Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE INFLUENCE OF PERSONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATING STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Zhivoglyadova A.Y. 1 Koreneva V.V. 1
1 SibFU IPPS
The article examines the reports submitted in the framework of the strategic session "learning to learn: a response to the challenges of the XXI century", organized by the charitable Fund of Sberbank "investment in the future" and the Federal Institute of education development 12-14 October 2017 in Moscow. Special attention is paid to the role of motivation in learning, gap and difficulties between the generations. Mentioned the study motivation of students of secondary vocational educational institutions, as well as its comparison with the motives and life goals. Currently, there is a process of combining prefigurative culture (the cult of the future) and the era of motivation. The article highlighted the problem of motivation of students of educational institutions to achieve professional and personal success. At the end an attempt is made to apply to understanding the "Motivational model of the XXI century".
the motivation
educational institutions
a strategic session
to learn to study

Тема обучения, мотивации, профессионального становление личности, поиска и формирования квалифицированных рабочих и других кадров никогда не потеряет свою актуальность, даже в случае роботизированного мира.

Следует заметить, что данные вопросы выносятся на обсуждение, видные деятели занимаются поиском решения этих проблем. Одним из недавних примеров может служить стратегическая сессия «Учить учиться: ответ на вызовы XXI века», организованная благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Федеральным институтом развития образования 12-14 октября 2017 в Москве.

На сессии приняли участие известные спикеры, академик РАО, доктор психологических наук А.Г. Асмолов, директор Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ К. Поливанова, руководитель проекта «Атлас новых профессий» Д.А. Судаков и многие другие ведущие сотрудники институтов, различных организаций и платформ. Подробно с работой сессии можно ознакомиться на сайте [3] .

В рамках работы были представлены доклады на актуальные и интересные практики решения трудностей процесса современного образования на разных уровнях. Обсуждению подверглось то, что образовательные организации всего мира не готовят выпускников как квалифицированных специалистов. Речь шла о подготовке кадров для профессий, которые еще не созданы в мире или для решения таких проблем, которые в силу определенных обстоятельств, социальных или экономических, еще не существует. И, конечно, для работы с технологиями, которые стремительно развиваются и с каждым годом приобретают новые черты.

Ключевой идеей было обсуждение выхода из сложных и противоречивых проблем - формирование способности у учащихся учиться самостоятельно на протяжении всей жизни. Данное умение отмечено на международном уровне и является одним из восьми компетенций рекомендованных Европарламентом и Советом Евросоюза в декабре 2006 года для реализации концепции «Lifelong learning».

В России данная задача  прописана в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)[4]. Но введен он сравнительно недавно, поэтому перестроиться, понять и освоить преподавателям его еще только предстоит.

Задачами форума стал обмен опытом, формирование сообщества единомышленников, определение общей стратегии развития. Следует начать с того, что учить учиться достаточно не новое словосочетание, но его применение вызывает массу споров в действительности. В первую очередь мы сталкиваемся с межпоколенным разрывом понимания. В своем докладе «Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии» Г.В. Солдатова (член ВАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет) упоминает концепцию поколений Н. Хоува и У. Штраусса [5]. Дело в том, что сейчас в одном учреждении учатся и живут представители 4 поколений: «беби-бумеры» (54-74 года), поколение Х (33-53 года), поколение Y(17-32 года) и поколение Z (до 16 лет). Таким образом, мы видим, что в изменяющемся мире с изменяющимся ребенком не всегда справляется даже ближайшее поколение, что говорить о более взрослом. Как показывает практика, воспитанием занимаются люди «через» поколение.

