, санитарными, фитосанитарными и экологическими стандартами, нормами и правилами, что создаст благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и региона. В то же время открытие рынков для импорта способно ухудшить положение отечественных сельхозпроизводителей, привести к ослаблению конкурентоспособности и сокращению объемов отечественного производства, росту доли импортной продукции.
В ходе обследований, в том числе и на общероссийском уровне, выявлен ряд отраслей, которые будут испытывать наибольшие трудности при интеграции России в ВТО. Это в первую очередь сельское хозяйство, машиностроение, станкостроение, легкая, пищевая, перерабатывающая промышленность [1].
В целом негативные последствия от вступления в ВТО составляют 9,2-10,3% от выпуска 2020 г. после вступления в ВТО, в том числе прямые потери роста – 2,2-2,4% и упущенные возможности роста – 6,9-7,9%. Это приведет к сокращению 36-80 тысяч рабочих мест. Негативное влияние ВТО на нефтепереработку, нефтехимию и химию, металлургию минимально в связи с экспортной ориентацией и значительными инвестициями в развитие и модернизацию производства за последние 5 лет [5].
Необходимо отметить, что на региональном уровне накануне вступления в ВТО ряд экспертов указывали на слабую подготовленность регионов к ВТО, в том числе и из-за неполного соответствия нормативно-правовой базы субъектов международным нормам. Отсутствие подготовленных кадров в сфере внешнеэкономической деятельности также сказалось на потере национального рынка и недостаточному использованию возможностей расширения объемов экспорта.
Наше сельское хозяйство в ближайшей перспективе может оказаться в сложной ситуации. В части субсидирования производства ВТО накладывает на аграрный сектор российской экономики существенные ограничения. В результате в течение нескольких лет уровень субсидий будет только снижаться, а неравная конкуренция с импортной продукцией может привести к разорению многих аграрных предприятий и увеличению на рынке доли импорта. Но в некоторых случаях некоторые сельхозпроизводители могут оказаться в выигрыше, получив возможность за счет снижения импортных пошлин приобретать более дешевую импортную технику.
Волгоградская область входит в число основных аграрных регионов России. Аграрный сектор создает 10% ВРП, в нем занято 190 тысяч человек. По производству сельскохозяйственной продукции Волгоградская область занимает 12 место среди регионов России, при этом по производству зерна – 10 место, подсолнечника – 5 место, овощей – 2 место, по размерам сельскохозяйственных угодий – 3 место в РФ.
В связи с особой ролью, которую сельское хозяйство играет в экономике области, столь важно создание стратегии развития сельского хозяйства в новых условиях мировой экономики, развитие форм и способов страхования сельхозпроизводителей, стимулирование конкуренции среди предприятий данной сферы [3].
Еще одна важная отрасль экономики региона – промышленное производство, которое формирует 32% ВРП и в котором занято 160 тысяч человек. Среди основных отраслей производства преобладают предприятия переработки нефти, химии, нефтехимии, производства металлических изделий. В них функционируют более 80 экспортоориентированных предприятий. В регионе функционируют около 100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.
Для бизнеса, который занимается торговлей импортными товарами, в последнее время несколько выросли закупочные цены на продукцию иностранного производства. Но это связано не с членством России в ВТО, а с колебаниями валютного курса. Вообще средний и малый сегменты бизнеса в Волгоградской области практически не представлены промышленным производством. В основном предприниматели заняты в торговле или сфере услуг. А на эти отрасли экономики влияние ограничительных мер ВТО пока не оказывает существенного влияния.
При этом эксперты предрекали, что ВТО принесет существенные дивиденды металлургам, химикам и нефтехимикам. Однако этого пока не произошло. Производители этих товаров рассчитывали получить свободный доступ на зарубежные рынки сбыта, но этому помешали ухудшение внешнеторговой конъюнктуры из-за кризисного состояния экономики в Европе и рост энерготарифов внутри России. Характерный пример – остановка на некоторый период времени и консервация по вышеуказанным причинам производства на Волгоградском алюминиевом заводе [2].
Предприятиями, находящимися в зоне риска снижения выручки после вступления в ВТО, являются, например, ОАО «Волжский трубный завод», Завод «Красный Октябрь». Существует риск, что продукция этих производств, станет не конкурентоспособной с импортными изделиями, поскольку данные предприятия имеют устаревшую технологическую и материальную базу и требуют инновационных решений для снижения себестоимости продукции и улучшения ее качественных характеристик. Но и другим предприятиям региона необходимо разрабатывать и внедрять инновации для поддержания своей рентабельности, ведь таможенные барьеры для импорта и уровень господдержки будут неуклонно снижаться в связи с развитием экономических отношений в рамках ВТО. Поэтому предприятиям с низкой эффективностью производства должны успеть перестроиться, модернизировать производство либо уйти с рынка.
Таким образом, среди положительного воздействия ВТО на экономику России и Волгоградскую область, в частности, можно выделить следующее:
- снижение цен на электронику, компьютерные технологии импортного производства за счет снижения таможенных пошлин;
- снижение ставок по кредитам, страховых тарифов;
- повышение качества продукции за счет роста конкуренции производителей.
Возможными отрицательными последствиями могут быть:
- импорт продуктов питания, сельхозмашин, текстиля, мешающий развитию отечественного производства;
- непосильная конкуренция для российских банков и страховых компаний;
- повышение тарифов на электроэнергию и газ;
- рост безработицы [7].
Однако однозначно утверждать о превалировании минусов или плюсов влияния ВТО на экономику России и региона в настоящий момент представляется невозможным, поскольку в современных политических и экономических условиях на систему хозяйственных отношений воздействует множество других факторов (экономические санкции, ослабление курса рубля по отношению к иностранной валюте, изменение мировых цен на энергоносители). Сложившаяся экономическая ситуация требует последовательной, стратегически выстроенной государственной политики поддержки базовых отраслей хозяйства как на федеральном, так и региональном уровнях. Будучи одним из важнейших вопросов современной экономической политики страны, членство России во Всемирной Торговой Организации естественным образом оказывает первостепенное влияние и на оптимизацию региональной экономической стратегии. В Волгоградской области уже приняты и должны развиваться меры информационно-консультационного и методического характера, как с текущими участниками внешнеэкономической деятельности, так и с представителями предприятий, заинтересованных в выходе на внешние рынки в условиях членства РФ в ВТО.
Региональными мерами Волгоградской области по адаптации народного хозяйства к новым экономическим реалиям настоящего времени могут быть:
- четкое формулирование стратегической политики региона с указанием определенных «точек роста», конкурентоспособных отраслей экономики;
- корректирование отраслевых и межотраслевых программ с целью приведения в соответствие законодательства и планов развития новым условиям функционирования экономики;
- развитие наукоёмкости производств и основа на инновационные механизмы повышения конкурентоспособности отечественной продукции (интенсивный рост экономики);
- стимулирование развития механизмов государственно-частного партнерства как на федеральном, так и на региональном уровнях [4].
Таким образом, членство России в ВТО предполагает изменение экономической политики на всех уровнях власти и трансформацию направлений производственной и финансовой деятельности отечественных производств. Это заключается, во-первых, в повышении конкурентоспособности российских предприятий и, во-вторых, увеличении экспорта и завоевании новых рыночных ниш во внешнеэкономической деятельности.