Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE INFLUENCE OF THE WTO ON THE DEVELOPMENT OF THE BASIC BRANCHES OF THE VOLGOGRAD REGION

Kalmykova M.P. 1
1 Volgograd State University
In the present work the author considered the problem of Russia's integration into the system of international economic relations within the framework of the World Trade Organization (WTO). At the time of Russia's accession to the WTO, there were concerns about the development of the domestic economy in the new conditions. After several years, the national economy was influenced by other factors and transformations (changes in the international political situation, fluctuations of the exchange rate, introduction of economic sanctions). In this regard, the author made an attempt to analyze the current economic situation and assess the impact of WTO rules on the development of basic industries in the Volgograd region. The paper presents the main positive and negative consequences for the Russian economy as a whole of the country's accession to the WTO and the impact of this membership on the two basic branches of the Volgograd region: industrial production and agriculture.
business
agriculture
industry
wto
regional economy
investments

Последние 20 лет Россия усердно старалась стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) и на протяжении всего этого времени не утихали споры о том, какие преимущества и недостатки принесет это членство. Вот уже несколько лет Российская Федерация является членом ВТО наравне с другими 159 странами мира.

Целью деятельности Всемирной Торговой Организации является либерализация мировой торговли и разработка и обеспечение справедливой конкуренции. Принципы и правила функционирования ВТО состоят в следующем:

  1. Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования и предоставление зарубежным компаниям, товарам и услугам не менее благоприятных условий, чем для отечественных производителей;
  2. Взаимность уступок, предполагающая ослабление двусторонних торговых ограничений;
  3. Прозрачность, связанная с опубликованием торговых правил и наличием структур, предоставляющие открытую информацию другим участникам ВТО;
  4. Реализация либерализации торговли за счет регулирования тарифов и сокращения таможенных пошлин;
  5. Разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров;
  6. Льготный период адаптации для развивающихся стран к условиям ВТО.

Для Российской Федерации на этапе вступления в ВТО важнейшими целями являлось:

  • улучшение условий доступа российской продукции на иностранные рынки на недискриминационной основе;
  • разрешение торговых споров согласно действующему международному механизму;
  • приведение нормативно-правовой системы в соответствие с правилами ВТО;
  • улучшение инвестиционного климата для иностранных инвесторов;
  • расширение возможностей для отечественных инвесторов в странах-членах ВТО;
  • создание условий и механизмов для качественного повышения конкурентоспособности российской продукции за счет увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на отечественный рынок;
  • представление национальных интересов в процессе выработки правил международной торговли;
  • повышение имиджа Российской Федерации в мире как полноправного участника международной торговли.

Вопрос о присоединении к ВТО с самого начала был опутан огромной сетью домыслов и мифов. Самый популярный из них состоял в том, что после присоединения к этой организации для России сразу откроются все рынки, возникнет безработица, обанкротится множество предприятий и т. д. Спустя время мы можем констатировать, что ничего подобного не произошло, однако некоторые опасения до сих сохраняются.

В действительности в стратегической перспективе у России нет другого пути, помимо активной интеграции в систему мирохозяйственных связей в рамках правил ВТО. Это мощный инструмент развития экономики, который позволит нашей стране стать частью единого унифицированного, интегрированного инвестиционного пространства с сопоставимыми экономическими, правовыми, техническими, санитарными, фитосанитарными и экологическими стандартами, нормами и правилами, что создаст благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны и региона. В то же время открытие рынков для импорта способно ухудшить положение отечественных сельхозпроизводителей, привести к ослаблению конкурентоспособности и сокращению объемов отечественного производства, росту доли импортной продукции. 

В ходе обследований, в том числе и на общероссийском уровне, выявлен ряд отраслей, которые будут испытывать наибольшие трудности при интеграции России в ВТО. Это в первую очередь сельское хозяйство, машиностроение, станкостроение, легкая, пищевая, перерабатывающая промышленность [1].

В целом негативные последствия от вступления в ВТО составляют 9,2-10,3% от выпуска 2020 г. после вступления в ВТО, в том числе прямые потери роста – 2,2-2,4% и упущенные возможности роста – 6,9-7,9%. Это приведет к сокращению 36-80 тысяч рабочих мест.  Негативное влияние ВТО на нефтепереработку, нефтехимию и химию, металлургию минимально в связи с экспортной ориентацией и значительными инвестициями в развитие и модернизацию производства за последние 5 лет [5].

Необходимо отметить, что на региональном уровне накануне вступления в ВТО ряд экспертов указывали на слабую подготовленность регионов к ВТО, в том числе и из-за неполного соответствия нормативно-правовой базы субъектов международным нормам. Отсутствие подготовленных кадров в сфере внешнеэкономической деятельности также сказалось на потере национального рынка и недостаточному использованию возможностей расширения объемов экспорта.

Наше сельское хозяйство в ближайшей перспективе может оказаться в сложной ситуации. В части субсидирования производства ВТО накладывает на аграрный сектор российской экономики существенные ограничения. В результате в течение нескольких лет уровень субсидий будет только снижаться, а неравная конкуренция с импортной продукцией может привести к разорению многих аграрных предприятий и увеличению на рынке доли импорта. Но в некоторых случаях некоторые сельхозпроизводители могут оказаться в выигрыше, получив возможность за счет снижения импортных пошлин приобретать более дешевую импортную технику.