Хотелось бы заострить внимание на докладах В. Г. Асмолова «Учить учиться: образование как институт социального развития личности». А также М. Фаликман «Метапознание: что это такое и зачем оно в школе». А. Г. Асмолов очень содержательно выделил три типа межпоколенческих отношений согласно М. Мид:

  1. Постфигуративная культура: культ предков. В типе традиции выступают как механизм трансляции опыта.
  2. Конфигуративная культура: культ современников. Обучение на равных: дети учатся у нас, мы учимся у детей.
  3. Префигуративная культура: культ будущего. Вы никогда не жили в этом мире и какое право вы имеете нас учить? [2]

Данная градация показывает нам современный парадокс обучаемых детей – они в большинстве не хотят получать знания от взрослого, хотят добывать их сами. Но как именно – на этом этапе возникают трудности и ступор.

Далее в докладе есть очень интересный пункт «имена» 21 века, где автор выделил символические эпохи поэтапного протекания нашей жизни:

  • Эпоха неопределенности;
  • Эпоха разнообразия;
  • Эпоха возможностей;
  • Эпоха мотивации.

Сейчас мы находимся в последней эпохе, что это значит для современного человека? Это значит что вокруг масса возможностей, неопределенностей и только от человека зависит использование этого разнообразия. Миссия всех образовательных учреждений изменяется с образования как трансляции знаний, навыков и умений к образованию как индустрии возможностей, главными компонентами в которой являются мотивы, действия и смыслы.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что мы получаем некую «Мотивационную модель XXI века», только еще не осознанную, не структурированную. Образование также должно войти в новый, мотивационный цикл, появляются новые, основные универсальные действия, такие как мотивация готовности к изменениям и компетентность обновления компетенций. Но обо всем этом говорят как о будущем, что же делать сейчас, когда согласно статистике, происходит нехватка квалифицированных кадров.

На сессии не заострялось внимание на студентах, например среднего профессионального образования (СПО), хотя, на наш взгляд, мотивация и рассматриваемые проблемы касаются всех учреждений.

Исходя из собственного опыта посещения педагогических советов, а также из бесед с классными руководителями, студентами, мастерами производственного обучения были выделены причины отсутствия студентов на занятиях, многочисленных задолженностей и, как следствие, отсутствие мотивации к обучению. Выглядят они следующим образом: лень, болезнь, личные дела (обстоятельства); уверенность в своих силах (сдам и без теории); наличие надежного друга с «конспектом»; отсутствие уважения к педагогу, отсутствие интереса к выбранной специальности; отсутствие мотивов и сформированных планов на будущее, обучение ради «корочек».

Данный анализ относится к проблеме, было проведено исследование, по результатам которого мотивы учащихся зачастую не совпадают с выбранной или профессией, путем обучения [1]. На выходе из школ, колледжей, техникумов и ВУЗов мы получаем молодых юношей и девушек, с заложенным «отсутствием» мотива идти на выбранную специальность, выбранный уклон. В данной ситуации как бы не развивали педагоги всех учреждений умение учиться у ребенка, с одной стороны он сможет перестроиться и освоить то, что ему интересно, с другой – это пустая трата времени, пока ребенок сам не осознает свое влияние на собственный образовательный процесс.

Согласно статистике (всемирный экономический форум 2015 г. исследование «Инновационные практики обучения (ITL 2009-2012), приведенной С.Г. Яковлевой в своем докладе, навыками нашего века являются: когнитивные способности, разрешение проблем и инновационность, навыки сотрудничества; самостоятельное пополнение, интеграция и перенос знаний; социальные навыки. Навыки не сложные, но и их получением необходимо заниматься в течение всей сознательной жизни.

Учитель, педагог в любом учреждении должен стать не просто значимым взрослым, а мотиватором, коммуникатором и навигатором в среде для подростков. А сами подростки, студенты и школьники должны понять то, что только благодаря их инициативе сможет заработать и успешно функционировать современная, мотивационная модель образования.

Подводя итоги, можно сказать, что данная модель не рассмотрена, не изучена и даже не построена. Необходимо выделить и создать такие условия, в которых мотивацией можно будет не только управлять, но создавать ее и достигать общего понимания модели всеми участниками образовательного процесса.