Волгоградская область входит в число основных аграрных регионов России. Аграрный сектор создает 10% ВРП, в нем занято 190 тысяч человек. По производству сельскохозяйственной продукции Волгоградская область занимает 12 место среди регионов России, при этом по производству зерна – 10 место, подсолнечника – 5 место, овощей – 2 место, по размерам сельскохозяйственных угодий – 3 место в РФ.

В связи с особой ролью, которую сельское хозяйство играет в экономике области, столь важно создание стратегии развития сельского хозяйства в новых условиях мировой экономики, развитие форм и способов страхования сельхозпроизводителей, стимулирование конкуренции среди предприятий данной сферы [3].

Еще одна важная отрасль экономики региона – промышленное производство, которое формирует 32% ВРП и в котором занято 160 тысяч человек. Среди основных отраслей производства преобладают предприятия переработки нефти, химии, нефтехимии, производства металлических изделий. В них функционируют более 80 экспортоориентированных предприятий. В регионе функционируют около 100 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.

Для бизнеса, который занимается торговлей импортными товарами, в последнее время несколько выросли закупочные цены на продукцию иностранного производства. Но это связано не с членством России в ВТО, а с колебаниями валютного курса. Вообще средний и малый сегменты бизнеса в Волгоградской области практически не представлены промышленным производством. В основном предприниматели заняты в торговле или сфере услуг. А на эти отрасли экономики влияние ограничительных мер ВТО пока не оказывает существенного влияния.

При этом эксперты предрекали, что ВТО принесет существенные дивиденды металлургам, химикам и нефтехимикам. Однако этого пока не произошло. Производители этих товаров рассчитывали получить свободный доступ на зарубежные рынки сбыта, но этому помешали ухудшение внешнеторговой конъюнктуры из-за кризисного состояния экономики в Европе и рост энерготарифов внутри России. Характерный пример – остановка на некоторый период времени и консервация по вышеуказанным причинам производства на Волгоградском алюминиевом заводе [2].

Предприятиями, находящимися в зоне риска снижения выручки после вступления в ВТО, являются, например, ОАО «Волжский трубный завод», Завод «Красный Октябрь». Существует риск, что продукция этих производств, станет не конкурентоспособной с импортными изделиями, поскольку данные предприятия имеют устаревшую технологическую и материальную базу и требуют инновационных решений для снижения себестоимости продукции и улучшения ее качественных характеристик. Но и другим предприятиям региона необходимо разрабатывать и внедрять инновации для поддержания своей рентабельности, ведь таможенные барьеры для импорта и уровень господдержки будут неуклонно снижаться в связи с развитием экономических отношений в рамках ВТО. Поэтому предприятиям с низкой эффективностью производства должны успеть перестроиться, модернизировать производство либо уйти с рынка.

Таким образом, среди положительного воздействия ВТО на экономику России и Волгоградскую область, в частности,  можно выделить следующее:

  • снижение цен на электронику, компьютерные технологии импортного производства за счет снижения таможенных пошлин;
  • снижение ставок по кредитам, страховых тарифов;
  • повышение качества продукции за счет роста конкуренции производителей.

Возможными отрицательными последствиями могут быть:

  • импорт продуктов питания, сельхозмашин, текстиля, мешающий развитию отечественного производства;
  • непосильная конкуренция для российских банков и страховых компаний;
  • повышение тарифов на электроэнергию и газ;
  • рост безработицы [7].

Однако однозначно утверждать о превалировании минусов или плюсов влияния ВТО на экономику России и региона в настоящий момент представляется невозможным, поскольку в современных политических и экономических условиях на систему хозяйственных отношений воздействует множество других факторов (экономические санкции, ослабление курса рубля по отношению к иностранной валюте, изменение мировых цен на энергоносители). Сложившаяся экономическая ситуация требует последовательной, стратегически выстроенной государственной политики поддержки базовых отраслей хозяйства как на федеральном, так и региональном уровнях. Будучи одним из важнейших вопросов современной экономической политики страны, членство России во Всемирной Торговой Организации естественным образом оказывает первостепенное влияние и на оптимизацию региональной экономической стратегии. В  Волгоградской области уже приняты и должны развиваться меры  информационно-консультационного и методического характера, как с текущими участниками внешнеэкономической деятельности, так и с представителями предприятий, заинтересованных в  выходе на внешние рынки в условиях членства РФ в ВТО.

Региональными мерами Волгоградской области по адаптации народного хозяйства к новым экономическим реалиям настоящего времени могут быть:

  • четкое формулирование стратегической политики региона с указанием определенных «точек роста», конкурентоспособных отраслей экономики;
  • корректирование отраслевых и межотраслевых программ с целью приведения в соответствие законодательства и планов развития новым условиям функционирования экономики;
  • развитие наукоёмкости производств и основа на инновационные механизмы повышения конкурентоспособности отечественной продукции (интенсивный рост экономики);
  • стимулирование развития механизмов государственно-частного партнерства как на федеральном, так и на региональном уровнях [4].

Таким образом, членство России в ВТО предполагает  изменение экономической политики на всех уровнях власти и трансформацию направлений производственной и финансовой деятельности отечественных производств. Это заключается, во-первых, в повышении конкурентоспособности российских предприятий и, во-вторых, увеличении экспорта и завоевании новых рыночных ниш во внешнеэкономической деятельности.